Банный день

Эрик Ранта
Сестра моего отца, тетя Аня, жила в большом поселке в сотне километров  от Питера. Ох, и любил же я ездить к ней в гости, два-три раза в год обязательно наведывался. Очень мне у тети нравилось: просторный дом в сосновом бору, в паре сотне метров от залива, а  на причале, у тетиного мужа, дяди Толи, катерок стоял. Порыбачить одно удовольствие было. А если осенью наезжал, то  по грибы-ягоды ходил, а зимой на лыжах  раздолье... И без всяких церемоний, без предупреждения, приезжал, предварительно подарки подкупив.
  Ну, тут уж без проблем было. Тетя была страстной чаевницей и для нее я покупал-доставал десяток пачек чая, того самого со слоном. Дядя Толя служил мичманом в военно-морской учебке и как положено морскому волку курил трубку и для него я покупал несколько пачек табака "Капитанский". Дядя этот табак любил, но считал его дорогим и курил подешевле "Моряк", да еще основательно сдабривал его махоркой. Но главные подарки были для их дочерей, старшеклассниц, погодков Тины и Марии. Тут уж я денег не жалел, ибо в тетиной семье, впрочем как и во всей отцовской родне, в вещах ценилась прежде всего добротность и я, предварительно проконсультировавшись со знакомыми девушками, покупал им что нибудь из одежды.

 Ехать надо было долго, с двумя пересадками и приезжал я обычно часам к трем. Вход в дом был через просторную, служившею одновременно и кухней, веранду. Обычно я заставал тетю, хлопочущую у плиты. Тетя увидев меня всплескивала руками и целуя  приговаривала:
 - Господи! Вот радость-то, вот гость желанный!
 На шум, из глубины дома, выбегали мои сестры и с воплями: "Братан приехал!!!" - бросались мне на шею. При этом целовали так, что в душе далеко не родственные чувства возникали. На что тетя, скрутив жгутом полотенце, грозила им:
 - Геть вертихвостки! Щас по задницам надаю, сидеть не сможете!!!
 Сестры,  получив  подарки,  убегали к себе в комнату, а тетя начинала суетиться: " Чайку с дорожки, чайку!" - Иной раз я попадал под тетины пироги с духмяной, хрустящей корочкой, с незамысловатой начинкой: картошкой, грибами, капустой с яйцом... Сытные были пироги, съешь парочку как отобедал. А если пирогов не было, то на стол выставлялись сушки-баранки, вазочки с вареньем - черничным, малиновым, крыжовниковым... масло и крупно нарезанный белый, кирпичиком хлеб. Я пил чай, а тетя сидела рядышком и расспрашивала о родне и общих знакомых, время от времени приговаривая:
 - Да ты ешь, ешь не в гостях же! - а также покрикивала в глубину дома - Тина, Маша, а ну живо баню топить!
 Я всегда порывался помочь сестрам, но тетя меня останавливала:
   - Нечего, нечего сами справятся! Вот замуж выскочат, будут знать, как мужей уважить!
 Часам к шести возвращался со службы дядя Толя. Здороваясь за руку он обычно говорил:
 - Ну, спасибо племяшь, не забываешь нас! - а потом, трижды поцеловав и оглядев со всех сторон, говорил:
 - Эк, какой вымахал! Жаль  родня, зятя бы мне такого, любую за тебя отдал бы!
 - Да ты что мелешь? Что мелешь-то старый хрыч? - возмущалась тетя.
 Дядя на хрыча не обижался, а напустив на лицо строгость спрашивал:
 - Мать! А что с баней?
 - Да ты, никак выпивши? - удивлялась тетя - Глаза-то свои бесстыжие раскрой, давно уж топится!
 - Ну, тогда ужинать после бани, а щас чайку давай!
 Иногда, завидев, что в неурочный час топится баня, приходил двоюродный брат дяди Толи, дядя Сережа. Дядя Сережа тоже когда-то служил на флоте, но по причине болезни был комиссован и, живя на небольшую пенсию, перебивался случайными заработками по плотницкой части. Давно, у него на глазах, под колесами грузовика управляемого пьяным водителем, погибли жена и сын. После этой трагедии в его голове какой-то важный болт ослаб, и дядя Сережа ежегодно проводил два-три месяца в психиатрической клинике. А так он был душа человек и искусством морской травли, когда правда соседствует с полуправдой и ложью, владел в совершенстве.  А уж рассказчик он был Божией милостью. Слушая его дядя Толя, смеясь и в восторге прихлопывая себя по коленям, приговаривал: "Ну, ****обол!!! Ну, ****обол!!!"

 Баня истоплена и тетя, дав нам бидончик домашнего, ядреного, кваску напутствует нас:
 - Вы там уж слишком долго не рассуливайте! Ужинать уж пора!
 В бане сначала залезали на самый верхний полок и сидели там потели, как говорил дядя Толя доходили до кондиции. Потом дядя, надев себе на голову суконную панаму, на руки холщовые рукавицы  говорил:
 - Ну-к племяш дай я тебя по-флотски!- я растягивался на полке, а дядя крикнув - Давай Серега по махонькой! - начинал парить.
 Дядя Сережа плескал кипяток на каменку и жар волна за волной наполнял баню, а дядя  то со всей силы хлестал меня, то размашистыми, круговыми движениями гнал жар на тело, то массировал вениками... Блаженство, да и только! Напарившись мы выходи в предбанник, попить кваску, отдышаться. Сделав два-три захода, начинали мыться...
 После бани, входя в дом, дядя Толя всегда говорил:
 - Ну все грехи смыли можно и причаститься!
 - Да уж все готово - отвечала тетя. - Давайте за стол.
 Никаких деликатесов на столе не было, все по-простому: горячая, посыпанная укропом, картошка в миске, перья зеленого лука, редиска на блюде, жареная рыба ,тонко нарзанное сало, постное масло в бутыле...Ну и конечно водочка в графине. Дядя разливал водку по стопкам и говорил:
 - Ну, за тех, кто не с нами!
 - Да уж - промокая глаза платком, говорила тетя - с каждым годом все больше их ...
 Молча, не чокаясь, выпивали и начинали закусывать... Потом выпивали и по второй и по третьей ...А уж где бутылочка там и песни....
 Вот закрою глаза и вижу их, тетю, дядю, сестер, дядю Сережу. Дядя начинал:
 - Прощайте скалистые горы - потом вместе с дядей Сережею - Отчизна на подвиг зовет - а тут уж и мы и подхватывали - Мы вышли в открытое море в тяжелый и дальний поход...