Лучше автора о его героях не расскажешь. Ещё раз убеждаемся в этом, перечитав повесть "Усвятские шлемоносцы" нашего земляка Евгения Ивановича Носова.
С первых слов, вынесенных в заглавие, мы попадаем в атмосферу, казалось бы, отошедших понятий некоего давно забытого уклада жизни средневековой Русии. Те же вилы и грабли, такая же пора сенокоса под Троицу воскресным утром июня 1941-го года...
Вершится двадцатый век, и оказывается, что большинство тех странных понятий живы поныне: ведь были они, и долго ещё будут с нами - во все времена!
Выбор главного героя не случаен – о нём следует поговорить особо: это потомственный хлебороб в самом продуктивном возрасте, знающий толк в круговерти повседневных дел, прошедший армейскую школу в фуражных частях красной армии. Человек на земле неслучайный, более того, до глубины души в неё влюблённый.
И вдруг, в самый драматичный момент своего бытия, он постигает, что уже и в имени своём несёт некую предрасположенность доблестям воинским, и вправе – жить на своей земле, и оберегать её! Касьян, в переводе с греческого, означает шлемоносец, ратоборец, умелец ратного дела.
Ну зачем, скажите, цивилизованному землепашцу сказки дедушки Селивана о потаённом смысле имён, их строгом соответствии истинному предназначению человека?
Но здесь-то автор бережно и сводит своих подопечных с благостной традицией и вековечной церковью, от коих в своём неуёмном ре-эволюционном притязании мы с вами вроде бы уже и отпали… Отпал колхоз, худыми декретами отгородившись от всего святаго, но не отпали люди, живущие на земле!
На страницах повести нами улавливается и некая бравада, дескать, можно и по-новому. Старшее поколение нет, нет, да и осадит ещё не вкусившую лиха молодь.
Удивительно, что в произведении совершенно отсутствует проблема отцов и детей, сама постановка такой темы немыслима. Самое зачало повествования: "в лето, как быть тому" не предполагает каких бы то ни было конфликтов поколений,– в семье едят от одного каравая, возделывают одну землю!
Приходит время и, как от века то заведено, обязанность резать хлеб переходит от одного кормильца - хозяина к другому … И по извечному канону Домостроя (от старших– к малым) кусом коврижным оделяется каждый из едоков.
Произведение написано о войне. Пусть со страниц его не прозвучало ещё ни единого выстрела, присутствие ворога, вторгшегося во пределы страны, уже до боли осознано Касьяном – по той пронзительной (после ночного перелета эскадр к фронту) тишине, когда на рассвете он вдруг не услышал привычного щебета птиц …
Но зловещее слово "война" уже произнесено! И во единый миг до селе кротцие православные христиане ощутили себя частицею той несокрушимой армии ополчения, о которую обломало себе зубы не одно полчище завоевателей.
Вернутся ль герои к родным порогам, а и, воротясь, найдут ли в сохранности свои домы? Это не ведомо никому … Ведомо лишь, чем окончится эта война!
Малою каплею, малой капли частию некоею, струйками пречистых родников сольются священыя воды в могучий поток и смоют невесть откуда вкравшуюся к нам погань! Вновь встанут города, проснутся нивы. Живые – помянут павших…
И дети – премножат страницы сией нехитрой летописи, ведь первые строки славной истории будущего села Усвяты нами уже сочтены – в СЛОВЕ О ЕГО ПОЛКУ!