Усвятские родники

Виктор Фесенко
      Лучше автора о его героях не расскажешь. Ещё раз убеждаемся в этом, перечитав  повесть "Усвятские шлемоносцы"  нашего земляка  Евгения Ивановича Носова.

      С первых слов, вынесенных в заглавие, мы попадаем в  атмосферу,  казалось бы,  отошедших понятий  некоего давно забытого уклада жизни  средневековой  Русии. Те же вилы и грабли, такая же пора сенокоса под Троицу воскресным утром июня 1941-го года...

      Вершится двадцатый век, и оказывается, что большинство тех странных понятий живы поныне: ведь были они, и долго ещё будут с нами - во все времена!

      Выбор  главного героя  не случаен –  о нём  следует поговорить  особо:  это потомственный хлебороб в самом продуктивном возрасте, знающий толк в круговерти повседневных дел, прошедший армейскую школу в фуражных частях  красной армии. Человек на земле  неслучайный, более того,  до глубины души  в неё влюблённый.

      И вдруг, в самый драматичный момент своего бытия, он постигает, что уже и в имени своём несёт некую предрасположенность  доблестям воинским, и вправе –  жить на своей земле, и оберегать её!  Касьян, в переводе с греческого, означает шлемоносец, ратоборец, умелец ратного дела.

      Ну зачем, скажите, цивилизованному землепашцу сказки дедушки Селивана о потаённом смысле имён, их строгом соответствии истинному предназначению человека?   

      Но здесь-то автор бережно и сводит  своих подопечных  с благостной традицией и вековечной церковью, от коих в своём неуёмном ре-эволюционном притязании мы с вами вроде бы уже и отпали…  Отпал колхоз, худыми декретами отгородившись от всего святаго, но не отпали люди, живущие на земле!

      На страницах повести  нами улавливается  и некая бравада, дескать, можно и по-новому. Старшее поколение нет, нет, да и осадит ещё не вкусившую лиха молодь.

      Удивительно, что в произведении совершенно отсутствует проблема отцов и детей, сама постановка такой темы немыслима. Самое зачало повествования: "в лето, как быть тому" не предполагает каких бы то ни было конфликтов поколений,– в семье едят от одного каравая, возделывают одну землю!

      Приходит время и, как от века то заведено, обязанность резать хлеб переходит от одного кормильца - хозяина  к другому …  И по  извечному  канону  Домостроя (от старших– к малым) кусом коврижным оделяется каждый из едоков.

      Произведение написано о войне. Пусть со страниц его не прозвучало ещё ни единого выстрела, присутствие ворога, вторгшегося во пределы страны, уже до боли осознано Касьяном – по той пронзительной (после ночного перелета эскадр к фронту) тишине, когда на рассвете он вдруг не услышал  привычного  щебета птиц …

      Но зловещее слово  "война" уже произнесено!   И во единый миг  до селе  кротцие православные христиане  ощутили себя  частицею  той  несокрушимой  армии  ополчения, о  которую обломало себе зубы не одно полчище завоевателей.

      Вернутся ль  герои к родным порогам, а и, воротясь, найдут ли в сохранности свои домы? Это не ведомо  никому …  Ведомо лишь,  чем  окончится  эта война!
 
      Малою  каплею, малой капли  частию  некоею, струйками  пречистых родников сольются священыя воды в могучий поток  и смоют  невесть откуда вкравшуюся к нам погань!  Вновь встанут города, проснутся нивы.     Живые – помянут  павших…

      И дети –  премножат  страницы  сией нехитрой  летописи, ведь  первые  строки  славной истории  будущего села Усвяты нами уже сочтены –  в СЛОВЕ  О ЕГО ПОЛКУ!