Жертва обыденности. Обыденность и жертва. Обыденно

Евгений Найдёнов
Жертва обыденности. Обыденность и жертва. Обыденность жертвы.

Размышления о жизни виртуальной и реальной.

Ну раз уж мне свободно мыслить
Создатель добрый повелел,
возьму себе удел обычный,
чтоб быть обычно не у дел.

Я испытаю вдохновенье
К покою чтоб потом прийти
Не будет лишнего движенья
На тёплом на моём пути.

Почему всякого человека явно или подспудно тянет к необычному? Почему люди часто верят в какой то бред, но не видят естественного и очевидного?   Почему надоедает знакомое, благополучное и удобное? Почему однажды наступает момент, когда то, чем живёшь, становится пресным? Как возникает привычная обыденность и почему она такая страшная?
У каждой вещи и у каждого явления в этом мире есть обратная, теневая сторона. Между первой и второй, неочевидной стороной трудноуловимая граница и взаимоотношения с ней у людей очень индивидуальны. У кого-то очень остро и жёстко проходит черта между правильным и не правильным, хорошим и плохим, а у кого то её почти и вовсе нет. Где проходит граница между, например внутренней свободой и беспринципностью? Или между сочувствием и попустительством? Расслабленностью и разгильдяйством? Или между торжеством победы и обыденностью? Можно ответить, что в зависимости от ситуации и мировоззрения человека, который эту границу определяет. Сколько же тогда границ и ситуаций? Воистину Бесконечность. Очень прочны бывают эти границы,  и незримы…
Границы «плавают», в разные времена и в разных обществах у них свой «фарватер» и свои берега. Силы жизни и человеческие желания движут их, из этого рождается мораль общества, его законы, а так же предрассудки и тупики судеб. Жизни строятся и рушатся, идеалы и кумиры творятся и низвергаются. Их образы и тени перемещаются в общественном сознании, возбуждая к жизни различные религиозные и философские системы.
Одной из важных целей общественных правил, да и ощутимой части всей человеческой культуры взаимоотношений является охрана нас, граждан и членов от многих беспокойств, мытарств и неприятностей, устройство и облегчение жизни. Охрана от самих себя, друг от друга, от разрушительных решений и действий. И мыслей. Много всевозможных проблем снимается, если ты вписан в общество и знаешь его законы. В силу привычки мы даже не осознаём, сколько всего не приходится касаться и сколько вопросов не приходится решать. Заплатил – тебя кормят, везут, развлекают, заболел – лечат. Нарушил границу, принятую в данное время – воспитывают, исправляют или наказывают. Заботятся, одним словом. Государство права гарантирует и свободы. Есть чем заняться. Однако мы ощутимую часть этой заботы, небезосновательно в общем, воспринимаем как давление на себя и даже считаем насилием, ущемлением личностных свобод. Возмущаемся, особенно в юности. Стараемся закрыться, как то рассеять это давление, или презирать и ломать границы, уберегающие от неблагополучия, остро ощущая их вторую, теневую сторону. А потом, свыкшись, научившись использовать, плывём на автомате, погрузившись в свой внутренний, удобный мир, соприкасаясь с большим миром раз в год или того реже, когда работу меняем, партнёров или жильё.
Люди предсказуемы. Для всяких человеческих действий существуют образцы и регламенты как это «принято», как это «надо». Все типы отношений и действия определены и обозначены границами, которые все знают. Безопасность и удобство практически гарантированы и только очень ленивый или тупой член общества не сможет пользоваться его «благами». Удобно. Нужно только выучить правила.
Где обратная сторона этого явления под названием общественное благополучие, и какова её цена. От чего ещё, кроме неудобств и опасностей, охраняет своих членов общество? Чему учит? Посмотрим.
Уклад жизни, цели и задачи определены достаточно строго и чётко. Каждый лояльный законопослушный нормальный член, согласно неким писаным и неписанным законам  должен жить таким то образом и вести себя соответственно, иметь образование, специальность и эрудицию. Креститься, учиться, защититься, жениться, гоняться за деньгами, недвижимостью, карьерой, оценкой окружающих. Иначе могут не понять. Или вовсе изолируют. Всё ясно. Всё решено. Основные правильные вехи пути ясны с детства. Нужно быть хорошим, умным и послушным, а так же успешным. Думать самому как бы и не надо. Соблазн пойти по общепринятым образцам велик. Так легче. Да и общество только за, беспокойств и хлопот меньше. Есть побочные эффекты. Общий образец он как общая вещь, как место общественного пользования – ничей, безлик, не имеет теплоты душевной, и, вроде всем подходит, но никому по-настоящему не удобен.
Получается, что таким образом люди обделены. Захвачен, или выменян на уют у них (нас) выбор в значительной части их (нашей) жизни. Множество выбора сделано уже до нас за нас. Кем, как и почему - отдельный вопрос. Вкратце, наверно для удобства. И та часть жизни, что в непосредственном (без посредников) познании мира должна происходить, подменяется запоминанием и подчинением. Так быстрее и легче для использования и достижения целей. А то возись тут с каждым, объясняй, что и как, или жди пока он сам дойдёт. Не возможно. Убивать некому будет, коли все познавать мир начнут. Удобней воспитывать послушных и слегка озлобленных.
Тем кто по каким то причинам занялся самопознанием или изменением своей жизни приходится столкнуться с тем что мир и общество держат мёртвой хваткой и приходится себя буквально отвоёвывать у всех, начиная с ближних («И враги человеку – домашние его», кажется из нагорной проповеди одна из строк ) и своё право на выбор.
А чтоб послушен был человек надо развить у него комплекс неполноценности. Чтоб не имел опоры на себя, а искал на кого бы возложить «бремя» ответственности за свою жизнь.
Тысячелетиями методы развития комплексов оттачиваются. К достижениям в этой сфере можно отнести например, ветхозаветный образ грозного бога отца карающего за грехи, церковную идею что царь от бога. Затем наука, постепенно за счёт разделения специализаций, отнимающая право думать самостоятельно в избранной области, коль ты не получил нужное образование. А в остальных областях ты вообще никто – дилетант, сиди, жди специалиста, плати – о тебе позаботились. Демократия, уже, похоже, попала в эту ловушку. Дальше. Ныне популярная идея некоей таинственной кармы, на которую можно всё списать и всё объяснить, наверно занимает второе место по силе разложения. А венцом, пожалуй, является идея козла отпущения. Этот образ как червь, исподволь и косвенно, незаметно точит внутренний стержень. Вырабатывая комплекс неполноценности, подвигая привыкать к удобной мысли, что причина не во мне, и, значит и ответственность не на мне. А если подумать, то получается что уже и выбор не мой. Это незаметно лишает ощущения центра и, соответственно, опоры и силы.
Мы меняем бытиё в моменте на победу удобства. Пусть думают, ищут и напрягаются другие. Я-то умный, усвоил междустрочные ориентиры общества потребления. Большинство ломается в детстве, там легче всего согнуть и покалечить человека. Потом изрядную часть жизни ищут смысл этой жизни. Люди так устали или боятся столкновений, войн, насилия и лишений что любое нерегламентированное или неожиданное проявление чего-то извне склонны считать насилием. Проще на всякий случай загодя уничтожить жизнь так полную опасностей, подменив её вымыслом. По сути, предать свою реальность. Страх неожиданностей или потери, страх жертвы управляет поведением людей. И они (мы), стараясь уйти даже от мыслей о страхе придумывают законы и идеалы, чтобы заслонить вытеснить нежеланное, победить его. Если рассмотреть жизнь современного цивилизованного или адаптированного в обществе гражданина то станет видно, что жизнь его состоит в основном из стараний уйти от реальности избежать трудностей и испытаний и сделать свою жизнь чем-то вроде сладкого десерта. Именно для этого придумано множество правил и законов. И мы продолжаем их придумывать. Как только возникает новая реальная жизненная ситуация, тут же в ответ новая уловка, компенсация. Вся жизнь отдана на то, чтобы укрыться или откупится от жизни. Всё время бегство и всё время не здесь, а в прошлом или будущем. Вот реальность – долг Кроносу.
А теперь по Борщёву, то есть о обыденности.
Как же возникает эта серая плоская бесцветная тягостная пелена? Из чего, из каких желаний может состоять она?
Отказ от нового, тяга к повторению успеха в удобстве, покое. Страх нарушить постоянство и уют, страх боли и неудобства и вообще страх что либо чувствовать, мягкими сладкими цепями держит. Заставляет идти проверенными тропами, делать и думать так же как и раньше намереваться и искать того же, что и вчера. Если не нашёл вчера то обязательно надо сегодня найти и завтра продолжить. Вопрос – «а может не надо?», редко всплывает. Образы и цели ясны и завораживают, пленяют этой ясностью, напрочь отбивая чутьё момента, чувство себя. Мы все в них, в целях, там впереди, создавая своё будущее мы создаём его так, чтобы в нём спрятаться от прошлого, чтобы уж там то точно всё было по нашему и чтоб без ведома и воли нашей ничего не шелохнулось. И постепенно жизнь застывает. Накапливается всё больше правильности и «знания» о том, что и как  внутри. Оно действительно правильное, но уже «бывшее», оно уже было. И подводит нас оценка этого как «всегда правильного и эффективного». То, что принесло победу и достижение сегодня, даст то же и завтра и может быть всегда. И мы повторяемся. Сознательно и целенаправленно. Оттачивая детали. Поиск одного единственно правильного и эффективного состояния для жизни, режима, поиск единственно правильного знания и мировоззрения. Парадигмы и жизненной доктрины. Находки, шлифовка доводка. Оттачивание, и чем правильней знание, тем меньше можно себе дозволить. «Правильное» знание обычно жёстко определяет поведение, сужает круг поиска, мыслей и поступков. Чего искать –  вот тут, в этой книжке, всё сказано. Осталось точно применить на практике,. И применяем, отрицая всю остальную палитру вешая ярлыки для лёгкости и удобства. Приносим свободу и новизну в жертву правильности и эффективности. Только это не та жертва. Она не освобождает, а порабощает. Деля мир на правильный и неправильный. Чёрно-белый.
А потом становится скучно и тошно от правильного однообразия. Потом поиски следующего идеала. Следующего «правильного знания», или достройка предыдущего. Некоторое время на доводку и обкатку. Надежды, и потом опять однообразие. Болото. Болото правильных образов, которые только высасывают силы требуя для достижения себя затрат и жертв и назад почти ничего не возвращая. Такова сила красивого, совершенного идеала. Красота идеалов, знаете ли, завораживает.
Многие люди, большинство, периодически или постоянно страдают от повседневной обыденности и стремятся как то разорвать её, интуитивно ощущая что где то совсем рядом есть какая то другая жизнь, можно просто рукой дотянуться, только вот мешает что то. Нечто едва уловимое мешает сосредоточиться. Тонко, очень тонко, как бы из за спины. И кто пьёт горькую, кто в работе прячется, кто в любовь играет, кто жизнью рискует. И всё чтоб чувства свежие пережить.
Что же это такое? Что мешает ощутить себя? Как будто что-то едва уловимое даже сладкое, приятное, напоминающее материнскую ласку, едва заметно вытягивает силы, лишает сосредоточенности и решимости и шепчет внутри – не надо всё ерунда не нужно и так всё хорошо. И размяк человек сделался податлив и расслабился, забыл что хотел, отложил решение, подставил вместо одной мысли другую, здесь и сейчас заменил прошлым или будущим, или вымыслом и всё, дело сделано, отправился он в мир фантазий и готов на многое чтобы его сохранить, работать на дядю например, чтобы обеспечить себе возможность хранить иллюзии при помощи денег ( долг Дионису). Это наверно самый безобидный способ жизни в невидимой кабале удобства. Есть и пожёстче. Секты. Всевозможные зависимости. Мании.
И для чего, почему? Чтобы снова чувства пережить приятные, те, которые разбудили когда то душу, или просто понравились . Попытка снова и снова повторить переживание, вернуться в прошлое где было хорошо. И обеспечить в будущем то же самое.
Погоня за счастьем тоже может содержать в себе счастливые моменты. Но не сразу понимаем мы, что то, что происходит и есть оно – счастливое время. Всё не то и потому будто проклятье над происходящим висит постоянно – одна маленькая мысль – что-то не то, не так, не правильно. Этой мыслишкой всё можно уничтожить. И мы поддаёмся соблазну лишить происходящее силы жизни и святости, отравив его этим сомнением. Хочется умными быть, чтоб не смогли нас обмануть, и мы решаем - коль всё равно неизбежно столкновенье будет, лучше уж я первый усомнюсь и лишу всех и всё силы сомнением. Буду первым  – и  мне никто никогда больше больно не сделает. И ВСЁ. Нет больше силы способной риск, неопределённость внести, а с ней и жизнь, и пелена обыденности снова рядом потому как давно стало повторение этого манёвра обычным.
Интересно, что это за бог-архетип такой, который обездушиванием или обеднением чувств взимает плату за удобство? Может Люцифер?
Или это просто побочное действие неумеренности в стремлении к жёсткости и определённости? Ослепительная ясность и пленение её образами рождает опустошение в чувствах. Может мы, западная раса слишком склонны к абстрактному и к духовности и такова суть наша? Естество и душу свою забываем, пленяясь духовными ориентирами. Не важно, будь то деньги или самосовершенство, всё одно – идеал. Возможно это путь наш. Путь людей западных, излишне «духовных», зато великих преобразователей жизни.
Учитывая активное втягивание общественной культурой в атмосферу обыденной повторяемости, то мало просто это знать, нужно осознанное усилие, чтобы не повторяться. Нужно осознанное усилие, которым можно преодолеть эту инерцию накопительства уюта, лжи во благо и ложных жертв.
Некоторые люди интуитивно или в силу характера периодически устраивают у себя в жизни перемены, стараясь добиться обновления. Меняют партнёров, близких, жильё, работу и т.д. раз в несколько месяцев или лет, не важно. Но этого мало. Мало просто добиться состояния «сейчас хорошо». Оно наступит, на какое-то время, потом обыденность снова заполнить собой пространство, если саму собственную привычку повторяться не изменить и не нейтрализовать парализующее действие сложившейся культуры. Вот вам и парадокс – создание привычки по освобождению от привычного…