Химическая атака

Евгения Сулаева
В семье Байрама и Даврана теперь произошли некоторые изменения обстоятельств. Они переехали из Сайрама в Узбекистан, в пригород Зарафшана, в многоквартирный барак Восточного рудоуправления № 2 Навоинского горонометаллургическго комбината. Мама работает буфетчицей, а буфет находится между шахтой и воздухозаборником, на автобусной остановке. Проводя большую часть времени на работе, она редко может приглядывать за детьми. И потому всегда говорит Даврану: "Во всём слушайся старшего брата. Вдвоём пошли куда-нибудь - вдвоём и пришли!"
   Давран для своих трёх лет очень смышлёный и после приключения, случившегося с ним ещё в Сайраме, когда он повис на качающейся яблоне и перепугался, имеет склонность размышлять над своими поступками. Если бы не этот приказ мамы, не решился бы на многие проделки, которые братьям так хорошо удавались вдвоём. Но малыш буквально понимает её требования, а мама строгая.
   И всё же, к радости Байрама и Даврана, эта самостоятельность даёт большую свободу для разных шалостей и необыкновенных приключений. И, как нарочно, недалеко от буфета, стоящего и без того в  неудобном месте, процветает настоящий рай для всех местных сорванцов - среди детей таковых всего-то двое, но и этого с лихвой достаточно - мусорная свалка!
   Вот и сегодня изнывающие от скуки братишки, не желая сидеть одни дома, пошли гулять. И пришли на это место. Больше там никого не было. Но зато они сразу нашли кучу интересных вещей! И среди них несколько стеклянных банок с разноцветными жидкостями, закрытых крышками, выброшенных, видимо, недавно.
   Детям не показалось, что в них может быть что-нибудь опасное. Байрам, как старший, во всех играх был заводилой. И он придумал поставить банки в ряд и расстреливать их камнями. Давран, по понятным причинам, засомневался и не очень-то хотел его слушаться в этот раз. Но Байрам показал пример. Разбил одну банку. У Даврана глаза загорелись, и он тоже увлёкся этой забавой.
   Но тут сразу две больших неприятности прекратили игру и испугали мальчишек. Во-первых, из разбитых банок быстро распространился сильный отвратительный запах, а во-вторых, осколок банки, отлетев, порезал ногу Байрама.
   Думать о своих поступках было некогда и Даврану: надо было действовать срочно. А Байрам и так больше делал, чем размышлял. Потому Давран решил помочь Байраму, который стал опираться на него. С некоторым трудом они вместе дошли до медпункта - хорошо, что он был недалеко. Врач, осмотрев и перевязав ногу Байрама, стал задавать детям вопросы, на которые пришлось отвечать. Это было неприятно, разумеется. Чтоб посторонний знал, что они натворили! Но... ничего не поделаешь.
  А в шахте... Что там в это время творилось? Едва не начавшуюся панику остановил сигнал тревоги, и всех шахтёров спешно вывели наверх - они были напуганы! Потому что в шахту проник неизвестный  и очень неприятный запах, всем показалось, что это угроза их безопасности.
   Дело в том, что в этой шахте находится 16-й шурф, в котором добывают уран, и она потому считается стратегическим объектом. Там, как полагается  в таких случаях, находился представитель Комитета Государственной Безопасности. И он встревожился и пошёл немедленно выяснять причину этой тревоги. Конечно, подозревал и диверсию. Но запах привёл его к мусорной свалке, когда он обнаружил, что пахнет не в шахте, а снаружи. Там этот важный человек и увидел разбитые банки, усердно ароматизирующие всю округу, и следы - на некоторых из них выделялись  капли крови от порезанной ноги Байрама. Немедленно отправившись по этим следам, он пришёл в медпункт. Спросил врача о пациентах, и врач рассказал всё, чем поделились с ним мальчишки.
   Дома они могли бы соврать о причине пореза, чтобы не попало, но начальство шахты явилось к директору буфета с целью большой головомойки, которая в итоге досталась маме сорванцов.  А от мамы здорово досталось уже им самим. И мама с тех пор надолго лишилась покоя из боязни, что её сыновья опять что-нибудь натворят!