Фильмы года 2009

Андрей Ходосов
В конце года принято подводить итоги. По телевизору нам в полночь говорит президент каких мы добились успехов всей страной. На работе начальник в последний рабочий день, либо на фуршете в честь грядущего праздника, подводит итоги работы коллектива и организации. В школе выдают оценки за вторую четверть, в высших учебных заведениях, как правило, итоги полугодия подводятся в январе-феврале, когда заканчивается сессия. В общем, вы поняли – везде принято подводить итоги: что сделано, что не сделано, чего мы добились и чего собираемся добиться в следующем году. Так и я решил сделать: подвести итоги этого года среди тех фильмов, которые я видел за этот год. Разумеется, среди тех, которые в этом году вышли на экраны или ДВД.
Да, я видел далеко не все фильмы, что шли в наших кинотеатрах, и на ДВД тоже, но я всего лишь человек, к тому же за постоянный просмотр, анализ и рецензирование фильмов мне пока не отваливают кучу бабла, поэтому я и смотрю выборочно. Что-то выбираю сам, что-то советовали друзья, что-то просто надо было посмотреть. А что-то, и это не шутка, я смотрю потому, что надо убить полтора-два часа времени.
За последние три года я дважды составлял списки, один раз не составлял, потому что выбирать было решительно не из чего, но в этом году появилось, из чего выбирать. Даже появилось несколько новых номинаций, но будем последовательны.
Итак, за этот год я посмотрел следующие фильмы и мультфильмы (порядок в списке может не соответствовать выходу фильмов на экраны и ДВД-релизам) и выставил им оценки:

Обитаемый остров – 1
Сказки на ночь – 3-
Всегда говори Да – 5
Вики-Кристина-Барселона – без оценки
Рок-н-Рольщик – 4+
Другой мир 3 – 2
Загадочная история Бенджамина Баттона – 5
Шопоголик – 5+
Миллионер из трущоб – 2-
Розовая пантера 2 – 2
Самый лучший фильм 2 – 2
Хранители – 5+
Знамение – 4
Монстры против пришельцев 3Д – 3+
Форсаж 4 – 3
Драконий жемчуг – 2
Мой кровавый Валентин 3Д – 2
Адреналин 2 – 2+
12 раундов – 2+
Коралина в стране кошмаров 3Д – 4
Люди-Х Росомаха – 3+
Стар Трэк – 5+
Ангелы и демоны – 4
Ночь в музее 2 – 4+
Вверх 3Д – 4
Терминатор 4 – 4
Медовый месяц Камиллы – 5+
Мест падших – 5
Враги общества – 3-
Бросок кобры – 4-
Лопухи – 4
Район №9 – 5+
Бруно – 0
13-й район: Ультиматум – 2-
9 – 2
Бесславные ублюдки – 4+
Каникулы строгого режима – 3
Луна – 4
Геймер – 4
Невеста любой ценой – 4+
Суррогаты – 4
Тело Дженнифер – 3
Зомбиленд – 5+
Жена путешественника во времени – 5+
Формула любви для узников брака – 4
Пила 6 – 3+
Осадки в виде фрикаделек – 5+
Хатико – 5+
Запрещенная реальность – 2
2012 – 4-
На игре – 3+
Новолуние – 3
Аватар – без оценки

Причем я замечу – «без оценки» еще не значит божественно или убожество. Это значит нечто иное, о чем я расскажу позже.
Оценки мои – только лишь мои. Они субъективны ,как я уже не раз сообщал. Я не навязываю вам свое мнение, хотя если почитать мои рецензии можно много нового и интересного узнать. Например, один мой друг был под сумасшедшим впечатлением от «Аватар», а прочел мое описание, сказал «нет, ты прав, но…» и потерял дар речи. Потому что я действительно был прав.
Иногда я бываю прав. Не часто, не бойтесь.
Ну, и теперь я вам предоставляю на ознакомление список номинаций. Что там старое, что новое – не буду вам разъяснять, это сейчас совершенно неважно.

Лучший фильм
Лучший наш фильм
Лучший актер
Лучшая актриса
Лучший злодей
Лучшая команда
Лучшая драка
Самый зрелищный момент
Лучший музыкальный номер
Лучший саундтрек / Лучшая музыка
Лучшая песня / композиция в фильме
Маза года
Прорыв года – фильм
Прорыв года – актер
Прорыв года – актриса
Лучший комедийный момент
Лучший трагичный момент
Лучший пугающий момент
Лучшая операторская работа
Лучший мультфильм
Лучший трейлер
Худший фильм года
Худший актер
Худшая актриса
Худший трейлер
Маздай года
Круче только горы и яйца…
Неожиданность года
Лучший фильм по компьютерной игре
Киноинтрига года
Ожидание года
Мое ожидание года
Ждем в 2010
Лучшее в 2009
Приз за вклад в дело киноиндустрии

Интересный список, не так ли? В чем-то он копирует «Кинонаграды МТВ», но лишь отчасти, ибо есть здесь ворох новых находок. Если хотите, можете дальше не читать, и попробовать самим составить список победителей, чтобы затем сравнить с моим. Для всех остальных – читаем дальше
Итак, вот как мы будем работать: сперва я оглашаю номинацию, затем пытаюсь объяснить, что она означает и по каким критериям выбирается победитель. Затем я привожу несколько примеров номинантов, и лишь затем оглашаю имя победителя, подчеркивая что в нем такого, чего нет в других. Разумеется, когда есть из чего выбирать.
Итак, начнем мы …снизу!
Что было лучшим в 2009?
Да именно с этого мы начнем, награду за склад в развитие киноиндустрии будем вручать ближе к концу нашего импровизированного «оскара», чтоб было все как у больших жирных лысых дядек с толстыми кошелками, отсутствием вкуса к ширпотребным фильмам и наплевательским отношением к мнению нас с вами – простых зрителей, которые определяют провалился фильм или нет, платя за билет. Именно мы, а не толстозадые критики. Вот задумайтесь на секунду – вы хоть когда-нибудь читали рецензии на фильмы, которые хотите посмотреть или уже посмотрели? Не те, что в инете, а от маститых, по их мнению, критиков?
Так. к слову: лично я считаю, что в критики, большей частью,  идут те, кто в той сфере, в которой они выступают критиками, оказались полными ничтожествами, неспособными ни к чему. Но это, опять же подчеркиваю, мое личное мнение.
Итак, что же было

ЛУЧШЕЕ В 2009 ГОДУ.
Трудно охарактеризовать это. Вот в 2005, например, это был плачущий в маковом поле прапорщик Дыгало из «9 роты». Это нечто такое, что хватает вас и не отпускает надолго. Что вы вспоминаете снова и снова, и ваши эмоции не меняются. Нечто, что цепляет, и вы понимаете, что это оно. В этом году… тяжко. Тяжко, господа и дамы, сделать выбор. Много что зацепило, захватило, но и многое поблекло. И лишь одно осталось неизменным, что до сих пор вспоминается как «хочу» или «супер». В этом году в этой номинации побеждает мочилово в парке развлечений в «Зомбиленд». Кто бы отказался устроить такое, что учудил герой Вуди Харрельсона? А потом, спустя пару месяцев вышла Left4Dead – 2, и нам позволили это сделать. Нарочно ли, случайно ли так получилось, но спасибо.

ОЖИДАНИЕ ГОДА.
Чего мы ждали в жтом году? Каких-то откровений, каких-то невероятных вещей, крутейших фильмов или душещипательных драм? Кто-то что-то ждал, но что ждали все, или почти все, и надеялись, что это будет именно так круто, как ожидалось? Вы никогда не смотрели фильм в битком набитом зале, и когда весь сеанс зал МОЛЧИТ? Да, хихикают во время шуток, но не более? Такое было в прошлом году, когда я в кинотеатре смотрел «Темный рыцарь». Незабываемые впечатления. Так вот, в ожтом году в этой номинации побеждают «Месть падших». Два года назад Майкл Бэй одарил нас самым крутым зрелищем того года, и когда появились сообщения, что вторые выйдут летом 2009го, все подряд, от мала до велика замерли в ожидании. Как ни странно, но принцип «все то же что в первой части но больше и чаще» сработал. Хотя бы отчасти.
А шутка про звенящие яйца Девастатора все равно отвратительна.

МОЕ ОЖИДАНИЕ ГОДА.
Ожидания общественности не всегда совпадают с ожиданиями какого-то конкретного человека. В данном случае – меня. Да, я ждал вторых «Трансов», но не так остервенело. В первом полугодии, фактически, я ничего не ждал. Было много хороших и отличных фильмов, но таких, которые мне хотелось бы поскорее, как можно скорее, не было. А затем, летом же, по телевизору я увидел и услышал о грядущем фильме «Жена путешественника во времени», и в трейлере играла песня моей самой любимой группы Lifehouse. И я был покорен. Я был в восторге от идеи, я был заворожен картинками из фильма, и контрольным выстрелом, даже очередью, была музыка. Я ждал фильм два-три месяца, и он наконец вышел.
И я был в восторге полнейшем, хотя в самом фильме та самая песня так и не прозвучала.

КИНОИНТИРГА ГОДА.
Что-то, что заставляет нас думать – как же это будет? Или что это будет? Например, «Кто будет следующим Джеймсом Бондом». Что интересно, в этой номинации никогда мною не рассматривалось «Что будет в следующей Пиле». А зачем, если там чего ни жди, все будет наперекор твоим ожиданиям. Что же интриговало в этом году? «Стар Трек»! Почему? А вот почему: кто-нибудь из тех, кто это сейчас читает, помнит самый первый фильм из этой серии? Не сериал, которых сейчас как тех же «Звездных врат», а именно полнометражник, с Леонардом Нимоем в роли Спока и Уильямом Шэттнером? Сейчас очень мало тех, кто все еще любит и помнит это все, кто реально на этом помешан, их зовут «трекеры», и они воюют с фанатами «Звездных войн» (смотрите фильм «FanBoys», там правдиво все изложено). И вдруг Длжей-Джей Абрамс, создатель «Остаться в живых» сообщил, что в 2009 году выйдет не римейк, а фильм-перезапуск серии. В таком деле очень тяжело не промахнуться, потому что почти все стараются угодить и фанатам оригинала, и завлечь новых зрителей. Как правило, ни то ни другое не получается. А надо всего лишь снять свое, отдельное кино, в которое вплести тех же героев, немного напустить шуточек и отсылок к оригиналу, и вуаля! Да, старички спорят с молодежью, но в итоге мы имеем то, что имеем – мистер Абрамс смог, и «Сможет ли?» и было главной интригой в кино этого года.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЕ.
Эта номинация, скорее, дань моде. Адаптации видеоигр сыплются как из рога изобилия, но фактически, скорее, из рога Сатаны, потмоу что на одну нормальную игроизацию приходится туча помоев и дерьма, которые кто-то нам выдает за фильмы, и Уве Болл не единственный в своем роде. Только на следующий год заявлено от трех до пяти игро-фильмов, но хвала Мощи, маловероятно что все они выйдут именно в 2010м году. Чтоб не перегружать календарь и мозг кинозрителя. И потом, здесь угодить и фанатам и простым людям еще сложнее, чем при перезапуске старого бренда. В этом году, на удивление, было крайне мало игроизаций, во всяком случае среди тех фильмов, которые попались мне на глаза. Я мог что-то и пропустить, хотя если мимо меня не прошел очередной трэш «Фаркрай» от уже упомянутого выше полнейшего ничтожества, это уже о чем-то говорит. Может, киноделы взялись за ум, и не спешат клепать одинаковые хламоподобные фильмы по играм, которые может еще не все и знают? Хотелось бы верить. В этом году приз не получает никто. То есть абсолютно. Когда выбирать не из чего, то и выбирать не стоит.

НЕОЖИДАННОСТЬ ГОДА.
А бывает так: нас не ждали, а мы приперлись. Кто, например, ждал, что выйдет еще один фильм про Джона Рэмбо? (между прочим, будет еще один, как минимум) Мало кто. Мало кто вообще надеялся, что он будет, а он был! И был, замечу, весьма и весьмиа неплох. Должно появиться что-то, что потрясет нас своим появлением. И это не должна быть новость, потому что сногсшибательных новостей, кроме как связанных с человеком лично, не бывает. Это должен быть релиз, неожиданный, как пуля в затылок в пустыне, где никого нет на расстоянии сотни миль. И в этом году это был «Первый отряд».
Многострадальное аниме российско-японского производства, казалось, выйдет тогда же, когда и Duke Nukem Forever, то есть никогда. В самом начале двухтысячных появился мультяшный клип репера Лигалайза «Первый отряд». Видеоряд был странным, непонятным и местами психоделичным (вторая мировая, какие-то двуногие роботы, схватки на мечах), и был явно промо-роликом мультфильма. Однако, кроме этого клипа, инкаких слухов о скором релизе аниме не было. казалось, «Первый отряд» умер не родившись, но кто-то постарался, и летом-осенью в кинотеатрах, тихо и без помпы («ПЕРВОЕ РОССИЙСКОЕ АНИМЕ», или вроде этого) «Первый отряд» прокатился. Именно прокатился. Неожиданность сменилась разочарованием. Менее часа, никаких роботов, вставки из хроники и какие-то объяснения событий – это было совсем не то, что мы ждали. Отчасти поэтому именно неожиданность.
Вот, правда, лучше б так и не рожали.

КРУЧЕ ТОЛЬКО ГОРЫ И ЯЙЦА.
Эта номинация чем-то похожа на ЛУЧШЕЕ, но измеряется совсем другими шкалами крутизны. Это что-то такое, что вообще никогда не отпускает. Раз увиденное, оно запоминается навечно, кого-то может вообще уносили из кинозала. Это нечто, что поражает до костного мозга на атомном уровне. Что срывает вам крышу навечно.
В этом году даже не надо ничего думать по этому вопросу. Да, в течение года много чего было, что хотя бы могло претендовать на победу в этой номинации. А потом нам показали планету Пандора. И все. вопрос отпал за неактуальностью. Таких лесов, полей, скал, мы уже совершено точно никогда не увидим. И это хорошо. Такое невозможно повторить, и пытаться на стоит.
Ну, о хорошем поговорили, теперь обсудим и плохое.
И тут же я вам сейчас поведаю, что такое «без оценки».
«Без оценки», как уже упоминалось, не означает, что фильм так плох, что просто ужасен, ибо попавший в эту оценочную категорию «Аватар» таковым не является. Более того, сообщаю вам, что он является претендентом на «ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ». «Без оценки» может получить как фильм великолепный, так и откровенный отстой, так и нечто непонятное. «Без оценки» - значит, данному кинофильму нельзя выставить оценку по каким-либо причинам. Этот фильм может быть неким неадекватным творением, которое не может быть оценено цифрой. Это может быть даже не фильм вовсе, но раз он демонстрируется в кинотеатре, значит где-то что-то пересекается. Например. Это может быть демонстрация новых технологий, нового ключа в операторской работе, в работе монтажера, или построении сюжета. «Без оценки» – это когда я просто не знаю, как оценить то, что я посмотрел, и можно ли это сделать вообще.
А теперь вернемся к нашим дятлам!

ХУДШИЙ ТРЕЙЛЕР.
Рекламный ролик – это как маленький фильм, демоверсия, он увлекает нас, и мы хотим посмотреть полную версию, за которую надо платить деньги. И порой немаленькие (привыкший ходить в кино за 50 рублей именно так думает о билете за 350-400 рублей). Но порой так бывает, что реклама фильма настолько плоха, что даже отвратительна. Совсем необязательно, что в трейлере раскрываются все интриги фильма, и ты уже осведомлен о всех сюжетных поворотах, но рекламный ролик сделан настолько плохо, что пойти на этот фильм можно только через не хочу, и то под конвоем. В этом году все было легко и просто, даже думать не пришлось, ибо трейлер «Ангелов и демонов» был не просто плох, он был чудовищен. В ролике происходило невесть что, некрасиво склеено, а фразы, которыми перебрасывались герои фильма, были штампами, не говоря уже о том, что нам сразу сказали про иллюминатов. Да, в самом фильме о них тоже упомянули недалеко от начала фильма, но все равно, не стоило так подгаживать еще до выхода фильма.

ХУДШИЙ АКТЕР.
До лучшего актера нам еще идти и идти, а пока разберемся с худшим. В принципе, худшим актером считается тот же лучший, только делающий все наоборот. Плохо играть лицом, плохо играть голосом, вялая, а лучше никакой жестикуляции. А еще лучше – весь фильм ходить с каменным лицом, изредка надевая иную маску, но лишь одну. Таким образом, имея всего лишь два выражения лица, можно попасть в стан худших. Еще хорошо бы играть роль, которую уже кто-то до тебя сыграл, и пытаться повторить все, что уже сыграл этот кто-то, но неумело, и не зная этого.
Количество подсказок, которые я дал, и список просмотренных мною фильмов, должны были уже навести вас на мысль, кто у нас в этом году опростоволосился как никто другой. Согласитесь, снять еще один «Крепкий орешек» при живом (слава богу) Брюсе Уиллисе и недавней четвертой части, при этом безбожно копируя приемы оригинала в сюжете, и при этом пригласить на главную роль борца реслера, у которого лицо может выражать либо отсутствие эмоций либо гнев, выражаемый криком, и который больше похож на огра, чем на человека… В общем, худшим актером года признается Джон Сина, исполнитель главной роли в фильме «12 раундов».

ХУДШАЯ АКТРИСА.
Требования к этой номинации те же, только добавляется на уровне груди и исчезает чуть ниже пояса. Угадайте, кто в этом году из прекрасной части человечества играл хуже всех? Подсказка – ее героиня полная дура, хотя возможно, что она и ее героиня слились воедино, и не в экстазе лесбийской любви, а ввиду актерской несостоятельности одной и плоскости персонажа. Вам что-нибудь говорит имя/фамилия Кристен Стюарт? А имя ее героини Белла Свон? Нет? так вам и надо. А это, между прочим, героиня фильма «Сумерки» и его сиквела «Новолуние». О ее актерской игре я уже почти все сказал в рецензии на этот, замечу еще раз, очень даже неплохой в своей среде фильм. Но она словно Спанч-Боб, то есть у нее рот просто не закрывается, из-за чего над ней хочется смеяться, а не сопереживать ее каменной физиономии и отсутствии игры глазами, когда ее беспардонно бросают.
И список худшего за год венчает, разумеется:

ХУДШИЙ ФИЛЬМ ГОДА.
Тут были споры и вопросы. Нет, серьезно!
Первый же фильм года хотелось моментально причислить к последним, в смысле самым плохим фильмам года. «Обитаемый остров» не отбил вложенных в него денег в прокате, и я сомневаюсь, что продажа лицензионных ДВД смогла сделать это, потому что иметь в своей видеотеке ТАКОЕ можно лишь в случае наличия Гоблинского смешного перевода, который сглаживал бы хоть что-то в этом убогом творении отечественного кинематографа. Потом я узрел «Вики-Кристина-Барселона», первый фильм в этом году, которому не было выставлено оценки, потому что оценить увиденное не представлялось возможным. Это история о том, как две студентки приехали в Барселону, с ними понарпиключалось всякого непонятного, но не мистического. Для кого это снималось? Загадка. Видимо, режиссер Вуди Аллен что-то видел в этом, но лично мне было непонятно. Еще были «Другой мир – 3», получившийся глупым и предсказуемым, как и все приквелы. Был "Миллионер из трущоб», который просто исторгал с киноэкранов на зрителя тонны помоев и дерьма, заливая по самый потолок «утонченной Индией». И за что ему дали «оскар»?
Были убогий, не идущий в сравнение с великолепным оригиналом «13-й район: Ультиматум» с идиотской концовкой. Был откровенно халтурный «Адреналин – 2». Про еще один перл российской кинофантастики «Запрещенная реальность» даже вспоминать не хочется. Но переплюнул всех «Бруно». Для кого, зачем снимали ЭТО? И самое смешное – кто пошел на этот кусок слоновьего говна сознательно? И еще смешнее – почему ЙА на это пошел???
Зато теперь знаю, с каким фильмом, как с эталоном, надо сравнивать плохие фильмы. Хоть на этом спасибо.

И завершает парад плохих номинаций:
МАЗДАЙ ГОДА.
Тут не как в случае с худшим фильмом. В этой номинации уже три года подряд побеждал Уве Болл, прости господи. Так в чем же смысл? Смысл этой номинации в том, что здесь побеждает то, что выбивается даже из плохих фильмов: фильм, человек и ли явление, которые противны. Халтура, дрянь, а вернее сказать – ошибка. Да, наверное лучше было бы назвать «Ошибка года», но так как есть звучит лучше, солиднее, и ближе к молодежи. И в этом году приз уходит… тра-та-та! Фильму «Враги общества», который наши кинопрокатчики самовольно и совершенно глупо переименовавшие в «Джонни Д». Они думали, что это интересное решение, учитывая, что и главного персонажа, и играющего его актера зовут Джонни Д. Джонни Диллиджер и Джонни Депп соответственно. Снимать гангстерское кино, пускай и без всякого в нем смысла и при минимуме интересных моментов, на цифровую камеру, и так, что ВИДНО что снимали на цифру – это, извините, долбоебизм.
Ну что ж, я вас поздравляю вас, товарищ, который или которая дочитала до этого места, потому что мы закончили с абстрактными итогами года, закончили с обливанием какашками еще больших какашек, и теперь, наконец-то, переходим к приятной части нашего с вами подведения итогов – к лучшим в хорошем смысле слова.

И начнем мы с:
ЛУЧШИЙ ТРЕЙЛЕР.
Рекламный ролик фильма ,как я уже выше обозначил, должен завлекать, при этом оставляя больше вопросов, чем ответов. Он должен завораживать, заставлять нас тратить деньги на билет, или на транспорт а потом и на билет. Он должен быть ярким, но не ослеплять. Должен быть умным, но не заумным.
Если кто не знает, это разные вещи.
Один раз увидев рекламный ролик фильма, вы должны хотеть только на него, и больше ничего. Ни есть, ни спать, ин трахаться – ничего! И в этом году был один такой трейлер. Если не верите, найдите его у друзей или в интернете, но тот самый (долго объяснять, но вы поймете когда найдете).
Победителем объявляется, ввиду явного преимущества, «Стар Трэк».

ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА.
Да, сперва, как вы наверное уже догадались, обсудим вторичные номинации, то есть технический аспект фильмов, и это правильно, потому что, как например с этой номинацией, без оператора хрен нам, а не кино. Короля играет свита, и пусть даже режиссер сто раз оскароносный, а все актеры имеют по столько же золотых парней и глобусов – без технической поддержки они никто и ничто.
Эталон плохой съемки мы видели. Во всяком случае некоторые, и хотя бы двадцать минут. Это «Говнодав». В смысле «Волкодав». Но вы это и так поняли. Хоть в чем-то мы впереди планеты всей – у нас есть фильм, если это можно так назвать, с самой хреновой операторской работой, наверное, вообще в истории. А что же по ту сторону спектра? Что там, рядом с «Героем», «Легендой Зорро», «Бесстрашным», «Пиратами Карибского моря – 3»? Ну, хотя бы близко к ним? Вы не поверите – это «Район №9»!
Почему не поверите? А вы смотрели? Нет? Тогда вам бессмысленно это объяснять! Пошли вон, тормоза! Марш за диском в магазин!
«Живая» камера, стилизация под хронику, под выпуски новостей – все это не очень хорошо для кинематографа, и ближе к арт-хаусу. Но если этот арт-хаус стоит 30 миллионов американских рублей, и продюссирует Питер Джексон (да-да, тот самый), то здесь подключается уже другой модуль оценки. И так и произошло. Один новозеландец поверил в одного африканца, благодаря его (последнего) короткометражке, дал денег и сказал: «Снимай, я в тебя верю». Он снял так, как видел, и все, именно все до единого движения камеры в этом фильме обоснованы и оправданы. И я не шучу. Такой великолепной операторской работы как в «Районе №9» я не видел. Она потрясающая, в ней нет ни одного лишнего движения, она четкая когда надо, размытая и трясется тоже только тогда, когда это надо. Потому и приз.

ЛУЧШИЙ САУНТРЕК.
Музыка создает настроение, и она усиливает наши с вами эмоции при просмотре того или иного момента фильма. Попробуйте посмотреть момент фильма «Я легенда», когда Роберт Невилл бросается с гранатой на мутантов, включив в плеере каких-нибудь Ранеток. Впечатления от момента меняются. Причем не в лучшую сторону. Да, возможно я выбрал пример совершенно тупой и отмороженный, но зато понятно, о чем я.
Музыка должна соответствовать, впечатлять. Она должна быть даже лучше фильма, затмевать его. Не в смысле фильм плохой а музыка отличная. И фильм, и музыка должны быть отличными, но музыка должна быть лучше. Этого достичь непросто, но это возможно. Увы, бывает редко, но в этом году было. хотя бы раз. основная музыкальная тема, пронизывающая весь фильм «Стар Трэк» именно такая. Ханс Циммер в прошлом году отхватил от меня награду за «Темного рыцаря», в этом году с «Местью падших» пусть отдохнет.

ЛУЧШАЯ ПЕСНЯ/МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.
Схожая номинация, но премируется конкретная песня, или отдельная композиция. Зачастую в фильме звучит отличная песня, ранее до этого нигде не звучавшая, может даже написанная специально для фильма. Как New divine для вторых «Трансов» в исполнении Linkin Park. А что? Звучит через весь фильм в различных аранжировках, даже в версии симфонического оркестра. Но так уж получилось, что эта песня сегодня не в победителях. Почему? Потому что она, скажем так, проигрывает той, что ликует, в настроении. Песня Линков громкая и агрессивная, и это хорошо для такого громкого и местами агрессивного кино, но Through the Trees из «Тела Дженнифер» лично мне показалась более привлекательной, и не за свою более мягкую природу в сравнении с первым (по силе) номинантом. Она более лиричная, интересная и свежая, и то что исполняют ее, по сюжету, музыканты-дьяволопоклонники, которые заклинание нашли в интернете (отдельные аплодисменты за юмор), нисколько не умаляют ее достоинств. Так что победитель – Through the Trees.

ЛУЧШИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР.
Думаете, эта номинация и шедшая перед ней одно и то же? А вот и нет! Песня это песня, а номер это номер. В чем разница? В артистизме например, в уместности, в стиле. Даже не очень хорошую песню можно поставить и исполнить так, что ее недостатки проявятся лишь потом, когда вы проанализируете фильм целиком. Это спасает мюзиклы, и именно за этим на мюзиклы и ходят – за созерцанием исполнения, а не за самим исполнением.
При этом мюзикл может и не получить эту награду. Например, «Суини Тодд» не мог получить эту награду, потому что исполнение было, скажем так, не ахти. Постоянно брызгающая кровища, причем слишком ненатурально нарисованная, слабо оправданная затянутость. Вот в «Коралине в стране кошмаров», да еще в 3Д, музыкальный номер в подвальном театре, в исполнении двух старых актрис-потусторонних отражений и их мертвых собачек (чувствуете, а?!) было увлекательным и потрясным. Это было интересно, свежо и, что самое главное, выполнено в великолепной кукольной анимации, которую сейчас уже редко увидишь.
За исполнение и даем приз.
И прежде чем мы перейдем к основным номинациям, давайте узнаем, кто, по моей версии, в этом году получает призы за прорыв.
Прорыв – это когда ты делаешь что-то так, как раньше вряд ли кто-то делал, либо за яркий дебют. Если же ни то, ни другое, то за выдающиеся способности, которые проявились, пускай, в одном единственном фильме, но зато проявились так, что хочешстя хлопать стоя.

ПРОРЫВ ГОДА – АКТЕР.
Честно говоря, я хотел отдать этот приз в этом году Джерару Батлеру, с которым в этом году вышло четыре фильма, и все получились классные, во многом благодаря его отличной актерской игре. Почему я об этом говорю сейчас, в ПРОРЫВЕ а не главных номинациях? Потому что выпустить в году четыре фильма с собой – это ж как надо пахать?!
Вот только, знаете ли, попался на глаза один парень, который смог перекрыть четыре козыря всего двумя. И имя ему – Сэм Уортингтон. Он оказался гораздо интересней Джона Коннора, которого сыграл не кто-нибудь, а сам Кристиан Бэйл. Хотя, если честно, в этом году этому англичанину категорически не везло с ролями. Коннор получился слабым, а во «Врагах общества» его герой вообще никакой. Ну, о его игре в «Аватаре» стыдно не знать. Клаека – наиболее сложный для отыгрыша персонаж, а калека, неспособный ходить – это очень серьезно. Надо показать, что ты не только не можешь, но и отчаянно хочешь. А получив желаемое надо достоверно изобразить радость, счастье, экстаз, что прямо кончаешь от кайфа, что у тебя есть рабочие ноги. И Сэм справился, справился на пятерку. За старания ему вручается победа в номинации.

ПРОРЫВ ГОДА – АКТРИСА.
Здесь все плохо, даже ужасно. Никого выделить не удавалось очень долго, и решение пришло лишь в самый последний момент. Кто там у нас не очень блистает в кино, но в этом году блеснула так блеснула? Жаль, что выбор был увы, очевиден. Ребекка Блумвуд в исполнении Айлы Фишер была на голову (и две груди четвертого размера) выше своих соратниц. Ее игра безукоризненна, в ее героиню веришь, и трудно не втюрится хотя бы до конца сеанса. За покорение мужских сердец и ширинок (это при том, что в фильме «Шопоголик» пошловатых шуток всего две!) награда уходит к госпоже Фишер.

ПРОРЫВ ГОДА – ФИЛЬМ.
Раз уж разобрали актеров и актрис, негоже было бы пропустить то, в чем они, собственно снимались – кино. В качестве прорыва кинофильм должен что-то сделать… эдакое. Сломать устои, рамки жанра, привнести нечто новое, сделать то что сделано ранее так, как никто еще не делал. И совсем не обязательно затрагивать какую-то важную или насущную тему. И в этом году, пожалуй, три из пяти вышеперечисленного сделал Нил Бломкамп (уф, не знаю, правильно написал или нет) со своим «Районом №9». Фильм получился необычным, и если бы не поддержка одного из самых ныне влиятельных режиссеров, он бы, наверное, вообще не вышел бы. И после просмотра остается такое ощущение, что этот фильм нельзя было не снять, и не увидеть тоже было нельзя.
Теперь мы пройдемся по моментам.
Каждый фильм состоит из моментов разной степени удачности. Что-то получается отлично, зато все остальное выходит плохо. К счастью, такие фильмы быстро забываются, или оказываются на нижней ступеньке лестницы качества. В каждом фильме есть смешные моменты ,потому что без юмора, как это ни странно, ни один фильм не получается. Юмор нужен для разрядки аудитории. Трагичные моменты нужны для выдавливания из зрителя слезы, сопереживания героям. Наконец, пугающие, ужасные в хорошем смысле слова моменты, нужны чтоб зритель просрался. В конце концов, лучше уж так пощекотать себе нервы, чем прыгать с моста на длинном гондоне.

ЛУЧШИЙ ПУГАЮЩИЙ МОМЕНТ.
Тут все просто как апельсин – дольки под кожурой. Хорошие фильмы ужасов перестали снимать довольно давно. а нынешние ужастики – это в лучшем случае хорошие триллеры, либо откровенный трэш, хлам, ерунда с кровищей в экран. Таковым является и «Тело Дженнифер», несмотря на то что его преподносят как фильм ужасов. Честнее – молодежный ужастик. Еще честнее – немного мяса и краешек сиськи. Вот если бы вас в лес повела обалденная девчонка, недвусмысленно говоря что будем трахаться, а в лесу, оголив грудь, раззявила пасть и начала вас жрать, не кушать, а именно жрать, вы бы тоже испугались. По сему, лучшим из всего, что было (а было так, что почти и не было) признается поедание игрока школьной футбольной команды из «Тела Дженнифер».

ЛУЧШИЙ ТРАГИЧНЫЙ МОМЕНТ.
В данном секторе гораздо лучше, но все однобоко. За право называться таковым борются моменты из слезливых драм, например «Хатико», «Жена путешественника во времени». Трагедия это такая штука, которая заставляет нас осознать, что люди на экране кинотеатра – тоже люди (если это не собака, как в «Хатико»), что у них тоже есть чувства, и что они такие же как наши, но еще сильнее, потому что в кино все не так как в жизни, там все немного сильнее чем в реальной жизни, и оттого мы ходим смотреть на мир, кой нам демонстрируют на белой простыне. Потому что тот мир лучше, там все чище. Если любовь – то до гроба, если страдания – то неподдельные, если слезы – то искренние.
Поэтому лучшим трагичным моментом я нарекаю ту сцену, когда Сайлас, привезя-таки свою жену Камиллу на Ниагарский водопад, вдруг теряет ее. Он зовет ее, он плачет, он спрашивает всех кого видит (а народу там ого-го!), но никто не видел девушку с красными волосами. Он несется вперед, натыкается на полицейских, они стреляют в него, но Сайласу все равно. Он ищет ее, свою любовь, которую уже однажды потерял, и лишь тогда понял, как она ему дорога. По вашему это недостойно приза?

ЛУЧШИЙ КОМЕДИЙНЫЙ МОМЕНТ.
А тут ну просто хаос и разрушения! Плаксик из «Сказки на ночь», пошловатые шутки из «Формулы любви для узников брака», агрессивный юмор из «Рок-н-Рольщика», диковатый в своем обыкновении Тарантино с «Бесславными ублюдками», до кучи великий и неповторимый Джим Керри! И это далеко не все! С этой номинацией всегда лишь одна проблема – кому дать приз, потому что претендентов всегда дуром, и выбрать практически нереально. Приходится прибегать к помощи других зрителей, и они уже проголосовали. Когда два раза на одном и том же фильме, на одном и том же моменте разная аудитория ржет как сумасшедшая, до слез, до хрипоты, и аплодирует – это ли не показатель? Так что награда заслуженно уходит к укуренным выжившим из «Зомбиленд», которые, пыхнув, начинают играть в охотников за привидениями под оглушительный хохот и хлопанье зрителей.
А вы как себя ведете, обдолбавшись травой?

САМЫЙ ЗРЕЛИЩНЫЙ МОМЕНТ.
Логично предположить, что завершить эпопею с лучшими моментами надо самым-самым, от которого глазные яблоки переворачиваются, из ушей идет пар, а сами вы сидите в оцепенении и не дышите, боясь пропустить хоть мгновение. И здесь все предсказуемо. Увидев мир Пандоры из «Аватар», вы сидите до конца сеанса именно таким, потому что ну не может быть что-то круче этого. Логично, ведь придумал это и снял человек, который сделал «Терминатор – 2». Нужны объяснения?!

МАЗА ГОДА.
Маза, фича, фенька – нечто, прием, дизайнерская находка или решение, которые в этом году нас поразили, удивили, приручили и дали выгуляться всласть. Это что-то такое, о чем потом думаешь «и как я раньше без этого жил?» В нашем случае «как я раньше ходил в кино, а такого не было?» Но все новое это хорошо забытое старое, и в этом году оно, это старое, вернулось с таким оглушительным грохотом, что уши лопнули, а глаза, предусмотрительно закрытые очками, выдержали. Победа, нокаутом, присуждается эффекту 3Д, в котором вышло, наверное, три из четырех всех фильмов в году. Эффект вернулся из 70х-80х в новом обличье, и без него мы теперь не мыслим современный кинематограф.
И еще две немного абстрактные вещи, без которых кинематограф не тот.

ЛУЧШАЯ КОМАНДА.
Герои фильмов, хотят они или нет, они сбиваются в команды. Хотя бы попарно, но они это делают! Один с трудом противостоит угрозе, исходящей от главного злодея, но вдвоем уже легче, а втроем и более вообще отлично! И выпить можно. Со времен «Властелина колец» более ярких команд мы не видели, да и та была скорее классической. Более классической чем воин-лучник-клерик-маг. И я не зря упомянул именно такую формацию. Дело в том, что таковая формация команды идеальна. Воин дерется, лучник обстреливает, клерик лечит, маг колдует боевые заклинания. Вот странно, магическое число – три, а в команде почему-то четыре.
И именно команда из четыре человек сегодня побеждает. Они с трудом уживаются друг с другом, не доверяют друг другу из-за не самого приятного знакомства, но потом они становятся почти единым целым, и сообща дают отпор голодным зомби. Крутой мужик, студент и две девчонки – кто там воин и так понятно, кто остальные – сами думайте.

ЛУЧШАЯ ДРАКА.
Ну куда ж в кино без драки? Даже в диснеевких мультиках нет-нет да и да, хотя бы одно сражение есть. После домашнего порно самое увлекательное зрелище это когда кто-то кому-то бьет морду. Кто кому и зачем? Эти вопросы никогда не волновали не только игроков в файтинги, но и зрителя, лишь бы драка была красивой, эффектной и оператор не спал («Говнодав», эгей!). Но все же лучше, если драка имеет хоть какой-то смысл. Причем бой главного героя и злодея редко интересует как массовый мордобой обязательно плохих ребят хорошими. А где у нас плохие ребята? Не, не в вашем дворе, вообще? Повторяю: не в вашем дворе! Ладно, намекну прозрачно – где они должны находиться? Только не говорите… слава богу, правильно догадались. В тюрьме.
Драка, учиненная Шелковым призраком и Ночным филином в фильме «Хранители» самое то. их двое, и один из них девушка, весьма привлекательной наружности, так что зекам хочется ее не только побить, но и трахнуть во все места, но она так машет кулаками и ногами, что желание потрахаться куда-то пропадает вместе с отбитыми яйцами. Да, эта драка довольно картинная, но как поставлено! И не говорите, что вы не хотели бы так же настучать разным негодяям.

ЛУЧШИЙ МУЛЬТФИЛЬМ.
Подведем один небольшой, но важный итог. Сбавим градус насилия и переключимся на нечто более мягкое – на мультики.
В 2009м году вышло довольно много мультфильмов, и многие из них получились хорошими и отличными. Недетская история из «Вверх» заставляет задуматься над тщетностью бытия и о том, что надо наслаждаться жизнью и добиваться исполнения своей мечты, даже если твоя жизнь идет к закату. «9», несмотря на всю бессмысленность происходящего и неинтересность героев, тем не менее ставит перед нами, уже в который раз, вопрос о наличии у человека души и необратимости смерти, об ужасах войны. «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» это пир для лицевых мышц и отдых для мозгов. но есть кое-что, что их всех объединяет и низвергает перед победителем. Эта черта – все эти мультфильмы сделаны на компьютере, с использованием 3Д-графики. Да, одни из них блистают вниманием к деталям, другие наоборот, развлекают минимализмом в детализации. Но что такое бездушные полигоны и пиксели, если ты двигаешь куклы, к которым ты можешь прикоснуться? Кукольные мультфильмы, к сожалению, умирают, как и рисованные. На один такой или такой приходится штук сорок, а то и больше, CG-анимационных лент, и это печально. Но награда за лучший мультфильм уходит к «Коралине в стране кошмаров 3Д» не только за это. Создать атмосферу пугающей и завораживающей сказки такой, какую мы увидели, сейчас уже не под силу никому, кроме того, кто создал «Кошмар перед рождеством».

ЛУЧШИЙ АКТЕР.
Если вы смотрите фильм, и не просто сопереживаете герою, будь он положительный или нет, а вливаетесь в него, значит, это оно. Добиться такой синхронизации со зрителем не удается так часто, что случаи обратного надо вносить в красную книгу. Но порой это происходит, и это как праздник. Еще интересней, когда этот герой, за которого вы болеете, с которым злитесь, с которым плачете, не положительный герой в классическом представлении этого образа. А еще лучше, когда его мысли и речи становятся вашими, когда его слова проникают в вас, и вы понимаете, что он прав на весь миллион процентов. Прав во всем что говорит и делает, что бы он ни делал ужасное.
«Когда накопившаяся мерзость от секса и убийств вспенится ими до пояса, все шлюхи и политиканы взглянут вверх и завопят: «Спаси нас!» А я посмотрю на них и прошепчу: «Нет»»
Джеки Эрл Хейли. Роршах. Божественно.

ЛУЧШАЯ АКТРИСА.
Здесь без преамбул. Победила Айла Фишер, рыжеволосая шопоголик. Почему она и почему без преамбул? Увы, потому что больше некого выделить. О ней я уже все сказал в номинации ПРОРЫВ ГОДА – АКТРИСА, и повторяться не стану.
Лучшая, и все тут. Ни убавить, ни прибавить.

ЛУЧШИЙ ЗЛОДЕЙ.
Герой фильма не просто герой, он есть, пока есть злодей – противопоставленный ему персонаж. Если герой не вызывает таких симпатий как злодей; если слова, мысли и деяния злодея вам импонируют больше; и если вы бы пошли за злодеем а не за героем – это наш человек (или не-человек, ну это когда как). Вспомните такие примеры, как Ганнибал Лектер и Дарт Вэйдер. Вы пошли бы за убогим Люком Скайуокером? Не верю.
То-то же.
А если злодей поступает неправильно с моральной точки зрения отдельного героя? Если он творит зло, да, убивает десятки сотни и тысячи людей, но для блага миллионов и миллиардов? Если его методы жестоки и омерзительны, но герой понимает, что злодей прав, и принимает его сторону? Вы можете себе представить такого злодея? Нет? тогда возьмите диск «Хранители» и посмотрите еще раз. Озимандис взорвал несколько атомных бомб в крупных городах, убил тысячи и тысячи… чтобы главы держав всего мира поняли, что воевать они должны не друг с другом, а с собственными противоречиями и предубеждениями. Что холодная война могла перерасти в горячую и истребить в раскаленных цветках миллионов атомных взрывов весь мир. Этот злодей – идеален. Его случайно вычислили, хотя все был она поверхности, его деяния были ужасны с моральной точки зрения всех людей – массовые убийства – но он прав. Иначе было нельзя. Иначе –никак. Браво.

ЛУЧШИЙ НАШ ФИЛЬМ.
Здесь все просто и легко. «Лопухи», «Каникулы строгого режима» и «На игре». «Остров», «Реальность» и «…фильм», как редкостные куски отходов жизнедеятельности мы вообще не принимаем во внимание. Если вы думаете, что зря, значит вы не видели ни первой, ни второй, ни третий и в этом отношении вам категорически повезло. В принципе, неплохо, три лажи и три неплохих фильма на выбор. Поровну, хотя это далеко не все российские фильмы, вышедшие на киноэкраны в 2009м оду, но я напомню, что я рассматриваю лишь те, что видел сам. В кино или на ДВД.
Сразу с места в кювет.
Почему не «Каникулы»?
Фильм получился неплохим, даже местами хорошим, хотя когда я узнал истинное значение слова «черт» на зековском, то был разочарован. Помимо этого, Безруков молодец, но его авторитет не авторитет. Он еле сплотил пацанов школьного возраста, а как он мог управится с матерыми преступниками? Дюжев же уже сыграл свою лучшую роль – Саймон в «Жмурках». Хотя это не значит, что он беспомощен, его милиционер получился хорошим, таким реальным. В него веришь, а вот пахан-Безруков вышел не очень, плюс концовка получилась ну очень уж натянутой, вдобавок фильм перегружен всякими японскими фишками, которые реально утомляют.
Почему не «На игре»?
Фильм получился на редкость удачным, хотя и собран из штампов и наработок заокеанской Фабрики Грез, ввиду чего смотрится по-голливудски и наверняка имел бы там успех. Но тема, увы, однобокая. Фильм подойдет для геймеров и вообще молодежи, но кроме них фильм никому не может ничего предложить. Экшн, стрельба, погонь немного, пара драк, злобные кавказцы – все это было, и новая обертка пусть и сверкает, но внутри та конфета, которую ты знаешь. Фильм добротный, но увы.
А почему не «Лопухи»?
Интригует, не правда ли?!
Потому что шутки во множестве своем отдают пошлинкой и местами староваты. Где-то сыграно на стереотипах. Это не то чтобы очень плохо, но все же надоело. Еще первый «Самый лучший…» был таким, второй уже не было сил смотреть, «Очень русский детектив» вообще ерунда полная, про «Гитлер капут» как вспомню так блевать и кидат!
В итоге приходится выбирать из трех не самых достойных, но более-менее показавших свою достойность по сравнению с другими громкими анонсами, оказавшимися дорогостоящими пшиками, где не понятно, а куда, собственно, ушли деньги? Так кого же я выберу?
«Лопухи», потому что из трех номинантов они наиболее сбалансированные.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ГОДА.
А вот здесь я теряюсь, честно. Слишком много фильмов получили и пять с плюсом, и многих я лично для себя отметил. Также признаюсь, что хотел сделать лучшим «Зомбиленд». Но раз ска…написал, то скорее всего не сделаю. Надо же держать интригу!
Хотел «Жена путешественника во времени», но тогда вы скажете ,что я подтасовал выборы, потому что я этот фильм очень ждал. Выберу «Месть падших» - банально, плюс отдать приз фильму, который пуст… Сами понимаете – не очень хочется.
Поэтому я принял волевое решение дать приз за лучший фильм года тому фильму, который снес мне башню своей необычностью в той линии фильмов, к которой он вроде как принадлежит. Фильму, который показал, что герои не всегда герои, а злодеи не всегда злодеи. Фильму, который взял мое представление о нем, смял, бросил в грязь и растоптал, потому что он так захотел. Фильму, который показал мне ,что талант – от бога, а когда в одном месте собираются толпа талантливых людей, и ими руководит талантливый режиссер, то получается лучший фильм года.
Лучший фильм 2009 года.
«ХРАНИТЕЛИ».

И напоследок пара номинаций для спуска напряжения.
ПРИЗ ЗА ВКЛАД В РАЗВИТИЕ КИНОИНДУСТРИИ.
Если вы не понимаете, что этот приз по любому получит Джеймс Кэмерон, вы тупые.
Этот человек ждал восемь лет, пока технологии не смогут воплотить его замысел в жизнь. Ждал терпеливо, и дождался. Он показал, на что способны современные технологии, если их пустить в нужное русло. Его фильм «Аватар» стопроцентно соберет ворох технических «оскаров», и это будет совершенно заслуженно. Он за свою карьеру снял такие фильмы, о которых без дрожи не вспомнить, так они хороши. Он сделал то, что никому еще не удавалось. Он снял не фильм, он снял целый мир. Целый живой мир, который наверняка живет, даже когда проектор отключен и пленка не крутится. Этот прекрасный новый мир живет в нас.

И последний приз:
ЖДЕМ В 2010.
Какой фильм объявить самым ожидаемым?
Любители ужасов ждут новый «Кошмар на улице вязов», с новым, другим Фредди.
Любители и ценители старых сериалов – кавер на старенький но даже сейчас бодрый и интересный к просмотру «Команда А».
Анимешники писают кипятком, ожидая игровой фильм «Теккен». И х*й его знает, как это переводится.
Малолетки ждут «Затмение», третью часть «Сумерек». Пока заявлено на 1 июля.
Кто-то ждет первую часть «Гарри Поттера и даров смерти».
Но почему я выбрал в качестве ожидания другой фильм?
Почему «Принц Персии: пески времени»?
Потому же, почему я ждал «Трансформеры» и «Темный рыцарь».
Потому что я ХОЧУ ЭТО ВИДЕТЬ, и эта эмоция правит мной. Я хочу видеть этот фильм, и я его увижу, осталось всего полгода, и он выйдет на экраны, и мы окунемся в прекрасный мир Тысячи и одной ночи, в пески, где визири, принцессы, джинны, и где принц наконец обрел свое имя. Где магией пропитана каждая песчинка, даже не та, что управляет временем. Где маленьким каждый хотел быть, и непременно Аладдином.
Но где путь придется прорубать огнем и мечом.

На этом я завершаю свой обзор фильмов года. Если вы с чем-то не согласны – ваше дело. Я лишь делюсь с вами своими мыслями. Если хотите, поделитесь со мной вашими.
А пока – с новым годом вас.