С чем именно боремся?

Алексей Комаровский
Оригинал см.:
http://www.donetsk.proua.com/article/2009/12/29/192442.html


Недавно, а вернее 18 декабря в Нью-Йорке на пленарном заседании 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Российской Федерации была принята резолюция «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

Данная инициатива направлена, в частности, на осуждение попыток героизации нацистского движения, в том числе путем открытия памятников и мемориалов, а также проведения публичных демонстраций.

В принятом документе подчеркивается, что подобные действия оскверняют память бесчисленных жертв фашизма и являются абсолютно несовместимыми с обязательствами государств – членов ООН.

А еще в начале декабря этого года в Верховной раде Украины был зарегистрирован практически аналогичный законопроект депутатов от Партии регионов Олега Царева и Дмитрия Шенцева под названием «Об основах предотвращения и противодействия пропаганде нацизма и фашизма в Украине».

Главное, что объединяет резолюцию ООН и проект украинских депутатов – это то, что они направлены, казалось бы,  на благое дело – борьбу с фашизмом и пропагандой фашистской идеологии и символики.

Однако, истины ради, следует отметить, что у нас в народе сложилось абсолютно превратное представление о том, что именно называется терминами «фашизм» и «фашистский».

Благодаря еще сталинской пропаганде данные термины в нашем массовом сознании прочно закреплены за гитлеровской Германией, в которой господствующей идеологией, принесшей столько бед человечеству, на самом деле был не «фашизм», а «национал-социализм», сокращенно «нацизм».

Поэтому, наверное, речь стоит вести о борьбе, прежде всего, с пропагандой именно нацизма и нацистской символики.
Что же касается собственно фашизма, то, изначально, это была идеология, господствовавшая в Италии в период правления Бенито Муссолини, названная так от итальянского слова «фаши» -  связка, союз.

Впервые слово фаши в смысле политического союза было использовано для самоназвания группой революционных демократов и социалистов в Сицилии в 70-х годах ХІХ века. В 1919 году после окончания первой Мировой войны Муссолини организацию «Итальянский Фаши (Союз) Борьбы» (итал. Fasci Italiani di Combattimento) с целью противодействовать королю и правительству. А 7 ноября 1921 года им была создана Национальная Фашистская Партия (НФП).

Символом итальянских фашистов стали фасции - связки розг с воткнутым в них топором, символы магистратской власти в Древнем Риме. Муссолини даже утверждал, что первым фашистом был Юлий Цезарь.

С фасциями связан известный фольклорный мотив (изложенный впервые у Геродота, использованный также Львом Толстым в басне «Отец и сыновья») о пользе единства, демонстрируемой с помощью связки прутьев, которые невозможно переломать вместе, но легко каждый в отдельности.

Эта идея объединения плебса в союз, в котором каждый человек в отдельности слаб и беззащитен, но вместе они представляют собой непобедимую силу, и легла в основу идеологии Муссолини.

Изображения фасций, как символа публичной власти, можно найти во многих эмблемах, начиная с эпохи Французской революции до нашего времени.

Так, например, фасции присутствуют на гербе Франции, в символике обеих палат Конгресса и на монетах США, на флаге кантона Св. Галлена (Швейцария), на гербе посёлка Легау, (Германия) и т. д.

В России можно увидеть фасции на решетках Александровского сада в Москве у Кремля, решётках Летнего сада  и ограде 1-го инженерного моста в Санкт-Петербурге. Кроме того фасции украшали обложку первого издания конституции РСФСР 1918 года.

В современной Российской Федерации фасции используются в эмблеме Федеральной службы исполнения наказаний.

Так что, выходит, фактически, все вышеперечисленные государства: Франция, Швейцария и даже Россия  при желании могут быть обвинены в использовании и пропаганде ими «фашистской» символики?

Более того, в украинской эмблематике также применяется изображение фасций. В частности на Штандарте Председателя Службы безопасности Украины.

Получается, что СБУ, на этом основании, можно назвать фашистской организацией?

Хотя от некоторых представителей нашей оппозиции можно услышать в её адрес обвинения и похлеще.

При этом, у большинства «пересічних українців» изображение фасций, скорее всего, не вызовет никаких эмоций. Картинка как картинка.

Потому что символом «фашизма» в глазах большинства наших сограждан является, прежде всего, нацистская свастика.

Таким образом, получается, что все государства и организации, использующие в своей эмблематике изображение свастики, следует обвинить в пропаганде нацизма?

И здесь не все так просто.

До того, как нацисты дискредитировали свастику, этот символ широко использовался в мировой эмблематике.

После февральской революции свастика украсила бумажные деньги Временного правительства. Она была изображена и на купюрах, бывших в обращении в Советской России до 1922 года. Кроме того, свастика встречалась даже на печатях официальных советских учреждений!

В годы гражданской войны изображение свастики применялась в Красной Армии в период гражданской войны. Это нарукавный знак для калмыцких формирований Красной Армии Юго-Восточного фронта.

В ноябре 1919 года командующим Юго-Восточным фронтом В.И. Шориным был издан приказ №213, который вводил новый нарукавный знак для калмыцких формирований.

В приложении к приказу приводилось и описание нового знака: «Ромб размером 15x11 сантиметров из красного сукна. В верxнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого "ЛЮНГТН" с надписью "Р.С.Ф.С.Р." Диаметр звезды - 15мм, венка 6 см, размер "ЛЮНГТН" - 27 мм, буква- 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, "люнгтн" и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев - желтой краской), самый венок и надпись - серебром (для красноармейцев - белой краской)».

Загадочными буквами ЛЮНГТН как раз и обозначалась свастика. Долгое время униформологи пытались расшифровать слово «ЛЮНГТН», принимая его за аббревиатуру. Однако, по правилам пунктуации того времени после каждой буквы или группы букв обязательно ставилась точка. Известный этнограф, доктор исторических наук Н. Л. Жуковская смогла определить, что «ЛЮНГТН» - это искаженное написание слова «люнгтэ», которое в языках монгольской группы, к которой относится и калмыцкий язык, значит «принадлежащий дракону» и обозначает свастику. Очевидно, человек, печатавший данный приказ, не был знаком с подобными лингвистическими тонкостями и совершил неумышленную опечатку.

Кроме данной нарукавной нашивки красноармейцы-калмыки носили на своих головных уборах голубую свастику, нашитую поверх красной звезды.

Возникает неожиданное предположение, а не стало ли это впоследствии одной из причин того, что Сталин в годы Второй мировой войны репрессировал всех калмыков, как нацистских пособников? А перед войной в 1938 году был казнен и командарм Василий Шорин.

Интересное свидетельство о борьбе со свастикой в те годы было обнаружено в Центральном Хранилище Советской Документации и опубликовано в первом номере журнала «Источник» за 1996 год.

«9 августа 1937 года в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) обратился управляющий Московской областной конторы Метисбыта некий товарищ Глазко с образцом маслобойки, изготовленной на заводе 29, лопасти которой имеют «вид фашистской свастики». Проверка установила, что автором конструкции маслобойки является старший инженер треста ширпотреба ГУАПа Тучашвили. В течение 1936 и 1937 годов завод изготовил 55763 маслобойки.
Начальник цеха ширпотреба Краузе заявил, что лопасти маслобойки похожи на фашистскую свастику, однако зам. начальника треста Борозденко ответил: «Лишь бы рабочему классу было хорошо, не обращай внимания». Позицию заместителя поддержал начальник треста Татарский и директор завода № 29 Александров. «Выпуск маслобоек, - писал доносчик в Комиссию партийного контроля, - лопасти которых имеют вид фашистской свастики, считаю вражеским делом. Прошу передать все это дело в НКВД. Проект постановления прилагается. Руководитель группы Тяжпрома КПК Васильев. 15 октября 1937 г.».

Усилия доносчика не пропали даром. Ровно через два месяца на заседании Бюро комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) было принято решение: «1. Принять к сведению заявление наркома оборонной промышленности Л. М. Кагановича, что в месячный срок лопасти маслобоек, имеющие вид фашистской свастики, будут изъяты и заменены новыми. 2. Дело о конструировании, изготовлении и непринятии мер к прекращению производства маслобоек, лопасти которых имеют вид фашистской свастики, передать в НКВД. Результаты голосования: «за» - Шкирятов. «за» - Ярославский. 15 декабря 1937 г.».

 Нетрудно догадаться о дальнейшей судьбе Тучашвили, Борозденко и Татарского, не так ли?

В то же время, в начале ХХ века свастика была использована основателем движения бойскаутов Робертом Баден-Пауэлом в качестве элемента скаутской эмблемы.

В Литве у местного Союза скаутов была даже награда - орден Свастики. Он был учрежден в 1925 году по предложению Петры Джургела, инициатора создания движения скаутов в Литве. Орденом награждали скаутов за заслуги перед движением, а также их сторонников.

На фоне свастики изображался и знак украинских скаутов-«пластунов». Известны фото, на которых в пластуны посвящают митрополита Андрея Шептицкого с вручением ему подобного знака.

Первые изображения пластовых свастик известны из материалов пластового архива, за 1923-1924 гг. Это три проекта свастики, выполненных графически Омеляном Тарнавским для украинских пластовых обществ на Закарпатье. На них изображена свастика с крюками направленными вправо по ходу часов. На ее фоне в трех вариантах изображенный щит с гербом Закарпатской Украины и пластовой лилией.

Пластовая свастика возникла за 10 лет до того, как этот знак стал официальным символом НСДАП, поэтому можно с полным основанием сказать, что немцы «украли» у западно-украинских деятелей свастику, оставив их только с тризубом.

В 1915 году свастика, будучи издревле распространенной в латышской культуре, и которая в местной традиции имела название «огненный крест», изображалась на знаменах батальонов (затем полков) Латышских стрелков российской армии. Затем, с 1918 года, стала элементом официальной символики Латвийской Республики — эмблема военной авиации, полковые знаки, знаки обществ и различных организаций, государственные награды. Латышский боевой орден Лачплесиса имеет форму свастики.

Свастика была изображена на шевроне 45-й пехотной дивизии армии США, который та носила с 1923 по 1939 год.

В польской армии свастика использовалась в эмблеме на воротниках Подхалянских стрелков (21-я и 22-я горно-стрелковые дивизии).

С 1918 по 1945 год свастика изображается на знамёнах ВВС и танковых войск Финляндии, а в настоящее время — на знамени ВВС и на президентском штандарте.

Но никто ведь сейчас не станет обвинять Финляндию в том, что она – фашистское государство, а власти Финляндии в пропаганде фашизма и нацизма.

Так откуда, как говорится, «растут ноги» у вышеназванных инициатив?

Российская Федерация, инициируя данную резолюцию,  под видом благородной борьбы с фашизмом решает собственные внешнеполитические задачи.

В частности, пытается таким образом воздействовать на «неугодные» ей государства: Латвию, Эстонию, Грузию, Украину путем осуждения их так называемым «мировым сообществом» за якобы имеющую там место пропаганду «фашизма», а на самом деле, пытаясь подорвать единство Евросоюза, противопоставляя страны Балтии остальной Европе.
 
А также хоть как-то затормозить евроинтеграцию Грузии и Украины, которая означала бы окончательное прощание с надеждами Кремля вернуть их под свой политический контроль.

Что касается инициативы «регионалов», то она, хотя и подыгрывает их московским союзникам из правящей там партии «Единая Россия», но направлена, прежде всего, на решение их собственных внутриукраинских задач.

Говоря о праведной борьбе с пропагандой идеологии и действий «нацистской партии Германии и фашистской партии Италии», авторы  законопроекта добавляют «неприметное» уточнение: «а также коллаборационистских организаций на территориях оккупированных нацистами стран». Первыми в перечне этих организаций «регионалы» поставили Организацию украинских националистов и Украинскую повстанческую армии, а также дивизию «Галичина».

Об этой инициативе профессор Станислав Кульчицкий сказал следующее: «Что именно они хотят запрещать? Если брать Украинскую повстанческую армию, то ее символикой были трезубец и сине-желтый флаг. Значит, их надо запретить? Дивизия «Галичина» была немецким формированием, однако они завоевали себе право носить на рукаве сине-желтую повязку. ОУН - это вообще не военное формирование, а организация, близкая к партии. Ставить всех их в один ряд просто неграмотно».

Исходя из логики наших депутатов, необходимо, чтобы в Российской Федерации запретили использование Андреевского флага, поскольку он использовался в символике коллаборационистской Русской Освободительной Армии - одиозной власовской РОА, которая была во множество раз более многочисленной, чем все коллаборантские организации народов бывшего СССР вместе взятые. Поэтому использование андреевского флага российскими "мареманами" в украинском Крыму также нужно признать недопустимым и немедленно запретить.

Но об этом оба вышеназванных документа почему-то скромно умалчивают.

Следовательно, делает вывод сайт  http://vibori.in.ua, вместо реального неприятия нацизма, такой закон отражает украинофобию определенной части депутатского корпуса и, на самом деле, направлен исключительно против украинского национально-освободительного движения.

Интересно, если закон будет принят в данной редакции, придется ли Украине менять собственную государственную символику?

И будут ли изъяты из продажи за пропаганду «фашизма» йогурты торговой марки «Галичина»?

Думаю, вряд ли. Но поживём – увидим.