Что же вначале?

Владимир Спасибо
Три года тому назад в журнале «Деловые люди» (№186, сентябрь 2006 г.) было опубликовано интервью с академиком В.Фортовым, человеком очень известным, членом многих международных и национальных научных организаций, специалистом в области физики мощных ударных волн, экстремальных состояний вещества, ультравысоких давлений и температур. Создателем Российского фонда фундаментальных исследований. В 90-е годы - вице-премьером правительства РФ, председателем Госкомитета России по науке и технике, министром науки и технологий Российской Федерации. Вице-президентом Российской академии наук.

Интервью с исследователем, крупным чиновником, просто талантливым и успешным человеком получилось очень интересным, высказано много глубоких мыслей.

Но некоторые из них показались весьма спорными. В частности, В.Фортов приводит в качестве примера государственного стимулирования развития науки Республику Корея: «…Что такое Южная Корея? «Самсунг», «Голдстар», автомашины… А ведь 30 лет назад это была отсталая аграрная страна. Рис не могли выращивать, с голоду умирали. Потом государство решило: если вы доллар вложили в науку – у вас три доллара с налога спишут. И текут в науку и деньги, и новые технологии – рекой.

У нас, как вы хорошо видите, ничего подобного нет. Мы пошли в рынок, но рынок – это очень жесткая и детерминированная система. Если вы мне даете ясные преференции, а я, бизнесмен, ясно вижу их, то я в науку вложу много. Сейчас у нас это просто бессмысленно. Есть многочисленные примеры, когда страны (Сингапур – маленький остров, Тайвань), не имея ни сильных научных школ, ни достойного образования, ни природных ресурсов, ну просто ни-че-го, кроме 30-градусной жары, встали на ноги и стали индустриальными гигантами.

Почему это произошло? Не стали бегать за инфляцией и давиться из-за каждой льготы, а просто приняли решение: 300 процентов списать с налогооблагаемой базы. И всему миру стало интересно вкладывать деньги в эти страны.

Другой хрестоматийный пример: Индия делает сегодня 11 миллиардов долларов на программном продукте. Почему? Потому что создали выгодные экономические условия, преференции, а не потому, что понарожали детей, которые стали восьмизначные числа в уме складывать.

Сейчас китайцы делают то же самое. Вы организовали хай-тек – пять лет вообще никаких налогов не платите. Тридцать тысяч китайцев учатся в западных университетах. Работает программа «Сто талантов». Если руководители видят, что человек состоявшийся, берут его из Силиконовой долины и платят ему пять тысяч долларов в месяц (для Китая это большие деньги). И он, современный парень с прекрасным английским, с прекрасными связями, умеющий работать с промышленностью, умеющий пробить грант, купить приборы, работает с полной отдачей. У них наука пошла вверх как на дрожжах. По публикациям, по внедрению, по всему».

Как все легко, оказывается. Снизили налоги – и все само-собой закрутилось. Еще, оказывается, и потому, что рынок – это жесткая, детерминированная (?!) система.

Увы, и ах. Задача государства – способствовать, или хотя бы не мешать, возникновению и развитию мощных производственных структур, способных конкурировать на мировых рынках технологичной продукции. Именно эти структуры создают спрос на научные исследования и разработки.

Возьмем историю той же корпорации «Самсунг», о которой академик В.Фортов упомянул.

Группа "Самсунг", отметившая в марте 2008 г. свое 70-летие, является одной из крупнейших в мире корпораций с объемом продаж более $100 млрд.

Samsung входит в сотню ведущих компаний планеты, с 400 000 сотрудниками, 37 производственными предприятиями, 272 торговыми представительствами в 56 странах и 13 научно-исследовательскими центрами.

В 1938 г. Ли Бьонг Чхуль (родился в 1912 г., учился в Японии) основал небольшую фирму, экспортировавшую рис, сахар и рыбу в Китай и Манчжурию.

После оккупации Южной Кореи американской армией стал ее поставщиком.

Начало Корейской войны в 1950 г. и эвакуация американских войск существенно осложнили бизнес Samsung Trading Co.

После Корейской войны "Самсунг" встала во главе национальной экономической реконструкции, значительно увеличив свой производственный потенциал. Предприятие "Чэиль" по производству сахара, запущенное в 1953 г., стало первым крупным промышленным объектом в Корее, построенным местной компанией на основе собственной технологии. Годом позже "Самсунг” приступил к производству шерстяных тканей, которое потребовало высокого технологического уровня и жесткого контроля качества.

В конце 1950-х гг. группа "Самсунг" занялась банковским делом, став ведущей корпорацией Республики Корея с основными сферами деятельности в торговле, легкой промышленности и финансы.

В 1963 г. в рамках группы "Самсунг" была создана компания по страхованию жизни и открыт фирменный универмаг, что укрепило ее позиции в сфере обслуживания.

В 1965 г. "Самсунг" построила бумажную фабрику.

В 1967 г. завершено строительство завода по производству минеральных удобрений с производственной мощностью 330 тысяч т в год, в то время крупнейшего в мире. Тем самым "Самсунг" заложила основу для самообеспечения Республики Корея рисом.

В 1965 году Республика Корея восстановила дипломатические отношения с Японией. Ли Бьонг Чхуль достиг договоренности с японским руководством о технологической поддержке радиоэлектронного направления. В результате в 1969 г. совместно с японской фирмой Sanyo создана Samsung - Sanyo- Electronics (SEC). В 1970 г. создана корпорация Samsung Electronics. В 1972 г. выпущены первые черно-белые телевизоры, в 1977 г. – цветные телевизоры.

С августа 1973 г. главный офис  Samsung Electronics располагается в г.Сувон (Юг Корейского полуострова), там же построен завод по производству бытовой техники (стиральных машин, холодильников).

В это же время корейская компания Semiconductor Co. присоединяется к Samsung Electronics .

В 1977 году экспортные объемы Samsung Electronics  превышают 100 млн. американских долларов. В 1978 году открывается первое представительство Samsung Electronics  в США.

В 1979 году выпущены первые бытовые видеомагнитофоны.

В конце 1970-х гг. Samsung Electronics стала приносить убытки. Глава корпорации Ли Кун Хи (сын основателя компании. Руководил с 1987 г. Закончил университет Васеда в Токио, университет им. Джорджа Вашингтона в США) сократил количество дочерних структур, прекратил субсидирование подразделений, поставил во главу угла качество выпускаемой продукции. Это позволило выйти из кризиса.

К Samsung Electronics  присоединилась компания Korea Telecommunications Co.

В 1983 году Samsung Electronics начала выпуск первых персональных компьютеров (модель SPC-1000). В этом же году выпущены: микросхема 64М DRAM с объёмом памяти 64 Мбайт; проигрыватель, который мог считывать компакт – диски, CD–ROM, VIDEO–CD, PHOTO–CD, CD–OK.

В 1984 году открыто торговое представительство в Англии, построен завод по производству аудио- и видеооборудования в США.

В Республике Корея завершено строительство крупнейшего завода по производству микроволновых печей (2,4 млн. штук в год).

В 1986 году Samsung Electronics удостаивается звания «Лучшая компания года» от Корейской ассоциация менеджмента.

В этом же году Samsung Electronics  выпущен десятимиллионный цветной телевизор, открылись торговые представительства в Канаде и Австралии, научно-исследовательские лаборатории в Калифорнии и Токио.

В 1988-1989 гг. открылись представительства компании во Франции, Таиланде и Малайзии.

К 1989 г. Samsung Electronics заняла 13 место в мире по выпуску полупроводниковых изделий.

В 1989 г. разработана микросхема памяти 4М DRAM, а годом позже 16М DRAM. Начался выпуск микросхем прикладного назначения и микропроцессоров, используемых в бытовой технике и электронике.

В октябре 1991 г. завершается разработка ноутбука с перьевым вводом, а в декабре создается подразделение мобильных телефонных устройств.

В 1991-1992 гг. завершено развитие сектора персональных мобильных устройств, а также разработана мобильная телефонная система.

В 1995 г. экспортный объем превысил $10 млрд.

В 1996 г. концерн стал первым в мире производителем полупроводников, получившим сертификат ISO 140001.

В 1997 г. разработан самый большой в мире TFT-LCD экран.

В 1997 Samsung Electronics становится "Олимпийским партнером" в категории "Производителей беспроводного коммуникационного оборудования" и главным экспортером оборудования CDMA в Шанхай (Китай).

В этом же году компания выпускает самый легкий сотовый телефон CDMA (137 г.)

В 1998 г. Samsung Electronics захватила большую часть мирового рынка TFT-LCD и первой начала массовое производство цифровых телевизоров.

В январе 1999 г. журнал Forbes Global присуждает Samsung Electronics приз «Лучшая компания по производству бытовой электроники».

В 2000 г. разработан DVD-плеер «все в одном», начато производство модуля 512 MB DRAM, PDA-телефона.

В 2002 г. BusinessWeek поставил Samsung Electronics  на первое место в World's Top 100 среди IT-компаний.

В 2003 г. проекционные телевизоры и DVD-плееры получают приз EISA (престижную награду в области аудио и видеотехники).

В 2004 г. продажи в сегменте бытовой техники превысили $10 млрд.

В 2005 г. разработан телефон с 7-мегапиксельной камерой и самый быстродействующий в мире модуль графической памяти DRAM (GDDR4).

В 2006 г. компания получает три награды «Best of Innovations»: за 4-дверный холодильник, MP3-плеер YM-P1 и миниатюрный мобильный телефон i730.

В 2007 г. компания вышла на 2-е место в мире по продажам мобильных телефонов.

В 2008 году бренд числился в мировых лидерах в области производства полупроводников, телекоммуникационного и цифрового оборудования, в сфере технологий цифровой конвергенции. В сегменте бытовой техники лидирует на рынках цифровых телевизоров и ЖК-дисплеев.

По данным компании DisplaySearch, в мае 2008 г. корпорация Samsung контролировала 24,9% рынка жидкокристаллических дисплеев (ЖКД). Месячный объем продаж - 1,9 млрд. долл. США. Компания сохраняла мировое лидерство в данной отрасли более 3 лет подряд. Успехи Samsung объясняются тем, что компания сосредоточила свои усилия на выпуске дисплеев высокого класса с большой диагональю и высоким разрешением. Средняя цена дисплея производства Samsung составляет сейчас около 200 долл. США, что на 30 долларов выше, чем у ближайших конкурентов.

В 2005 году продажи компании составили $56,7млрд., чистая прибыль $7,5 млрд.

Компания производит практически все известные на сегодняшний день бытовые приборы, полный спектр домашней электроники и широчайший ассортимент комплектующих, которые используются даже в продуктах конкурентов. http://pda.itbusiness.com.ua/content/view/8934/40

Samsung Electronics – транснациональная корпорация с офисами в 47 странах мира и работающими в них 70 тысяч человек. В состав компании входят четыре основных подразделения: Digital Media Network Business, Device Solution Network Business, Telecommunication Network Business и Digital Appliance Network Business.

Вслед за созданием в 1974 г. компании "Самсунг хэви индастриз" группа основала компании в области судостроения, нефтехимии, точного машиностроения и авиапромышленности. Что позволило ей занять ведущее место в тяжелой и химической промышленности страны.

Старт проекта дочерней автомобилестроительной компании корпорации Samsung по производству легковых автомобилей пришелся на самый разгар азиатского финансового кризиса 1997 г. В январе 1998 г. запущен современный автомобильный завод в городе Бусан, на котором начали производить первую легковую модель Samsung - SM5. В 2000 г. пакет из 70,1% акций Samsung Motor был перекуплен Renault Group, и компания получила новое название Renault Samsung Motors.

В 1991 г. завершено строительство нефтехимического комплекса.

9 заводов компании "Самсунг дженерал кэмикэлз", объединенные в нефтехимический комплекс в Дэсане, производят ежегодно около 2 млн. т нефтехимических продуктов, включая основные нефтепродукты, олефины, полиолефины и составные компоненты для полипропилена. С помощью контрольных систем производственный процесс на предприятиях комплекса полностью автоматизирован - от получения исходного сырья до выпуска готовой продукции и ее отгрузки потребителям. Эта автоматическая производственная система, в свою очередь, соединена с сетью, которая контролирует всю поступающую коммерческую информацию, включая данные о продажах и рыночном спросе.

Суммарный объем продаж Samsung в 1994 г. составил около $60 млрд. На долю группы пришлось более 10% объема экспорта Республики Корея.

В 2007 г. консолидированные продажи Samsung Group составили $103,4 млрд На долю Samsung Group пришлось 20% ВВП Республики Корея.

В 2008 г. суммарный объем продаж по сравнению с 1994 г. почти удвоился.

Активы корпорации оценивались в $250 млрд..

"Самсунг" нацелена на крупнейшие рынки, обеспечивая дополнительные возможности и основывая производство на местах в наиболее развитых экономически странах, интенсивно развивая сеть глобальных продаж и создавая единую, в масштабе всей корпорации, систему доступа к информации в реальном времени.

Через систему штаб-квартир, создание которых завершилось в 1997 г., "Самсунг Group" осуществляет свое руководство региональными организациями: японская (с центром в Токио), китайская (Пекин), Юго-Восточной Азии (Сингапур), европейская (Лондон) и североамериканская (центр находится под Нью-Йорком). Это стратегические взаимосвязанные регионы.

Для "Самсунг Group" важно приспособление предприятий к местным условиям и содействие в развитии экономики. "Самсунг Group" активно осуществляет капиталовложения за рубежом, укрепляя стратегическое партнерство, и создает совместные предприятия с местными компаниями.

Мир требует качества. Для этого чрезвычайно важны научные исследования и разработки. Только одна подгруппа машинного оборудования имеет в своем распоряжении 7 научно-исследовательских центров. В 1995 году объединенный исследовательский центр был создан в подгруппе финансов и страхования.

В медицинском центре "Самсунга" появилось исследовательское подразделение мирового уровня, занимающееся проблемами жизни.

Samsung Fine Chemicals расширила объем новейших изысканий, увеличила вложения в свой научно-исследовательский центр "Тэдук", продолжила технологические разработки в Китае.

Для поддержки всех филиалов компания создала общекорпоративную технологическую базу во главе с Институтом передовых технологий "Самсунга" (SAIT).

Кроме SAIT "Самсунг" располагает 23 исследовательскими центрами в различных районах Кореи. За рубежом группа создала 10 совместных научно-исследовательских фирм и 12 центров технических разработок. "Самсунг" объединил все свои исследовательские учреждения в единую высокоэффективную научно-исследовательскую систему.

SAIT сконцентрировал свои усилия на базовых исследованиях, технологиях производства продукции нового поколения и новых материалах. Входящие в группу "Самсунг" научно-исследовательские центры в основном занимаются вопросами внедрения новых технологий, в то время как отделы, занимающиеся разработкой конкретных изделий, работают в рамках так называемой трехзвенной исследовательской стратегии, разрабатывая производственные технологии.

"Самсун Groupг" финансирует исследовательские учреждения за рубежом с целью оперативного сбора информации о новых технологиях и точной оценки потребностей зарубежных покупателей.

Чтобы обеспечить максимальную отдачу от каждого исследовательского центра, "Самсунг Group " координирует их работу на уровне всей группы через компьютерную сеть. Будучи самой крупной такого рода частной системой в Корее, интегрированная технологическая сеть "Самсунга" является мощным исследовательским инструментом для всей страны. Она не только содействует стратегическим усилиям на уровне группы, но также является ключевым звеном в исследованиях, проводимых каждой из компаний, входящей в группу "Самсунг".

"Самсунг" приложил много усилий для внедрения технологии компьютеризированного проектирования. Центр компьютеризированного проектирования группы был создан в 1989 г. и с тех пор обеспечил "Самсунг" возможностями для конструирования, повышения качества продукции и производительности труда.

В масштабах всей компании руководство "Самсунг Group" обеспечило утроение штата исследователей и увеличило расходы на исследования и разработки с 5% от общего объема продаж в 1997 г до 12% в 2005 г.

"Самсунг Group ” укрепляет стратегические альянсы с рядом ведущих организаций мира, таких как "Америкэн Тексас Инструментал", "Тошиба корпорейшн", "Моторола", "Хьюлет-Паккард" и др., осуществляя вместе с ними совместные исследования и создавая совместные предприятия в различных отраслях. Эти альянсы позволяют компании сохранять конкурентоспособность на мировых рынках и ускорять внедрение технических новшеств.

Как видим, к началу 70-х ггг. уже существовала мощная диверсифицированная компания. И эта структура росла количественно и качественно, генерируя инновации и внедряя их в рыночные продукты.

А уж были преференция, не были – это не суть важно.

Удивительно, но в этом же номере журнала А.Кустарев опубликовал статью «Скафандр», в которой утверждает, что компании, а не слепые рыночные силы осуществляют нововведения и двигают экономику вперед.

Он напоминает, что Фридрих Хайек всегда возражал против антимонополистического доктринерства и реабилитировал крупные организационные формы при условии, что они ориентированы на рентабельность.

А.Механик в журнале «Эксперт» (№11, 19 марта 2007 г.) в статье «Осталось пять лет» пишет, что заявленные властью и крупными корпорациями масштабные технологические проекты не могут быть реализованы из-за кадрового дефицита. На VII международном форуме «Высокие технологии XXI века», проходившем в МГТУ имени Баумана в 2006 году, сообщалось, что численность специалистов на предприятиях и в институтах ОПК с 1992 года сократилась более чем в три раза.

Правда, он не добавляет, что объем военного производства упал на порядок. Так что численность на самом деле пока еще избыточна. Другое дело, что персонал стареет.

В организации, выполняющие исследования и разработки, поступают на работу от 1 до 2% выпускников вузов. А всего устраивается на работу по специальности от 10 до 20% (в зависимости от специальности и института) выпускников технических вузов.

Российская система образования готовит не меньше специалистов в области техники и естественных наук, чем в советское время. Проблема — в мотивации к научной и технической деятельности.

Автор пишет, что выпускников естественно-научных факультетов МГУ, МФТИ и других ведущих университетов и инженерных вузов готовы брать в любую торговую или страховую компанию или банк, зачастую предпочитая их выпускникам профильных вузов.

По его мнению, такое сочетание «естественной убыли» специалистов и отсутствия притока молодежи подводит нашу науку и высокотехнологичную промышленность к опасной черте, за которой просто-напросто может произойти катастрофа.

Но далее он сам же приводит пример решения проблемы нехватки технологических кадров.

Этим начинают заниматься корпорации. Их стратегии самообеспечения кадрами основаны на трех (простых! -В.С.) принципах:

·                формировании престижа компаний и профессий в студенческой среде,

·                целевом подборе кадров

·                и их целевой подготовке.

И никакой катастрофы!

Цитируются слова заместителя генерального директора по кадровой политике ОАО «ОКБ Сухой» Сергея Ряковского: «Мы подбираем ребят еще с четвертого курса. Причем значительную их часть составляют дети сотрудников, для которых престиж нашей профессии очевиден. Часть вузовской программы заменяем на наши курсы, это называется целевой подготовкой. А теперь мы начинаем работать с первого курса. Это специально отобранные ребята — через олимпиады, с контрактацией. С последующей отработкой трех лет на нашем предприятии. Выяснилось, что если всего этого не делать, то студенты авиационных специальностей, и вообще технических, не идут работать на предприятия. Но оказалось, что если приложить силы, то интерес сразу повышается. Мы собираемся работать и со школами. И развивать подходы, которые были известны еще с советских времен, их нужно только реанимировать. Например, авиамодельные кружки. Сейчас появились в интернете клубы молодежи, увлекающейся электронным пилотированием. И с ними мы будем работать».

И т.д., и т.п.

Одним словом, повторимся, сначала – корпорации. Потом – наука. Или хотя бы параллельно.