Эскадренный броненосец Император Александр III

Егор Брацун
На иллюстрации, броненосец "Император Александр III" ведёт бой с японским флотом во время Цуимского сражения, 14 мая 1905 года.

Тактико-технические характеристики броненосца "Император Александр III" Тип «Цесаревич» (русская постройка)
 
Водоизмещение, т 15275
Длина, м 121,3
Ширина, м 23,2
Осадка, м 8,9
2 машины общей мощностью, л.с. 15800
Винтов, шт. 2
Котлов Бельвиля, шт. 20
Скорость, узлов 17,2 – 17,6
Запас угля, т до 1235
Дальность плавания (на 10 узлах), миль 3200
Бронирование борта, мм 102 – 194
Бронирование рубки, мм 51 – 203
Бронирование противоторпедной переборки, мм 43
Бронирование каземата, мм 75
Бронирование орудий, мм 76
Бронирование башни ГК, мм 63 – 254
Бронирование башни СК, мм 30 – 152
Бронирование палубы, мм 70 – 89
Вес брони общий, т 3555
Экипаж, чел. 28/754
Экипаж (перед Цусимской битвой), чел. 30/828 – 837
 
Вооружение: 4 – 305/40 мм, 12 – 152/45 мм, 20 – 75/50 мм, 20 – 47 мм, 2 – 37 мм, 10 пулеметов; 2 надв. и 2 подв. тори. апп. 381 мм.   

Светлой памяти русской дворянской военной молодёжи…

Броненосец имени Великого самодержца Великой Руси Александра III вступил в ряды флота 12 октября 1903 года, под командованием капитана 1-го ранга Бухвостова, прямого потомка первого русского солдата Сергея Бухвостова. Броненосец был зачислен в Гвардейский экипаж, на нём служили образцовые офицеры и матросы, во время похода второй Тихоокеанской эскадры броненосец был самым образцовым в эскадре. Однако не лёгкая судьба ожидала этого боевого гиганта, на борту которого по свидетельству современников служили «Симпатичная, мужественная молодёжь, напоминавшая скорее взрослых детей». Ещё во время спуска на воду произошёл трагичный инцидент, когда сорвавшимся флагштоком было убито несколько человек. Это было воистину предзнаменование судьбы, тех нелёгких испытаний, через которые должен был пройти броненосец, и Отечество, которое он защищал.
  Броненосец вошёл в основной отряд броненосцев Второй эскадры Тихого океана которая шла на помощь Первой эскадре запертой в Порт-Артуре. Перед отплытием его лично посетил Государь Николай Александрович, похвалил моряков за образцовую службу и напомнил, что броненосец носит имя его покойного отца Императора.
  2 октября 1904 года вторая эскадра двинулась из Либавы в свой поход через три океана. Не вдаваясь в подробности этого похода, скажем, броненосец за время похода был одним из лучших, на нём не было не одной крупной поломки, никто не сошёл с ума и не дезертировал, даже во время утомительной стоянки около берегов Мадагаскара команда была примером для остальных кораблей эскадры, демонстрируя высокую боевую подготовку и организацию работ. И экипаж его был полон решимости сражаться до конца. Ценным источником рассказывающим о жизни броненосца могут служить письма домой поручика князя Гагарина.
  Итак, пройдя долгий путь, более полугода тяжёлого, изнурительного плавания, от холодных ветров Северного моря, до изнуряющей жары Африки. Прибыв к 13 мая 1905 года к Корейскому проливу, днём 14 мая состоялось Цусимское сражение. Этот день не суждено было пережить не одному человеку с «Александра III». Активная фаза сражения началась в 13: 49 когда броненосец «Князь Суворов» открыл огонь из орудий главного калибра.
  Командующий японским флотом вице-адмирал Хейхатиро Того построил японские броненосцы и крейсера таким образом что они орудиями своих бортов могли расстреливать головные корабли русской эскадры по одному. Выполняя классический кроссинг «Т». Первым запылал и вышел из боя броненосец «Князь Суворов» на его место стал «Александр III». Умело маневрируя он пытался вывести эскадру из под огня противника. Весь шквал полутора десятка основных японских кораблей обрушился на русский броненосец. Орудия «Александра III» тоже не молчали, и вели огонь по кораблям неприятеля. Делали они это в немыслимых условиях, тут и там рвались японские снаряды, начинённые особой взрывчаткой – шимозой, которая легко воспламенялась, создавая пожары. В один голос летописцы битвы у Цусимы от капитана Семёнова и Новикова-Прибоя до лейтенанта Таубе отмечали катастрофические разрушения на «Александре III» и при всём при этом броненосец вёл бой до последнего. Он затонул около 18:55 14 мая 1905 года, из девятисот членов команды не спасся не один. Крейсера «Изумруд» и «Владимир Мономах» последовали к месту гибели броненосца, однако выживших не было. Мы так и не узнаем, что творилось на броненосце в его последние часы, некому было об этом рассказать, погибли всего, а это девятьсот человек. От капитана Бухвостова и поручика Гагарина до последнего кочегара. Многие в нашей стране знают о гибели «Титаника», и льют слёзы над судьбами главных героев одноимённого фильма, а не лучше ли нам помнить своих героев, в лице героического экипажа броненосца « Император Александр III» который с честью выполнил долг перед Родиной. Многие обвиняли наш флот в целом, и вице-адмирала Рожественского в частности в позорном поражении, мы же лишь скажем, русские моряки совершили почти кругосветное путешествие, они сделали то чего не сделал ни до, ни после них ни один флот, они проявили спартанские качества и с честью выполнили свой долг перед Государем и Отечеством! 
  В 1906 году в Петербурге у Никольского собора был поставлен памятник броненосцу «Императора Александр III». После революции доски с фамилиями погибших были самым варварским способом срублены. В 1973 году были повешены новые доски, однако исчезли ряд фамилий, это поручики Гагарин и Товтен, доктор Бертенсон, и фамилия судового священника.