Юлия Латынина. Колдуны и Империя

Мальхан
«КОЛДУНЫ И ИМПЕРИЯ» Юлия Латынина - Саратов, Издательство «Труба», 1996. – 496 с.

Я с интересом слежу за творчеством Юлии Латыниной.
Мне интересны её книги, где она мастерски описывает тонкости отношений внутри оборонной промышленности, детективные сюжеты её политических триллеров и растущее литературное мастерство. А Юлия Латынина – писатель безусловно талантливый.

 Публицистика Латыниной вызывает у меня резко отрицательные эмоции – уж очень различаются наши политические взгляды. Но от этого её проза не становится менее любопытной.
Мне дороже истина, чем собственное мнение.

И вот в мои руки попала книга «Колдуны и Империя», написанная в 1995-м году. Книга объемистая, но читается увлекательно. Присутствует и короткое послесловие Романа Арбитмана, где герои Латыниной (земляне, проводящие разведку в пользу нефтяной межпланетной корпорации) сравниваются с героями романа братьев Стругацких «Трудно быть богом». Стиль послесловия понятен по одной фразе:
«Автор смело микширует стилистику древнекитайской городской прозы «хуабэннь», средневековых фаблио и современной научной фантастики, добиваясь неожиданного и впечатляющего эффекта: многоцветный, детально описанный мир».
Не буду погружаться в недра эстетства – попробуем говорить о сути.

Книга разделена на три части: «Реформа», «Революция» и «Гражданская война». Латынина утверждает: «Если люди стремятся к наживе, им нравится спокойствие. Если люди стремятся к власти, им по душе смута».
И земляне выглядят в романе довольно непривлекательно - совести в них меньше, чем костей в медузе.

Представители Земли действуют по привычной схеме: науськивая простодушных аборигенов на войну, ослабляя существующие на планете государства и сокращая тем самым население планеты (не нужны нефтяной компании такие массы нахлебников).
Для достижения этой цели один из землян делает карьеру при дворе слабовольного (и глуповатого) императора, добиваясь высшего поста первого министра. Он проводит экономические реформы в налоговой политике, совершенствует денежную систему, умело проводит укрепление «вертикали власти» и т.п.
Кроме того – он твёрдо усвоил универсальную истину: премьер-министр, который не берет взяток, не исполняет своих профессиональных обязанностей.
Другой землянин несёт «в народ» земные идеалы Добра, выступая в образе бродячего проповедника.

Деятельность всех правительств на свете исходит из убеждения, что люди боятся наказания за проступки против правительства, и, надо сказать, это убеждение большей частью справедливо. Однако, еще более, чем далекого наказания от незнакомых властей, человек боится презрения, или неодобрения, или даже изрядных неудобств, возникающих, если он нарушает правила того небольшого мирка – семьи, улицы, цеха, квартала – который и составляет его ближнее бытие. Часто полагают, что восстают против правительства люди смелые. Одиночки. Прозорливцы. Но, увы, бунтовщик не более прозорлив, нежели тот, кто в праздничной драке рубит топором соседа: просто сбор налога или иная несправедливость ударила бедному человеку в голову, а завтра он проспится и явится в управу с повинной.
Словом, бунтовщик – это самый обыкновенный человек.

Один из героев романа, «яшмовый арраван», говорит: "Какая разница между властью закона и властью государя? Я полагаю, что разница эта не в равенстве прав, не в свободе, и уж, конечно, не в неподкупности чиновников. Разница эта в том, что при самодержавной власти убийство невинного часто бывает государственной необходимостью, а при власти закона такое убийство должно выйти наружу и кончиться скандалом.
В чем причины смерти империй? Потому что их завоёвывают окрестные варвары. Почему же варвары сильнее? Люди империи добывают себе на жизнь трудом, варвары добывают себе на жизнь войной. Они ничего плохого не хотят империи! Но они считают несправедливым, что люди ленивые и робкие пьют из красивой посуды и носят шелка и бархат, а люди храбрые спят на голой земле. И вот они идут и восстанавливают справедливость. Все на свете восстанавливают справедливость – бедняки, государи, разбойники и варвары, каждый восстанавливает справедливость по-своему, и каждый – с выгодой для себя.
Вмешательство в дела другого государства стоит денег, а деньги идут из карманов простых граждан. Простые граждане хотят, чтобы эти деньги были употреблены с пользой на их угощение, развлечение и процветание. Простые граждане не хотят, чтобы их деньги пошли каким-то варварам в далекой стране. Простые граждане не хотят, чтобы их дети подвергались опасности. И они забаллотируют любое правительство, которое осмелится предложить подобное. Поэтому правительству выгоднее называть назвать помощь другой стране «вмешательством в дела другого государства» и намазать побольше варенья на хлеб голосующих граждан».
И вот в голодающую страну могучая империя отправляет продовольственную помощь - огромный груз продовольствия без надлежащей охраны. Продовольствие частично разворовано чиновниками, частично разграблено разбойниками. И тогда, с целью наведения должного порядка, в страну вводятся подразделения «миротворцев»: для соблюдения должного порядка и справедливости в деле обеспечения голодающего народа гуманитарной помощью".

Всё в истории ойкумены знало расцвет и закат: и право, и ученость, и свобода; одно только оружие совершенствовалось и совершенствовалось. И самое страшное оружие изобретают самые мирные народы.
А потом эти мирные народы начинают продавать оружие всем, кто за него платит. Конечно, вводят и запреты на торговлю оружием: чтобы те, кто запретил, получали именные калачи от тех, кто торгует.
Но никто из власть имущих не хочет подставляться – отдавать приказ на уничтожение людей, - за это надо нести ответственность. Нужна же им не ответственность, а только выгода. И тогда находят подходящего варвара Киссура, идеалиста-романтика, которого так легко сделать ответственным за случившееся – стоит лишь немного подтолкнуть в нужную сторону.
Нравы торговцев везде одинаковы.

А земляне декларируют, что «человек свободен совершать любые действия, кроме тех, которые наносят прямой и непоправимый ущерб жизни и здоровью другого человека. И люди цивилизованные друг друга не убивают».
 
Но эти красивые слова не мешают предприимчивым людям продавать оружие всем, кто за него заплатит. Покупателей много, рынок большой…
Война – дело прибыльное.

И вот тут Юлия Латынина вкладывает свои мысли в уста очередного персонажа:
«Есть вещи, которые можно делать только для выгоды государства; а сделанные для личной выгоды они называются преступлениями.
Милосердные люди организовывают комиссии и комитеты. Они вкладывают в руки нищего миску с супом. Им главное – утвердить своё благородство с помощью этого супа, а что будет с нищим через неделю, им всё равно. А немилосердные люди создают компании. Они вкладывают капитал, - и они расшибутся, чтобы этот нищий встал на ноги и возместил им затраты».

Она действительно верит в прогрессивную роль капитализма!!!


Вот тут и кроется наше основное противоречие во взглядах, ибо я считаю, что применять к термину «капитализм» слово «прогрессивный» не вполне уместно. Известный русский философ Владимир Соловьев полагал, что слово «прогресс» уместно к употреблению только в сочетании «прогрессивный паралич».

В «прогрессорах» от Юлии Латыниной отсутствует самое главное, необходимое служителям Идеи, - сама Идея. Героев романа подспудно волнует вопрос: «ВО ИМЯ ЧЕГО?»
Капитализм – в высшей степени прагматичен, но трудно быть богом только для того, чтобы некий земной олигарх распространил свой бизнес ещё на одну планету.