Красноречивое безмолвие истины

Так-Так
- Как тебе удается угадывать, в какой руке я прячу конфету? А я так ни разу и не смог угадать.
- Все очень просто. Мы оба действуем безошибочно. Разница лишь в том, что я выбрал вариант, когда на какую бы руку ни указал, там всегда оказывается конфета, а ты представляешь вариант, когда на какую бы руку ни указал, там всегда пусто.
- Ничего подобного! Я тоже хочу угадать именно ту руку, в которой ты прячешь конфету, но у меня ничего не выходит, потому что я вообще по жизни невезучий!
- Но ты же безошибочно определяешь пустую руку! Неужели этот факт тебе ни о чем не говорит?
- Да не нужна мне пустая рука! Я хочу угадать руку, в которой есть конфета!!!
- Какой же ты упрямец. Если ты безошибочно находишь пустую руку, почему бы тебе точно также безошибочно не указать на руку с конфетой!?
- Но я же тебе объясняю! Невезучий я! У меня всегда так. Хочу одного, а получаю все с точностью до "наоборот"!
- Лучше перестань горячиться и послушай меня внимательно. Это тебе только кажется, что оба мы гадаем, но одному везет, другому нет. На самом же деле дело не в везении, а в нашей способности представлять себе результат нашего действия. Ведь что есть на самом деле везение? Это всего лишь правильное действие. В нашем случае правильным действием будет показать руку, в которой спрятана конфета. Наше представление о везении и невезении, это представление одного из вариантов существования. Ты убежден, что невезуч, а потому, когда берешься за дело, то уже видишь вариант, когда у тебя ничего не выходит. В этом случае ты говоришь себе: "Если я неудачник, то что бы я ни делал, буду указывать на руку, где конфеты нет." Но, выбрав таким образом руку, в которой пусто, ты делаешь свое действие безукоризненно! То же самое происходит и в самой жизни. Ты уже всегда готов выбрать невезение. Если с кем-то познакомишься, то с проходимцем, если дадут билет в вагоне поезда, то обязательно окажешься там, где либо шумно, либо грязно, либо дует. Что, не так? Но представить то, что тебе удастся выполнить порученное качественно и быстро, или то, за что берешься сам, ты не в состоянии. Почему?
- А почему же тогда происходит так, что человеку то везет, то нет?
- Ну, если ты допустишь, что несколько раз ты все же покажешь руку, где есть конфета, ты так и сделаешь. Ты будешь твердо уверен в том, что несколько раз тебе повезло, даже не заподозрив, что твои действия безукоризненны согласно твоему же представлению о ходе игры. Чаще всего люди являются рабами собственных же представлений, но убедить их в обратном порой невозможно.
- Хорошо, допустим, я готов с тобой согласиться. Но тогда как ты объяснишь мне, как ты узнал о том, что обе мои руки пусты? Ведь один раз я незаметно выбросил конфету и показал тебе пустые руки?!
- Мне достаточно моего представления о том, что такое правильно. Если бы я мыслил узко, то мое представление не допускало бы каких-либо отклонений от правил. А потому, не имея выбора, я вынужден был бы обязательно показать одну из рук, доставив тебе удовольствие своей ошибкой. В данном же случае, когда ты нечестно нарушил обговоренные правила, создав для меня прецедент, мне пришла помощь в виде внезапной утраты желания показывать на руки. Невольно возникла пауза, в ходе которой я обратил внимание на мысль о том, что руки пусты. Поэтому я и сообщил тебе то, что пришло мне на ум. Ведь если я выбрал вариант "правильные поступки", то после этого я могу делать все, что мне захочется! Я ведь все равно не ведаю, как надо действовать, мне же не видно. Вот я и делаю просто то, что хочу, узнавая постепенно, насколько правильным был тот или иной вариант.
- Фантастика! Неужели все на самом деле именно так, как ты говоришь?
- Ты ждешь от меня клятв, доказательств? Зачем тебе это? Лучше сам исследуй и проверяй, прав я или нет. Мнe достаточно того, что я сам для себя понял, чтобы жить нормально, а значит, радоваться тому, что живу.
- Постой, постой! Но ведь все эти "правильно", "неправильно", "хорошо", "плохо" - понятия весьма относительные! К примеру, для одного "хорошо" - это найти копеечку, для другого - найти миллион, для третьего - украсть тот же миллион и остаться незамеченным! Слышал? Даже тост такой появился: "Чтобы все было, но за это ничего не было!"
- Мне понятно, что тебя смущает. Но давай рассмотрим внимательнее приведенные тобой примеры. Все они указывают на то, что мечтатели, каждый по своим меркам, желает свое "хорошо" получить задаром или за счет другого. Один хочет найти. А это означает, что он хочет, чтобы кто-то потерял. Другой хочет взять исподтишка. А это означает, что он сам кого-то хочет чего-то лишить. Третий хочет всего, но чтобы за это еще ничего и не было. А это означает, что он мечтает о беспределе, который никогда не был по душе любому человеку и который потому и порицается, что от него плохо всем окружающим. Третий при этом хочет остаться ненаказанным. И ты можешь все это назвать правильным или сказать, что это хорошо?
- Чудак! Да ты посмотри вокруг. Ведь все так и живут за счет кого-то!
- В том-то и дело, что за счет кого-то, а не БЛАГОДАРЯ друг другу.
Когда мы в неведении ходим за тем, у кого нет и быть не может того, что нам необходимо, да еще требуем, чтобы он вынул да положил это самое, необходимое нам, а в ответ на его недоумение и протест, говорим, что это его проблемы, он должен и он обязан, или попрекаем в бездарности, в равнодушии - это абсурд!
- Тогда что же, по-твоему, "хорошо" и "правильно"?
- Когда то, что необходимо мне, в избытке оказывается у тебя, но и у меня есть то, что может оказаться необходимым тебе, и мы оба имеем возможность поделиться, обменяться своими излишками друг с другом - это хорошо и это правильно. Но может быть иначе. Ты со мной поделился тем, что необходимо мне, но рядом с тобой оказался другой человек, у которого оказалось то, что необходимо тебе, и он этим поделился с тобой, но вскоре кто-то обратился за помощью ко мне, а у меня как раз есть возможность ему помочь - это хорошо, это правильно и это нормально! И никто никому не должен, и никто не из кого не тянет насильно необходимое, и никто никому не портит жизнь.
- Однако, если вспомнить нашу игру с конфетой, то при твоем умении всегда узнавать, где на самом деле находится эта конфета, ты и будешь всегда с конфетой! А я?
- Ты что? Шел через весь квартал, чтобы дать мне конфету, которую хочешь сам?
- Да нет! Я пришел совсем по другому поводу. А конфета уже просто обнаружилась, когда я сел на диван, она выпала из кармана. Так как она одна, я и решил бросить жребий.
- Но ты забыл, что я не ем конфет! Поэтому не переживай. Ничью конфету я не съем. Хотя сейчас мы оба понимаем, что конфета в нашем случае лишь символ.
- С конфетой понятно. Она обоим нам не нужна. Но как быть в другом случае, когда обоим или нескольким оказывается нужно то, что имеется в единственном числе?
- Ты знаешь, однажды у меня была такая ситуация. В поезде дальнего следования на одну и ту же полку было продано два билета! Свободных мест не было. Однако тогда, когда возникла данная проблема, ни один из нас двоих даже не догадывался, какой красивый жест сделала для нас наша судьба; ложе на двоих было предложено неспроста! Ведь в одной точке пространства встретились будущие супруги, счастливые в своем браке вот уже столько лет.
- А когда в одного человека влюбляются сразу двое?
- Это лишь указывает на то, что брак с одним из них будет счастливым, но с другим - сплошным кошмаром. Вот тебе и конфетка!
- Послушай. Давай я еще раз попробую определить, где конфета. Спрячь, пожалуйста, ее для меня.
- Пожалуйста!
- В правой руке.
- Верно. А сейчас?
- Теперь правая пуста, а конфета в левой.
- Правильно. Давай попробуем еще раз.
- Конфета снова в левой руке!
- Отлично! Пошли дальше.
- В правой!
- Верно. А сейчас?
- Не понял. Ерунда какая-то! Наверное, уже устал.
- О какой ерунде ты говоришь?
- Да почему-то во мне навязчиво зудит странная мысль о том, что конфета сразу в обеих руках...
- Ну почему же ерунда? Отчасти ты прав. Но если одна конфета не может оказаться одновременно в обеих руках, расстояние между которыми почти пятьдесят сантиметров, почему бы не предположить, что конфет стало две? Ты ведь сам недавно показал мне, что правила могут быть нарушены непредвиденными обстоятельствами. Вот я и создал для тебя непредвиденные обстоятельства, нарушив правила. Правда, не для потехи или злорадства, а чтобы ты понял, что истина постоянно пытается нам сообщить о том, что есть на самом деле, но мы оказываемся глухи, пренебрегая ею. Я подбросил еще одну конфету - жевательную! И ты оказался прав. Конфеты теперь в обеих руках!
- Невероятно!
- Теперь ты убедился в том, что твои знания оказались точными. Но с каким трудом ты решал, верить себе или нет! И если бы я не сообщил о второй конфете, ты так и уговорил бы себя не верить всякой ерунде, которая пришла в голову, оправдав свою неспособность понять, где же пустая рука, тем, что, очевидно, ты устал.
- Неужели все так просто? Всего лишь небольшое смещение акцентов в нашем внимании, осознании! И то, что еще только что казалось невероятным, чудом, какой-то мистикой, обретает естественный характер и удивительную простоту! Почему же мы все так усложнили?!
- Но ты только что сам убедился в том, как непросто довериться этой простой истине в самом себе. Еще ладно, когда наша правота доказывается в одночасье. Но ведь порой на подтверждение этой самой правоты могут уйти часы, годы, жизнь! А как часто бывает, что о правоте кого-то узнают лишь потомки! Можешь себе представить, насколько крепкой должна быть вера в истину, чтобы не усомниться в самом себе, но и не впасть в ложную самонадеянность?! Сейчас истина озарила тебя своим светом. Но тебе понадобятся возможно годы, чтобы она для тебя стала светить постоянно. Хватит ли у тебя терпения, чтобы дождаться этих времен?
- Ты хочешь сказать, что одного понимания недостаточно, чтобы изменить свое отношение к жизни и установить новые отношения с окружающим нас миром?
- Понимания оказывается достаточно, чтобы поставить себе цель научиться слышать голос истины. Но для того, чтобы осуществить это обучение, требуются не только желание, терпение и понимание. Для этого необходимо стать смелым перед возможными ошибками, бесстрашным перед неизвестным. Ведь если бы я на самом деле знал, в какой руке у тебя конфета - это одно! Но с уверенностью показать любую! Это - другое! Сам посуди. Стал бы ты мне предлагать поиграть в "угадайку", если бы вместо конфеты в твоем кармане оказался бы чек на кругленькую сумму, сказав при этом, кто угадает большее количество раз из десяти, того и чек?
- Наверняка нет. А вот ты сам, если бы я все же предложил такой чек для такой игры, оказался бы таким же безупречным, как с конфетой?
- Да. Но если бы ты предложил его лет десять тому назад, чтобы сыграть точно так же, мои шансы были бы пятьдесят на пятьдесят. И если бы эта игра случилась бы еще раньше, тогда, когда мы с тобой познакомились, я вообще не смог бы ответить правильно все десять раз.
- Тогда надо признаться, что мы оба показывали бы пустые руки до бесконечности, не ведая о том, что оба безупречны в своем невежестве!
- Но никогда не признались бы ни себе, ни людям, что мы безупречные идиоты!
- А мы этого бы и не заподозрили, как я до сегодняшнего дня.
- Кстати! Ты зачем пришел сегодня ко мне?
- То, зачем я к тебе хожу, тебе и так давно известно. Так что не делай вид, что не догадываешься или не знаешь. Ведь все эти годы я к тебе ходил лишь по двум поводам: занять денег, а потом их отдать. И если честно, то больше ничем для меня ты интересен и не был. Мне сложно признаться
тебе в этом, но это так. И только сегодня я понял, как это глупо и нечестно было с моей стороны. И как глуп был я все эти годы, не проникаясь серьезно твоими интересами.
- А ты и не переживай по этому поводу. Так и должно было быть. Ведь ни ты, ни я не догадывался о том, что оба ждем, когда я созрею для передачи ценного опыта, а ты будешь готов его воспринять. Просто постоянное наличие денег у меня и твое постоянное неимение их у себя позволили нам дождаться того часа, когда оба теперь готовы обменяться не только деньгами.
- Но разве это можно назвать это обменом? Ты мне их просто давал и все. А я пока ничего тебе не давал!
- Ну не скажи! Именно наблюдая за тобой, я смог многое понять.
- Я уже давно хотел спросить тебя. А тогда, когда ты дал мне, незнакомому для тебя человеку, большую сумму денег без всякой расписки, без данных моего паспорта, чтобы я купил на самолет билет взамен утерянного, почему ты мне поверил? Или ты уже тогда имел эти знания?
- Конечно, нет! Но и тогда я уже мечтал, чтобы у нас, у людей, все было по-человечески, а не как у хищников. Поэтому я их дал, но не потому, что их у меня было много, и не потому, что я верил, что ты мне их вернешь, а потому, что понимал, как было бы мне плохо, если бы я оказался в подобной ситуации, но как мне бы было хорошо, если бы мне взяли и просто помогли. Уже тогда я готов был их потерять. Ведь я знал, что мой старый дом в ближайшее время снесут, а каким будет мой новый адрес, мне было неизвестно. И так как почта не занимается поиском своих бывших клиентов по собственной инициативе, то посланное тобой может вернуться к тебе же с пометкой "адресат выбыл". Как ты помнишь, так оно и случилось. Я и не надеялся, что ты меня будешь разыскивать через адресный стол. Мы оба оказались теми людьми, кто верит в принцип "мир не без добрых людей". А таким людям не нужны доверенности и расписки, обязательные свидетели и заверения нотариусов. Им достаточно их собственных представлений о доброте и чести, но об этом тогда я еще не знал.
- Ты сказал, что простого понимания недостаточно для того, чтобы преобразовать себя. Но как это сделать на практике? Что бы ты посоветовал мне? Мне тоже хочется слышать, как ты говоришь, красноречивое безмолвие истины.
- Не гадать и не выгадывать. Научись, хотя бы в малом, бесстрашию. То, что умеешь, старайся делать хорошо. Делая хорошо то, что умеем, мы познаем чувство уверенности. Делая лучше то, что делали хорошо вчера, мы имеем возможность увидеть, как внедряется в нашу жизнь представление принципа "То, что хорошо, может быть еще лучше". Не стремись к ошибкам, но и не бойся свершать ошибки. Наблюдая все, что с нами происходит, глазами исследователя, когда все для нас является равнозначным: и успех, и неудача, мы сможем понять, что мы на самом деле наблюдаем за результатами наших собственных представлений. Наблюдая за результатами и наших собственных представлений, и чужих, мы укрепляем в себе уверенность в том, что любые представления воплощаются в жизнь без единой погрешности, какими бы они ни были прекрасными или уродливыми, четкими или расплывчатыми, замешанными на страхе или бесстрашии, половинчатыми или целостными, сотканными из корыстных побуждений или на бескорыстии, в масштабах собственного семейного очага или в масштабах планеты. И этого наблюдения бывает достаточно для того, чтобы мы постоянно выбирали осознанно, какими представлениями нам пользоваться предпочтительно. Помнишь реплику: "Злой вынесет злое, добрый - доброе"?
- А как быть с репликой "Благими намерениями дорога в ад выстилается"? Могу же я по неведению "плохо" принять за "хорошо", искренне веря, что совершаю добро?
- Вот-вот! Только что ты вновь сместил акценты в своем восприятии в прежнее положение вещей! Ставя так вопрос, ты спрашиваешь "Как будет хорошо? Сделать так? Или сделать по-другому, вот так?" Таким образом ты ставишь акцент не на самом понятии "хорошо", а на предложенном количестве вариантов. А дальше начинаешь думать! "Скажу, что конфета в правой руке... Нет, наверное, в левой? Да нет же, почему в левой? Не может же она постоянно быть в одной руке? Явно партнеру уже захотелось ее поменять". Таким образом ты начинаешь делать вид, что что-то знаешь или понимаешь, хотя на самом деле не знаешь ничего. Единственное, что ты можешь знать в данной ситуации, — что такое хорошо или что такое правильно! Отдав предпочтение любому из вариантов, ты знаешь, что поступишь правильно. Уже когда ты произносишь лишь слово "хорошо" или когда произносишь слово "правильно", в тебе рождается чувство! Это чувство состоит из огромной палитры нюансов, тонов! Его еще можно назвать музыкой, мелодией! С хорошей музыкой душа поет, ощущает величие, свободу, когда ощущаешь, что и тебе хорошо, и всем хорошо! В этой музыке нет на фоне общей темы радости, умиротворения, благодати какой-нибудь темки побочной, где едва слышно начинают прорываться нотки тревоги или уже отчетливо начинает прослушиваться какая-нибудь зловещая мелодия. "Хорошо" - это когда нет мрачных тонов и созвучий, нигде нет какого-либо диссонанса или фальши! Вот поэтому, проникаясь глубинным понятием "хорошо", "правильно", их сутью, мы настраиваем себя на это самое "хорошо", это самое "правильно"! Ведь недаром, когда человек в отличном настроении, когда влюблен, когда чем-то увлечен интересным, у него все в его руках спорится, ладится, во всем-то он ловок, точен! В этот момент он необычайно сообразителен, бесстрашен! И сам любуется своими плодами труда, и другие не могут не признать, что они действительно хороши. Конечно, я не бepy во внимание завистников и злопыхателей. Но если мы спросим такого человека, как это у него все так ловко и хорошо получается, он вряд ли сможет это объяснить кому-либо и самому себе тоже. Он, скорее всего, ответит, что вот получается и все тут. Придумает нечто уникальное и скажет: "Да вот! Пришло как-то внезапно". Хотя возможно этой внезапности этот человек ждал не один год. А вот почему не всегда получается сразу - это уже другой вопрос. Может, так как у нас с тобой, чтобы то, о чем мы говорим сегодня, было нам понятно, нам нужно было созреть для этого, нужно было дождаться, когда это будет уместным при определенных обстоятельствах в нужный час.
- Значит это и есть истина?
- Нет. Это то, что собой представляет понятие "хорошо" в истинном свете. Это самое "хорошо" включает в себя и понятие "правильно". Что же касается истины в целом, то в ней заключено буквально все, что только есть и что ничем не искажается. К примеру, облик человека может быть внешне очень привлекательным, внушать доверие. Однако на самом деле его суть может быть ужасной. Он может быть хладнокровным, уравновешенным, но способным строить козни, обманывать, наговаривать напраслину на другого человека. Внешне в таком человеке сложно распознать его суть. Истина в его сути, а не во внешнем облике. Тот, кто способен увидеть суть этого человека, увидит и его уродство. В истинном свете обман невозможен. Вот почему ложь всегда даёт о себе знать, как кстати, и правда.
- А ты сам всегда говоришь правду?
- Нет. Ведь совсем недавно я обманул тебя.
- Точнее, мы оба обманули друг друга.
- Правильно. Однако цели у нас с тобой были разные. Ты - чтобы увидеть мое несовершенство. И чтобы между нами не было слишком большой разницы в несовершенстве, ты пошутил. Эта шутка вроде бы
безобидная, но была каплей, хоть и маленькой, дегтя в мой сосуд. Я тоже обманул тебя, но не для того, чтобы принизить твое достоинство, а для того, чтобы показать тебе, что мы равны в праве на получение необходимых знаний. Ведь и тебе, и мне было дано понять, что правила игры нарушены, и тебе, и мне пришла точная информация по поводу местонахождения конфет или их количества. От твоего обмана ни одному из нас лучше не стало, от моего - стало хорошо и тебе, и мне. Поэтому от твоего обмана - вред, от моего - польза. В обычном случае, как это происходит чаще всего с людьми, после такой же шутки, какую позволил себе ты со мной, ты бы втайне злорадствовал, другой же мог втайне затаить обиду. Но возможно было бы иначе. Просто вспыхнула бы явная ссора. Эту ситуацию вряд ли можно было бы назвать хорошей или правильной. Но сегодня мы оба поднялись над личностными амбициями, а потому от нашего обмана хуже никому не стало. И это хорошо.
- Я рад, что сегодня мы как будто вновь познакомились. И я счастлив от того, что когда-то в мою жизнь проник вор, который лишил меня денег, билета, паспорта. Я ведь тогда даже не подозревал, что эта беда приведет меня к тому, к чему я и сам стремился всей душой: к порядочности, ко всему, что хорошо, по-людски. Что эта беда на долгие годы сблизит нас. Этот вор подвел меня и к девушке-кассирше, которая продала все же мне билет без документов, а теперь мы с женой ездим к этой семье в гости, имея возможность чаще бывать в столице. Чудно! Этот воришка даже не подозревает, что он сделал ценного для меня тогда! Вот уж воистину неведомо, что хорошо, а что плохо! Оказывается и беда может обращаться в "хорошо"... Ну что же. Теперь я, пожалуй, пойду. Мое семейство уже заждалось меня.
- Кстати, ты так и не сказал. Сколько тебе занять денег?
- Не стоит. Я думаю, того, что у нас есть, пока хватит. А вот повод к тому, чтобы нам продолжать наши встречи, у нас появился и без денег. И спасибо тебе за все.
- И тебе спасибо. До встречи.

/ТАК-ТАК/