Глава 32. Мои мемуары

Ольга Изборская
НАСТОЯЩЕЕ: НЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
Дама закрыла рукописи и увидела пришпиленную редакторскую  приписку, скорее всего, того главного редактора, который когда-то решил их судьбу столь конкретно:
"Это все несерьезно! Нет ни одного доказательства возможности таковых событий!
А расплачиваться потом за скандалы нашему журналу?!
 Нет! Нет! И еще раз НЕТ! В макулатуру!!!
 И не повторяйте мне, что это талантливо! Талант тоже должен знать меру! Это - настоящая литературная авантюра!"
"И не только, упорно сжав губы, подумала мышиная дама: приквелы, сиквелы, фанфики, или? …Как же это говорили раньше? Ах, да! Компиляция".
Но! Это так похоже на стиль самого Дюма!
"Полковник и его история написаны очень хорошо. История с эстрасенсом – тоже…
И вообще, есть же пьеса, состоящая вся из этих "компиляций"- подумала она: "Мой милый лжец" – и какая пьеса! Может, все-таки дать ход этому авантюрному роману?"
"Искусство – это ложь, позволяющая лучше узнать истину, считают многие".- В данном случае – это совершенная истина! Так хочется порыться в воспоминаниях Дюма и проверить историю с женой Достоевского. Как это я столького не помню?
"Компиляция тоже не является большим грехом – она не снижает ее высочайшей оценки: чтобы сделать хорошую компиляцию, нужно иметь большой талант, отличную интуицию, (не говоря об эрудиции) – это громадный труд, с которым и сам Дюма справлялся в короткое время. Это не исключает и некоторых ошибок и неточностей, но они вполне естественны для столь отдаленного пространства и времени. Это – дело редактуры и злобности критиков. Пусть создадут еще больший интерес к произведению своими нападками. Главное, что положительное в книгах Дюма о России куда более весомо. (М.И.Буянов "К истории двух путешествий").
Потом она повертела, сломала зажигалку, выкинула сигареты из кармана и, также разламывая свою бледную, отредактированную бесчисленными текстами, душу, разразилась неудержимыми слезами...
- Вот пример жизни, так похожей на мою! А если, некому делать из меня героиню своих произведений? А если? – Вопрос, как я заметила, бессмысленный. – К кому он может быть обращен, для исправления положения? – Только к Богу. (Тоже мне, вопрос для Бога?)
Эта моя раздвоенность: на страдание и иронию – делает меня еще несчастнее: мало того, что я страдаю, так я же еще и издеваюсь над своими нешуточными страданиями. Совсем забиваю себя в колодец тоски и отчаяния.
И вот тут мне совершенно необходим пример обратного мировоззрения: мировоззрения Александра Дюма.
А много ли мне от него надо?
Удачи.
Умения продавать свой талант.
- Это я, я вернулась когда-то в "большую литературу", чтобы спасти от соблазнов и "лжепророков" таких вот "внучек графа Монте-Кристо"! Как я горела всем этим!
- А теперь? Уж лучше бы я стала простой послушницей в этом монастыре, чем стать послушной рабыней любого удачника-редактора! И послушной рабыней любого "конъюнктурного направления журнала"!!! Сколько истинных талантов, горящих душою, я умертвила своим редактированием? Каким нечеловеческим нюхом я узнавала их и как ревниво уничтожала! Почему? Откуда возникла во мне эта ревность? Из-за не своего места в жизни? Прости, Господи!
Рыдала дама, сняв уникальные очки, и потом долго сидела в утренних сумерках, рассматривая восходящее солнце, и возвращала ему тепло лучистыми зелеными глазами… И прекрасно, что никто не видел, как она была хороша в этот момент!
Но если бы дама все на этом и закончила, то это была бы не редакторша знаменитого журнала, и даже не провинциальная журналистка.
Только журналисты обладают способностью и ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТИ докопаться до истоков каких бы то ни было, даже случайно полученных сведений, и уж кому-кому, а журналистке необходимо точно знать детали своей родословной.
Вернувшись домой, помирившись с редактором на новых условиях, она выпросила у него бумагу на архивные розыски.
В документах все стало на свои места: было указано и наследство, и условие написания мемуаров, и банк, в котором все это должно было бесконечно храниться… Да! Вечные банки и бесподобные авантюристы!
Чудо трех поколений!
С бьющимся сердцем она набирала в Интернете: код справки. Это было также нереально, как и сам Интернет. Ей казалось, что действительно ее сейчас вихрь пространства перенесет в ту точку, с которой нити стали разветвляться, чтобы превратиться в ветви и листья большого родословного древа.
Оставалось перейти к реальности.
В реальности же, стоившей ей многих ухищрений и включения в действия всех дипломатических знакомых и выездных литераторов….банк сообщал:
«Банк сообщает, что ему «были предъявлены мемуары еще нескольких претендентов и ее претензия будет рассмотрена в порядке очереди». Так просто и буднично…
После многочисленных просьб и переписок, под предлогом «ознакомления с потерявшими связи родственниками», ей удалось получить список претендентов, среди которых не было ее родителей, но был адвокат, когда-то случайно познакомившийся с документами, и, что ее особенно покоробило: несколько офицеров Гос. Безопасности, в чьи руки они попали после ареста отца».
Авантюризм деда и его беззаботная восторженность были опять запряжены в нечистый дух стяжательства и хамства. Эпоха романтизма закончилась. Начиналась борьба за средства существования с ее безнравственными методами. Посмотрим, победит ли граф Монте-Кристо своих потомков?
Так.
Но мемуары отца и матери были написаны!!!
Зачем?
А существуют ли мемуары деда и бабушки? Ведь они знали об этом условии завещания?
Где же они? – В банке?
В банке! Ведь дед был хорошо обеспечен и вытащил деньгами даже из тюремной угрозы моего отца!
Так какие же могут быть «офицеры гос.безопасности» в очереди?
Дед, конечно же, назвал своего наследника!
Не-ет, это банк осторожничает и скрывает истину.
А я?
Мне-то что светит?
Я-то не лучше тех же офицеров и адвокатов! Я – сводная сестра. И Константин Дюма мой отчим.
Но он меня удочерил!
А не написать ли и мне свои мемуары?
Поверить в это чудо своей родословной?

Поверю! Ведь не зря же и я литератор!
Но! Стоп!
Мои мемуары будут написаны лет через тридцать! И начнутся они с сегодняшнего дня! Они будут чудесны! Сказочны!
Моим отцом, духовным отцом будет Александр Дюма!
Вторым крылом, поддерживающим его оптимизм, своим пессимизмом – будет Федор Михайлович.
Моей праматерью будет Мария Дмитриевна Исаева.
И всех остальных моих предков, прошедших через эти века, я досочиняю, как самых прекрасных и мужественных, жертвенных и стойких! Среди них не будет предателей. Их не убьет случайность, их не победят злоба и ненависть!
Вот и посмотрим: какой же я стану тогда, имея такой избранный род?

ЭПИЛОГ.

P.S.
В романах, так много страниц о той удивительной госпоже Мари Констант. Первый супруг ее, Александр Иванович Исаев - чиновник по особым поручениям при каком-то важном лице в Семипалатинске. “Человек достаточно образованный, ставший к Достоевскому в приятельские отношения, и гостеприимно принимавший его в своем доме”, тем не менее, одновременно и присматривал за этим опасным арестантом: гении всегда опасны. После его смерти Достоевский добился ее согласия на брак и она стала Марией Дмитриевной Достоевской, той, которая вдохновила своего великого мужа и, не менее великого, поклонника на создание множества прекрасных женских образов: Наташи, Настасьи Филипповны, Грушеньки, Зины, Сонечки, даже Екатерины Ивановны Мармеладовой, умещая их в себе одной. О той, которая покорила гения, вызвав в нем “грозное чувство любви и благодарности", и была “свет его жизни в самую мрачную пору”. При этом, Мария Дмитриевна всегда была - изгой в той провинциальной глухой Сибири. Весь ее облик и весь строй ее поступков звучали диссонансом с дремотной жизнью “общества” - чиновников, офицеров и их жен, провинциальных “львиц”. А ей с ними - приходилось жить. В Семипалатинске, а, еще пуще, в Кузнецке. В семипалатинских гостиных злобно шипят: “связалась со ссыльным солдатом” - это о Достоевском.
Она будоражила покой обывателей и твердую веру в незыблемость чиновничьего благополучия.
Два года любви, “грозное чувство” - такого, что отсветом которого стали его героини: Стоит ли их переписывать сюда? Достаточно раскрыть столь великие страницы: Настасья Филипповна из “Идиота” – в сцене с деньгами, подаренными Гане, и рассказ об искалеченной душе Настасьи Филипповны… Вот эпизод о признании князя Мышкина - словно рассказ о Вергунове, тоже желавшем жениться на Марии Дмитриевне и в этой надежде последовавшем за нею в Петербург.
Вот сцена Груши, пожелавшей поехать за Митей Карамазовым, ровно, как и она поехала за своим Сашей Исаевым, вопреки советам отца-директора гимназии, а потом - начальника карантина в Астрахани.  Вот описание общества в Селе Степанчикове, такого же, как и Кузнецкое общество.

Прототипом сына Дюма – полковника Константина, а потом священника, послужил Леопольд Леопольдович Ромазевич – полковник царской армии, служивший на Кавказе и много воевавший, особенно в Карской области, во время русско-турецкой войны 1877 года.
Прототипом Теофилии Пикельштейн – послужила именно Теофилия Пикельштейн со всей ее судьбой, известной мне от родителей и дедов.
Прототипом внука Дюма - художника Константина послужил художник Аркадий Акцынов-Дюма, имевший аналогичную судьбу и написавший, приведенные в романе, воспоминания.
Прототипом его второй жены – послужила Людмила Акцынова, имевшая такую судьбу и, оставившая свои воспоминания.
В романе названы  также важные действующие лица – Полынкин Вячеслав и Ромазевич Фотина, которые являются реальными людьми, пережившими эти события. К сожалению, мне известны только краткие сообщения об их жизни в те периоды.
В образе редактора-правнучки Дюма – приведена Полынкина Ольга, пережившая эту ситуацию, и использовавшая, такой необычный способ – обратиться к своим предкам за помощью для самовосстановления после сильного воздействия на нее гипноза и оккультных практик.
Истории жизней великих людей подтверждали такую возможность многократно: те люди, которые оказались плененными, униженными, оскорбленными, безвинно погибшими – стали, по прошествии времени, - наиболее сильными и самоутвердившимися.
А обидчики, убийцы, палачи – вынуждены скрывать свое прошлое, прятаться, и - не смеют даже каяться. Их пожилой возраст – возраст стыда и ненависти к самому себе. Поэтому и реальное имя одного из них не существует в этом произведении.


Исходные материалы:

* Дурылин С. Александр Дюма в России. Литературное наследство. Т.31-32. М. 1937. стр.531
** Буянов М.И. "По следам Дюма" и др.(1993г.)
*** Черняк Е.Б. "Три трилогии А.Дюма"(1993г.)
**** А.Дюма Путевые впечатления в России (в трех томах).(1993г)
***** А.Дюма. Кавказ. (1988г.)

  Акцыновы Л. и А. «Босиком по стерне» воспоминания.               

Некоторая часть материалов публикуется впервые.
Иллюстрации, приведенные в книге, по большинству своему случайно найдены в интернете. Особенно удивительна находка портрета графини Кушелевой-Безбородко, работы В.Гау. За остальные иллюстрации автор приносит извинения. Они не так точны, как видел их автор в своем воображении, но все-таки отражают эпоху и образы героев. Автор не собирается присваивать или пользоваться этими иллюстрациями в коммерческих целях. Данное издание выполнено на деньги автора, носит частный характер и посвящено друзьям.
 
PS. Иногда в тексте Вы встретите неправильное написание слов: «безсмысленно» вместо бессмысленно, или «безсовестно» вместо бессовестно и т.д. Это не ошибки редактуры, такое написание наиболее соответствует грамматике дореволюционной и православной. Слово «бес», даже в качестве приставки, старались не употреблять.

 

Оглавление

ПРОЛОГ 3
Глава I
ВРЕМЯ ПРЕДКОВ: О знаменитом жуире 7
Глава II
СОВРЕМЕННОСТЬ: Влюбчивая мадам 12
Глава III
ВРЕМЯ Дюма: 1858 год.Санкт-Петербург 20
Глава IV
ВОЗВРАЩЕНИЕ К СОВРЕМЕННОСТИ Авантюра с умоведом 27
Глава V
ОБУЧЕНИЕ СМИРЕНИЮ. 32
Глава VI
ВРЕМЯ Дюма Мирное покорение России 35
Глава VII
ЖЕНСКИЙ АЛЬБОМ. 41
Глава VIII
ВОЗВРАЩЕНИЕ В СОВРЕМЕННОСТЬ Учитель счастья 51
Глава IX
ВОЗВРАЩЕНИЕ В СОВРЕМЕННОСТЬ Пространство Лжи 63
Глава X
ВОСПОМИНАНИЯ ОТЦА встреча с Куприным 75
Глава XI
ВОЗВРАЩЕНИЕ В СОВРЕМЕННОСТЬ Словесный кубик Рубика 83
Глава XII
ВОСПОМИНАНИЯ ОТЦА Путь на Колыму 89
Глава XIII
ВОЗВРАЩЕНИЕ В СОВРЕМЕННОСТЬ Как хорошо жили наши предки! 98
Глава XIV
ВОСПОМИНАНИЯ МАТЕРИ Есть добрые человеки на свете! 103
Глава XV
НАСТОЯЩЕЕ Хочу ли я стать ПАЛАЧОМ? 108
Глава XVI
ВОСПОМИНАНИЯ ОТЦА Она же сестра моя! 113
Глава XVII
ОБРЕЧЕННЫЙ НА ОДИНОЧЕСТВО: годы 1859 – 1910 119
Глава XVIII
СОВРЕМЕННОСТЬ Помолимся о преуспевающих! 127
Глава XIX
ВОСПОМИНАНИЯ ОТЦА Последний год в ГУЛАГе 131
Глава XX
ОТРОЧЕСТВО МОНАХА 138
Глава XXI
НАСТОЯЩЕЕ Начало в родословной 147
Глава XXII
ВОСПОМИНАНИЯ ОТЦА Вот тебе и наследство 154
Глава XXIII
ЮНОСТЬ МОНАХА 161
Глава XXIV
ЮНОСТЬ МОНАХА: Кадетский корпус 166
Глава XXV
ДВА ТЕРПЕНИЯ: Возвращение офицера: 172
Глава XXVI
НАЧАЛО ВТОРОГО ПУТЕШЕСТВИЯ. По Кавказу. 190
Глава XXVII
ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВУЮЩИХ ПРЕДКОВ 204
Глава XXVIII
ОБРЕЧЕННЫЙ НА ОДИНОЧЕСТВО. Продолжение путешествия по Кавказу! Годы 1910 - 1923. 211
Глава XXIX
ВРЕМЯ А.Дюма Французская песенка из России 217
Глава XXX
ПИСЬМА МАТЕРИ 221
Глава XXXI
ВРЕМЯ путешествующих ПРЕДКОВ Поздний сын 232
Глава XXXII
ВРЕМЯ А.Дюма Крестный отец? 235
Глава XXXII
НАСТОЯЩЕЕ Еще одни мемуары! 242