Глава 17. Явный сон - или сонная явь?

Ольга Изборская
Видение это - моя основная зацепка за жизнь! Я окунаюсь в эту сцену, едва начинаю чувствовать лютую хандру.Причем, более всего меня удивляет моя раздвоенность. Я - и участвую и смотрю со стороны..

 Ранняя весна.
Площадь около здания кадетского военно-морского училища.
Со строгой выправкой стоит ряд юных офицеров, перед ними несколько офицеров высокого ранга.

Сбор выпускников по случаю вручения табелей о рангах и окончании училища.

 Среди них стоит Константин, который первым получает табель и капитанские знаки отличия. Адмирал пожимает ему руку со словами: «Желаю вам также успешно служить в дальнейшем, как вы учились. Так держать, капитан Констант».

Константин оглядывает публику в тайной надежде увидеть матушку или настоятеля и с радостью видит барона Пикельштейна и рядом… ( неужели!) Теофилия. Они оба кивают ему головами.

После вручения табелей Константин подходит к барону и к Теофилии.

Барон: Поздравляю вас, Константин! Один из этапов вашей жизни вы прошли успешно. Настоятель, к сожалению, не смог приехать. На Кавказе опять волнения. Монахам, видимо, придется искать новую обитель, но он все же прислал вам некоторую сумму на первое время, пока вы не устроитесь на вашу  первую военную службу. Второй конверт это место вашего назначения. Прочтите нам, пожалуйста, что там?

Константин (вскрывает второй конверт и читает вслух): Военно-морская дипломатическая миссия, Париж. Назначается помощником военного атташе капитан третьего ранга Константин Дюма - Констант.

Барон: Лучшее распределение во всем кадетском училище! Не зря вы получали высшие оценки по всем предметам… кроме танцев. Но сегодня вам придется показать ваше удовлетворительное умение на балу. Экзаменатор у вас будет не менее строгий  (подает руку дочери Константину).

Он берет руку Теофилии, смиренно склоняет голову и щелкает каблуками).


 Бальный зал в кадетском училище. В двери входят барон, ведущий Теофилию за руку, их встречает Константин в парадном мундире со всеми капитанскими регалиями.

Барон  (Константину): Освободите меня от покровительства этой юной даме хоть на полчасика! Так хочется сыграть пульку в преферанс (хитро улыбается и уходит).

Константин (медленно и нерешительно предлагает руку Теофилии и говорит ей очень мужественно):У меня тройка по бальным танцам, достоин ли я стать вашим партнером?

Теофилия: Котильон-то уж вы сможете станцевать! 

Константин: Он и вправду хорош тем, что во время танца можно разговаривать. Прошу вас!

Теофилия идет с ним в центр зала,  где уже собралось много пар. Звучит начало танца.
Константин: Как давно вы приехали в Петербург?

Теофилия: 2,5 года назад!

Константин: И все это время…?!

Теофилия (не дождавшись продолжения): Все это время я была в таком строгом затворе, что видеться с вами совсем не имела возможности. Мы с отцом уговорили маму отпустить меня учиться медицине, но под очень строгим присмотром гувернанток. Никакой личной свободы. Но учителя у меня были замечательные!    

Константин: И долго вам еще учиться бинтовать раны?

Теофилия: Раны бинтовать я давно умею. Сейчас я изучаю более серьезные темы в медицине. Но осталось уже недолго, и я возвращаюсь на Кавказ!
Танец завершается. Константин удивляет Теофилию своей выправкой и достоинством. Он очень красив в капитанской форме.

Теофилия: А знаете, Константин, я очень скучаю по нашему Кавказу, а вы?
Константин: Я тоже! Особенно по нашей беседке (смеется). Смею ли я еще вас пригласить на следующий танец. Прикажите мне справиться с этим ради вашего удовольствия!

Теофилия: Приказываю станцевать вальс лучше всех здесь присутствующих!

Танцуют вальс. Теофилия изящна и грациозна, Константин ведет ее уверенно, стараясь подчеркнуть достоинства его дамы. Он прекрасно справляется с заданием.

Теофилия (после танца): Знаете, о чем я сейчас сожалею?

Константин: О чем?

Теофилия: О том, что вас направляют служить в Париж, а не на Кавказ!
Константин: Все по воле Божией, Теофилия. Ведь обо мне молилась вся наша монастырская братия и даже средства прислали, пока я не встану на ноги. А в те места я обязательно вернусь.  Как вы думаете, мы еще встретимся?      

Теофилия (улыбаясь): Я отвечаю в том же стиле, что и вы. Все в руках Божиих, Константин. Да, а вот и мой довольный, я вижу, папа! Сейчас он скажет, «Теофилия, экипаж уже ждет, едем в наши апартаменты, все готово к ужину»!
Барон (подходит, улыбаясь молодым): Теофилия, экипаж уже ждет, едем домой!

Теофилия (смеясь): Видишь, насколько хорошо я знаю своего любимого отца, почти все точно!
Барон: Может быть, и наш новоиспеченный капитан отужинает с нами? Правда на ужин приглашен и другой новоиспеченный, офицер-пехотинец  Ромазевич Леонид, он тоже закончил другое кадетское заведение.

Константин: Что-о! Он тоже в Петербурге?

Барон (обращаясь к Теофилии): Видишь, как правильно, что мы тебя держали в неведении.
Правда, я надеюсь, что они уже давно простили друг друга. Ну, так как, Константин, принимаете приглашение?

Константин (растерянно): Я, господин барон, и с радостью, вы ведь так много для меня сделали в моей непростой жизни, но ваше появление для меня было совершенно неожиданно. Сегодня вечером я обещал своим однокурсникам проститься с ними. Скорее всего кого-то из них я  никогда и не увижу.  Надеюсь, что с вами мы еще увидимся перед моим отъездом в Париж. А сейчас разрешите вас поблагодарить и откланяться. Простите.

Константин жестко откланивается и уходит.

Барон (растерявшейся Теофилии): О! Ты чувствуешь, дочь моя, какой капитан вырос! Пожалуй, его команда пойдет за ним в огонь и воду! Сказывается воинский характер его предка. А знаешь, Теофилия, чем я доволен, очень правильно, что мы его определили в военные, у него есть данные для этого.

Теофилия ( расстроенно): Ну вот, папа! Ты даже не позволил нам потанцевать, ведь он сдал  школу танца по высшему рангу капитана.

Барон (задумчиво): Вот и закончилось ваше детство, дочка. Да, забыл тебе сказать, что семья Ромазевичей сейчас в Петербурге, я тоже пригласил их на ужин. 

Теофилия (раздраженно): Только я прошу тебя, очень прошу, ничего не напоминай никому о моем замужестве. Я не готова еще к семейной жизни. 

Барон: Теофилия, ты же знаешь, что у тебя участь баронессы. Свободы выбора у нас мало. Придется с этим считаться. 

Теофилия: Я все понимаю, папа. Ты очень деликатен со мной, и я очень тебя люблю. Поехали ужинать. После танцев с Константином я очень проголодалась (смеется).
Они выходят из зала. Многие юные кавалеры сопровождают с сожалением их пару.
         

 Я Один в своей комнате. У окна.

Константин: Четыре года ожиданий. И всего два танца.

Сотни неотправленных писем и - … как я чувствовал, что Тео близко! Совсем близко – в том же городе! На тех же улицах… Почему молчание  правит моей судьбою? Господи! Сил!

Стук в дверь.

Голос из-за двери: Встреча выпускников начинается! Вам приглашение, господин капитан!

Константин: Я не иду.

Становится на колени перед маленьким киотом.

Константин: Жесток Ты, Господи к рабам Твоим! Любящим тебя посылаешь Ты всякие горести! «Кого люблю, того и наказую» - говоришь!

 Но не отвращай лица Твоего от меня! Любви Твоей пошли мне малую толику!

 За многие годы одиночества и холода душевного – прошу у Тебя одного: сохрани эту девушку в жизни моей!

 Дай мне встреч с нею, хоть мимолетных, как сегодня! И благодарю Тебя, Господи, за эту встречу! Как я ждал ее и как страшился!

Как она помогала мне учиться и гореть святым огнем…Любви и мечты! И я исполню волю Твою Господи!

 Пусть трудна она и идет все тем же путем одиночества…

 Я люблю Тебя, Господи! Не отвращай лица Твоего от меня! Более постоянного и надежного спутника нет!