Рыжий немец

Александр Михайловъ
Три года назад в наше село с Западной Украины перебрался на постоянное место жительства отец Николай. Приехал он с женой и тремя детьми. Я обрадовалась новому односельчанину. Молодой священник, ровесник моего двадцатипятилетнего сына, найдёт подход к молодёжи, поможет нравственному облагораживанию моих учеников. К тому же современный человек: водит мотоцикл, увлекается компьютером. Николай сдружился с моим сыном-учителем, часто обращался к Павлу за помощью: починить мотоцикл или телевизор.
Но радость моя оказалась преждевременной. Первый звонок раздался, когда к соседям приехал из-за океана внук. Он дал отцу Николаю на строительство будущего храма сто долларов. На глазах изумлённого Павла священник тут же на эти деньги купил мопед у соседского пацана.
Недавно батюшка вновь удивил:
— Порадуйтесь за меня. Я приобрёл машину, мне её пригнали из Германии. Не новая, но на ходу, там ведь дороги хорошие. Всего за четыре с половиной тысячи долларов.
— Всего?! — поразилась я.
— Ну что же, я ведь уже три года здесь. Неужели не заработал?!
— Я за тридцать восемь лет директорства в школе столько не накопила!..
Павел накинулся на Николая:
— Колись! Ведь на пожертвования купил машину, я помню, как ты приобрёл мопед. — Под напором Павла батюшка признался:
— Отчасти на пожертвования.
Немудрено, что когда речь зашла о том, когда же в селе появится храм, батюшка заявил, что пока денег не хватает. Но всё это были цветочки. Однажды ко мне прибежали ученики:
— Посреди села стоят мешки с человеческими костями!
Действительно на центральной улице я увидела несколько больших полиэтиленовых пакетов с берцовыми и другими костями. Выяснилось, что их выкопал батюшка. Причём, как советских солдат, так и немецких. Спрашиваю:
— Зачем?!
— Они мне мешали!
— А если бы с тобой после смерти так поступили!
— Я приглашу немцев.
— Ну и что ты им скажешь? Одно дело, если бы ты показал захоронение. А теперь что предъявишь?! Мешки? Как ты докажешь, что это немецкие кости. Вот, скажут, русские вандалы! А потом. Ты не только вражеские кости выкопал, но и прах советских солдат. И это в год шестидесятилетия Победы! Павел с учениками занимается поиском не погребённых останков, разыскивает родственников павших, а ты разоряешь уже существовавшие захоронения. А куда ты черепа девал?
— В Германию послал… — Об их дальнейшей судьбе он не стал распространяться. То ли отец Николай делает на костях деньги, то ли хочет найти родственников немецких солдат, павших на нашей земле…
Даже последний пропойца не догадался бы выкапывать прах, а священник просто обязан с благоговением относиться к последнему приюту людей, кто бы они ни были. Но больше всего меня поразило другое. Все односельчане дружно возмущались содеянным, а вот священник из соседнего села был спокоен:
— С кем не бывает, молодой ещё батюшка, неопытный. — Так же миролюбиво отнёсся к поступку Николая и церковный староста, раньше он преподавал биологию, был парторгом школы.
Мешки с костями вскоре исчезли. Спрашиваю Николая:
— Где кости?
— Не помню.
Я и на церковную службу теперь не хожу, противно. Собиралась организовать в школе религиозные беседы. А теперь какой толк! Начнёт батюшка говорить о высоких материях, а ученики спросят:
— Где кости? Вы их на вес продали?!
Так что теперь в нашем селе память о минувшей войне хранится только в школьном музее, да ещё сохранилась могилка «Рыжего немца». Старожилы рассказывали, что в нашем селе немцы «не забижали», не хулиганили, хоть и выселили из домов. А один рыжий немец очень любил детей. Предупреждал их об опасности, одаривал сладостями. После боя, что шёл рядом с селом, крестьяне отдельно похоронили наших и немцев. А когда увидели тело рыжего немца, решили сделать отдельное погребение:
— Хороший был человек, добрый!
Многих немцев пригнали. Попробуй отказаться воевать! Но суметь остаться человеком в условиях войны, это дорогого стоит!