Ч. 1 Немцы в русском флоте

Владимир Врубель
В девятнадцатом веке на востоке России произошли два мощных исторических события. Царское правительство приобрело территории Приамурья, Приморья и Сахалина, а чуть позднее - продало владения в Северной Америке.

Первое воспринимается как само собою разумеющееся, но так называемая «продажа Аляски» не дает успокоиться квасным патриотам уже третий век. Что произошло на самом деле? И что заставило так поступить совсем не такое «недальновидное» царское правительство, которым его представляют некоторые историки?

К сожалению, не было никакой Аляски, а была лишь узенькая полоска земли и несколько островов. Жили там  русские поселенцы в постоянном страхе перед нападением.

Даже в столице колонии, Ново-Архангельске, они находились под прикрытием пушек, направленных в сторону слободы, занятой аборигенами, люто ненавидевших пришельцев. Американцам продали, да еще с огромным трудом, подкупив некоторых их чиновников, то, что Соединенные Штаты могли получить вскоре бесплатно.

Весь ход событий вел к такой развязке. Колонии ничего не производили и полностью зависели от метрополии. Даже в наше время остро стоит вопрос северного завоза, обеспечение необходимым северных территорий и Камчатки.

А что же говорить о девятнадцатом веке, когда колонии снабжали либо на парусных транспортах, отправляемых из Кронштадта вокруг света, либо сначала на лошадях по бескрайному сибирскому бездорожью до Охотска или Аяна, а потом морем на парусниках, тоже немалым и рискованным путём.

Не нужно обладать государственным умом, чтобы понять очевидные истины. Следует добавить, что к русским колониям, к тому же, неумолимо приближались два мощных государства – Британская империя и стремительно развивавшиеся Соединённые Штаты. Рано или поздно должно было произойти столкновение.

Зато огромные территории на Дальнем Востоке, непосредственно прилегавшие к Российской империи, достались России так, как будто с дерева свалились, без всяких компенсаций и без единого выстрела, благодаря подвигу горстки морских офицеров и их отчаянных жен.

 Все началось с открытия, сделанного офицерами маленького парусника «Байкал» под командованием капитан-лейтенанта Геннадия Невельского.

С лёгкой руки знаменитых мореплавателей, от Лаперуза до Крузенштерна, все были уверены, что Амур теряется в песках, а Сахалин соединен с материком отмелями. Посему  упомянутые территории интереса для империи и не представляли.

Рапорт командира «Байкала» о том, что Амур доступен для судов с моря, в корне изменил это мнение и побудил к немедленному занятию обследованных земель.

Нет ничего удивительного в том, что половина офицеров «Байкала» носила немецкие фамилии. Немцы служили в русском флоте с петровских времён, а морское начальство при комплектовании экипажа, в отличие от советских времён, не смотрело на «пятую графу», а руководствовалось только деловыми качествами офицера.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/08/925

Елены Владимировны Панкратовой из книги В. Врубеля "Рыцари в морских мундирах"