Будни и развлечения во Фландрии. Художник Тенирс

Койфман Валерий
К 400-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАСТЕРА
"Галерея эрцгерцога Леопольда в Брюсселе" 1640

Крупнейшие фламандские мастера 17 века - Рубенс, Ван Дейк, Иорданс, Снейдерс - прославили в мире искусство своей страны (ныне это часть Бельгии) масштабными, полными роскоши и великолепия полотнами. Правда, было тогда во Фландрии и иное искусство - более камерное и скромное, проникнутое интересом к обычаям и нравам своего народа, любовью к фламандской природе.
Это направление ярче всего выразил художник Давид Тенирс Младший (1610-1690). Знатоки и коллекционеры всегда признавали его замечательное колористическое мастерство и талант мастера динамичных композиций.
Александр Бенуа называет имя Давида Тенирса Младшего среди "величайших".
Тогда, как представители "большого стиля" были востребованы в богатых церквях, монастырях и дворцах, стиль Тенирса больше отвечал вкусам среднего сословия. Ему подражали современники, его подделывали и копировали художники последующих эпох. Популярность художника и при жизни, и вплоть до конца 19-го века может показаться сейчас просто невероятной. Он был самым востребованным художником Южных Нидерландов, и, отчасти, других стран Европы.

Слава Тенирса была столь высока, что позволяла ему назначать на свои картины очень высокие цены, которые сохранялись еще и в XIX веке.
Так в 1867 году на аукционе в Париже высшая цена была названа за пейзаж с фигурами Тенирса – 159 тыс. франков, это на 9тыс. больше, чем за небольшую "Орлеанскую мадонну" самого Рафаэля. Еще десятилетие спустя Альфред Ротшильд, в Лондоне заплатил за серию Тенирса "Четыре времени года" огромную сумму - миллион франков.
 
Тенирс родился в Антверпене в 1610 году. Живописи он обучался у своего отца, художника Давида Тенирса Старшего.
Уже в 23 года юноша был принят в гильдию художников Антверпена.
В 1637 году Давид женился на Анне Брейгель, дочери художника Яна Брейгеля. Опекуном невесты и свидетелем на бракосочетании был сам Питер Пауль Рубенс. Тенирс подружился с маститым художником, и даже некоторое время учился у него.

Юноша много работал над собой. Копируя Веронезе, Тициана, он добился такой степени совершенства, что знатоки часто не могли отличить копии от оригиналов.
Биографы Тенирса уверяют, что случай помог открыть самобытность его таланта как художника. Однажды, забыв дома кошелек, он не смог рассчитаться за ночлег. Давид быстро набросал прекрасный этюд с видом из окна. Проезжий англичанин немедленно дал за него приличную сумму.
Быстрота вообще была свойственна кисти Тенирса. Если другие жанристы несколько дней выписывали какую-либо деталь своей картины, то он редкую картину писал более двух дней.

С молодых лет Тенирс работал в самых разных жанрах. Он писал портреты и пейзажи, натюрморты и аллегорические сцены, мастерски изображал животных. Основную часть его произведений составляют жанровые сцены из жизни фламандских крестьян. В этом сказалась и индивидуальная склонность живописца, и тот факт, что он сблизился с прибывшим в Антверпен замечательным голландским художником Адрианом  Браувером. Произведения Тенирса, выполненные в 1630-е годы, трудно отличить от картин голландца. Однако картины Тенирса не были такими мрачными и печальными, как произведения Браувера.
Тенирс любил писать праздники, сельские ярмарки. Он обращался к этим сюжетам до конца жизни. Художник часто изображал крестьян во время их досуга, отдыхающими и веселящимися, и  редко -  сцены крестьянского труда.
Особенно привлекательными картины Тенирса делает его дар рассказчика. Перед нами проходят превосходные типы музыкантов, врачевателей, курильщиков, ловеласов и гуляк. Зритель может оценить всю изобретательность Тенирса в разнообразии их жестов, поворотов, поз.

Его многочисленные «деревенские праздники» («кермессы» - на старонидерландском) превратились в символы фламандского искусства в целом.
Главный мотив этих сцен - языческое поклонение животворящим силам природы,  греховная чувственность и неумеренность человека. Греховность проявляется как в неумеренной еде и питье, так и в поведении парочек, предающихся любовным утехам, а также в драках. Драка часто являлась элементом праздничного представления и символизировала карнавальное побоище времен года.
Изображению грехов художник всегда, уделял большое внимание, но они совершенно лишены агрессивной окраски (вспомним, например, И. Босха). 

Многие моменты картин Тенирса имеют морализирующий оттенок. Так, роющаяся в земле свинья - намек на то, что тот, кто не знает умеренности, подобен ей.
Овца - мирное, послушное человеку животное, символ покорности и смирения, и этот мотив постоянно вводится Тенирсом и в идиллические пейзажи, и в жанровые композиции.
Непременный участник сельских празднеств – волынщик,  грубоватый, стоящий в свободной раскованной позе или  чуть присевший в такт музыке.
Деталь, которая еще встречается у Тенирса, - за праздником наблюдает семья благородных господ. Эта тема - противопоставление двух сословий, приобретает у Тенирса личное звучание. Он так не получил звания дворянина, хотя всю жизнь стремился к этому.

Во фламандском искусстве Тенирс стал и одним из ведущих мастеров пейзажа. Начинал он с полуфантастических мотивов со скалами, пещерами, водопадами. Однако затем в его искусство вошел образ подлинно национальной фламандской природы.
Пейзаж у Тенирса всегда «деятельный»: в нем важная роль отводится человеку. На фоне пейзажа Тенирс часто изображает и животных.
Наиболее интересны у Тенирса многочисленные фигурки обезьян, пародирующих человеческие занятия. В них он проявил себя как мастер гротеска.

В 1651 , к тому времени избранный главой гильдии антверпенских художников, принял предложение занять место придворного живописца в Брюсселе. Его назначили так же директором картинной галереи при дворе испанских наместников. Тенирс запечатлел ее в знаменитом полотне «Эрцгерцог Леопольд в своей картинной галерее». Среди изображенных картин узнаются  шедевры Джорджоне и Тициана.
Тенирс стремился содействовать развитию искусства Фландрии. Благодаря его усилиям в Антверпене  была основана Академия художеств (1663 год).
Работал Тенирс, как известно, очень быстро и за долгую жизнь  создал свыше семисот картин.

Умер Тенирс в Брюсселе 25 апреля 1690 года в возрасте восьмидесяти лет, одиноким и частично забытым. Но искусство его продолжало жить в творчестве многочисленных учеников и последователей, среди которых был и великий французский художник А. Ватто.
В XVIII веке творчество Тенирса было настолько популярно во Франции, что сюжеты его работ часто воспроизводились на французских гобеленах.
География музеев и частных собраний, где хранятся полотна художника охватывает весь мир. Одна из лучших коллекций в мире произведений знаменитого фламандца (более 40 картин) хранится в Государственном Эрмитаже.

Картины мастера можно посмотреть на сайте 
https://gallerix.ru/storeroom/1693619031/