Реки и сплавы. Из Книги путешественника

Михаил Кречмар
До места вылета с экспедиционных работ мы добирались своим ходом. «Свой ход» - это был почти четырехсоткилометровый сплав по реке Энмываам на Центральной Чукотке.

Ностальгирующие по «добрым старым временам» обычно забывают, что «добрые старые времена» применительно к финансированию науки кончились в начале семидесятых. В восьмидесятые годы начальство уже разговаривало с нами таким негуманным способом.

«Значит, так. Вертолет у вас будет только в один конец. Решайте - или вы до места работы добираетесь с помощью какой-нибудь оказии, или - оттуда…»

Оказии «туда», как правило, не существовало. Что касается оказии «оттуда», то мы обычно привязывали район работ к верховьям какой-нибудь реки, и закончив исследования, сплавлялись по ней к ближайшему поселку с аэродромом. Вот такие были мы путешественники - не из душевных побуждений и жажды приключений, а волею пославшего нас начальства. Каких только подвигов мы только по его дури (да и по своей собственной) не совершали!



Реки, так же как и снег, могут, с одной стороны, являться непреодолимым препятствием, а с другой – быть столбовой дорогой, способной быстро и без особых затрат труда привести вас к цели. Умение использовать реки в качестве пути являлось отличительной особенностью славянских племен, заселявших «страну лесов и рек» - так именовали Русь в западных источниках раннего Средневековья. Реки являются на нашей планете настоящими артериями жизни – именно вдоль речных долин, на затопляемых во время половодья пространствах, именуемых «поймами», концентрируется большая часть живой материи. Именно речным долинам Север обязан своей репутацией сказочно богатой территории. Идёт человек – геолог или геодезист – сотни километров по скудной северной тайге, или по каменистой горной тундре, и вдруг спускается в долину большой реки. А там в этой долине – и лоси, и медведи, и рыба, и рябчики… А через несколько лет в памяти стирается бесконечный нудный переход в несколько недель, и остаётся лишь два-три дня стоянки в фантастически богатом месте…


Самым распространенным способом использования рек в качестве пути является, естественно, сплав. О сплавах и их особенностях написано очень много хорошей специальной литературы. Поэтому я постараюсь сказать лишь о тех особенностях сплавов, которые, как мне кажется, имеют большое значение для немногочисленных групп, живущих долгое время в автономном режиме, и которым, как мне кажется, в литературе по спортивным сплавам не уделяется должного внимания.

Сплав по реке многообразен и монотонен одновременно – как сама Жизнь. Он – совершенно самостоятельный её кусок, с совершенно определённым началом, и не менее определённым концом. Сплав является квинтэссенцией Жизни ещё и потому, что нам только кажется, что мы полностью управляем её процессом, а на самом деле главная роль в нём принадлежит реке. Она несёт нас длинными, медленными плёсами, она заводит нас в быстрые и непредсказуемые водовороты, она протаскивает наши плоты и лодки через ощетинившиеся оголёнными острыми сучьями лесные завалы, она бросает нас на иззубреные каменные стенки, и проносит через тесные скалистые каньоны, подхватывая наши утлые плавсредства на вспененных бурунах порогов и перекатов…

И ещё одно качество роднит сплав по реке с жизнью в целом.

Обратной дороги – нет.

Это – одно из самых главных правил, которое вам надлежит помнить, сплавляясь по реке в лодке без мотора. Равно как и со слабосильным моторчиком в 5 – 8 сил.

Кроме общефилософского урока, который даёт сплав по реке, это ещё и постоянный, буквально ежеминутный экзамен по физике. Но здесь мы имеем дело не только с системой упоров и рычагов, как в пешеходном и вездеходном маршруте, но и с силами текущей воды – законами, которым подчиняется текущая жидкость под влиянием тяжести Земли.


В этой главе я практически не буду касаться практики преодоления по-настоящему серьёзных водных препятствий – больших порогов и длинных каменистых каньонов с большим уклоном, по которым так любят сплавляться любители водного слалома. Дело в том, что классический путешественник такие препятствия старается миновать наземным способом –  он их обтаскивает стороной. Такой «не героический» способ штурма порогов, хоть и сопряжён с тяжёлым, порой – многодневным трудом, но имеет, по крайней мере, одну очень хорошую черту – в результате вы остаётесь целым и живым. Но ваша безопасность «покупается» огромной затратой физических сил. Потому нелишне помнить, прежде чем начинать «обнос» или «обтаску», что каменные «щёки» или хребет, который вам предстоит преодолеть, является препятствием не только для вас. Он является препятствием ещё для очень многих живых существ – от косуль и кабанов до медведей и тигров. Которых пороги и водопады пугают не меньше вашего. Поэтому практически наверняка вокруг вашего водного препятствия по горным кручам есть обходной и относительно удобный путь – звериная тропа. Для определения вероятного её направления желательно сперва сориентироваться по крупномасштабной географической карте. В принципе, большинство животных, сопоставимых по размерам с человеком, использует те же принципы выбора удобного пути, что и люди (за исключением уж особенно горных козлов и баранов – и то далеко не всех). Такого рода рекогносцировку на бумаге следует провести хотя бы для того, чтобы правильно определить место причаливания – для того, чтобы иметь минимум полкилометра маневра перед препятствием. Порой течение перед порогами настолько велико, что любые выкрутасы на гружёном (да и просто неуклюжем) плавсредстве очень и очень затруднительны.


Изгибы и повороты.

Человека, впервые сплавляющегося по реке более всего раздражают изгибы и повороты русла. Очень быстро он понимает, что путь, проделываемый им по воде как минимум, вдвое длиннее того, что он преодолевал бы по суше. Действительно, одиночный путешественник, идущий вершинами параллельного к реке хребта проходит из точки А в точку Б как минимум за то же время, что и сплавщик. Но! Он затрачивает на этот путь неизмеримо больше сил, и может нести с собой только тот груз, который у него за плечами. Сплавщик же, во-первых, являет собой наглядную иллюстрацию к пословице «Лучше плохо ехать, чем хорошо идти», а во-вторых, он везёт с собой на лодке или плоту вполне комфортабельный лагерь, даже содержащий некоторые излишества. Поэтому изгибы пути необходимо воспринимать со вполне философским спокойствием. Другое дело, что для определения реальной продолжительности сплава его не стоит определять, укладывая линейку на карту масштаба 1:300 000. Наилучший результат даёт измерение изгибов реки на карте как минимум втрое крупнее, причём, производимое суровой ниткой, а не курвиметром старого советского образца.

Встречный ветер.

Одной из самых больших неприятностей, которые ждут путешественника, сплавляющегося по относительно тихой реке, является сильный ветер, который дует со встречных галсов. Иногда он до такой степени мешает продвижению вперёд, что сокращает дистанцию дневного пути до нескольких километров. Особенно влияние ветра заметно в открытых тундровых пространствах.

Прежде всего, вам необходимо определить, насколько регулярно дует ветер в течение суток. Здесь традиционны следующие варианты:

Ветер дует в определённое время суток, устойчив и направление его всегда одинаково (чаще всего – вам в лицо);

Ветер дует порывами, «крутит», но это продолжается круглые сутки;

Ветер постоянен, силён и «давит» практически всё время.

Решение проблемы в первом случае достигается просто: путешественник максимально использует безветренный промежуток. Один из самых простых вариантов этого решения мы применяли в верховьях реки Анадырь в июле 1984 года.
 
- Ветер постоянно дует днём, - сказал мой постоянный напарник того времени Володя Аксёнов, - ему же хуже! Сейчас солнце, конечно, ночью не светит, но в Заполярье даже в самое тёмное время стоит полумрак. Река не очень опасна, так что будем двигаться ночью!
Проблема для нас в этом случае, заключалась в следующем: человек – существо преимущественно дневное, поэтому часам к четырём ночи мы очень сильно ослабляли внимание. И иногда платили за это вынужденным купанием – просто оступившись по неосмотрительности на краю струи при протаскивании лодки через перекат.
В ситуации, когда ветер выбирает для своего отдыха какое-то другое время суток, следует быть предельно дисциплинированным – для того, чтобы собраться и как можно быстрее двинуться в путь, выбирая для этого считанные часы затишья. Хуже всего, когда ночь отнюдь не полярная, а пресловутое затишье приходится на её середину.

Здесь я хочу добавить одну грустную деталь: этот вид ветра характерен тем, что знаменует устойчивый тип погоды, характерный для данного места, и при отсутствии глобальных природных катаклизмов, способен дуть буквально месяцами. Так что, если у вас нет времени ждать пару недель, то начинайте прибегать к тактическим приёмам борьбы с окаянной стихией – например, грузите лодку так, чтобы максимально уменьшить её парусность, пользуйтесь на сплаве естественными укрытиями – например, проводите её, максимально пряча под обрывистым подветренным берегом (это, конечно, если позволяют коряги и течение).

Во втором случае (ветер непостоянен), во-первых, вы можете именно это обстоятельство использовать себе во благо. То есть, идти преимущественно тогда, когда ветер дует с благоприятных для вас галсов (или относительно нейтральных, хотя бы). Кроме того, такой характер ветра может давать вам некоторую уверенность в том, что рано или поздно он сменится другим типом погоды.

Хуже всего дело обстоит с ветром третьего вида. Он не знает устали, и может дуть неопределённо долгий срок. Так что прибегайте к тактическим хитростям и гребите, гребите, гребите…

Или бурлачьте.


Пороги и перекаты.

Традиционно, пороги, перекаты и шиверы считаются самыми серьёзными препятствиями на пути странствующего по реке человека. Для этого есть некоторые серьёзные основания.
Во-первых, порог – особенно высокий и сложный – вещь опасная, особенно для гружёной и плохо управляемой лодки или плота. Я бы, признаться, не советовал людям, не имеющим длительного опыта сплавов или путешествий по горным рекам форсировать пороги высотой больше полуметра, или целые их продолжительные каскады. В любом случае, каждый порог – это прежде всего, работа мысли, а потом уже мышц. Порог рассматривается под несколькими ракурсами, определяется основной слив, а затем рассматривается возможность преодоления его по боковым струям (если таковые имеются, конечно). Но, по большому счёту, я практически всегда рассматриваю первым вариантом возможность преодоления порога пешком.

То есть, по берегу.

Если есть возможность не рисковать – не рискуйте!

На небольших реках существует возможность «свести» лодку вниз на так называемых «усах» - на двух верёвках, закреплённых за нос и корму, которые находятся в одних руках и которые держат два человека. При этом надо очень хорошо представлять себе, в какой заводи вы снова её оседлаете. Часто за порогами идёт длинная глубокая стремнина, зажатая отвесными скалами. Здесь делать нечего – придётся или нырять в неё или тащить груз в обход.
Если же ситуация безвыходна, то тут по большому счёту приём один: груз тщательно и со смыслом перепаковать, проверить его герметичность, проследить, чтобы ничего не осталось непривязанным и неупакованным (тщательно проследив за фотоаппаратами, биноклями, ружьями, и даже очками), и – вперёд! Вперёд – так, чтобы вы всё время, замечу я, всё время, шли прямиком по струе, нигде не поворачиваясь к потоку даже вполбока – особенно там, где вам предстоит прыгать с каменных плит, закрытых водой. Всё время «выстраивайте» вашу лодку вниз по течению! При этом нос должен быть чуть облегчён, а сами вы должны иметь возможность манипулировать весом лодки, наклоняясь в ту или другую сторону, или даже перегибаясь вперёд или назад. Кроме того, ноги ваши должны быть абсолютно свободны – с тем, чтобы вы могли в решающий момент прыгнуть на нос или корму, и даже повиснуть вдоль борта. Стремясь форсировать порог и даже просто сильный перекат или шиверу, ни в коем случае не ощущайте себя запакованным в груз. Собственно говоря, поэтому наиболее серьёзные реки спортивные сплавщики проходят на катамаранах или рафтах, где они имеют максимальную свободу действий.

Это отнюдь не значит, что я предлагаю скакать по лодке или плоту как обезьяна, наоборот – трудные участки желательно проходить, ощущая себя с плавсредством единым целым. Только ваше чувство единого целого должно рождаться от умения управлять собой, весом своего тела, мышечными нагрузками и владением веслом или шестом, а не тем, что вы вжаты вглубь какой-то галоши двумястами килограммами груза.

Одной из самых больших проблем при прохождении порога, или переката, зажатого каменными стенками, является сход со стремнины. Практически всегда там располагается большой водоворот, который так и норовит ударить вас в стенку. В этом месте вас обычно подстерегают сразу две неприятности – удар об острые камни, и то, что напором воды вашу лодку или плот может поставить боком, так что его захлестнёт и даже просто опрокинет. Кинетическая сила такого бортового удара бывает очень велика, и путешественник часто склонен её недооценивать. Особенно это значимо ещё и потому, что слив – кажущуюся самой сложной часть порога, он преодолел и считает, что может позволить себе чуть расслабиться.
Сход с длинного и крутого переката или шиверы может заканчиваться чередой высоких стоячих волн. С одной стороны, эти волны показывают вам, как правило, место с наибольшей глубиной реки (а также спрятанные под водой камни), с другой – они вполне могут захлестнуть вашу резиновую лодку. Поэтому, если есть возможность провести ваш кораблик не прямо по их гребням, а в стороне, по краю струи, то надо поступить именно так.
Отдельные стоячие волны на течении обычно обозначают укрытые под водой камни или коряги. В идеале их надо бы стараться избегать, но при этом бывает и так, что прямо по ним проходит наиболее приемлемый фарватер. Сразу скажу, что для резиновых лодок наибольшую опасность представляют скрытые под водой коряги, направленные остриём против течения. Естественно, большинство таких острых «карчей» вода разворачивает по направлению струи, но встречаются и исключения – самые неприятные, в нашем случае.