Исторические ляпы 8. Иосиф Флавий и боевой верблюд

Владимир Репин
Древнееврейский историк I в. н. э. Иосиф Флавий в хронике «Иудейской войны» сообщает:

«В последовавшем за этим столкновении с аравийским царем Обедой он [Александр Ианнай] потерял всю свою армию. Арабы заманили его на устроенную при Гавлане засаду, где иудейское войско, стиснутое в глубоком ущелье, было раздавлено массой верблюдов».

Много самых разных объяснений военным поражениям доводилось мне читать: и внезапность нападения, и невероятная русская зима, и раздробленность нации…
О верблюдах прочел впервые. И даже поначалу пожалел воинов, погибших под копытами тяжелых (до 700 кг) злобных животных.
Но потом начал вспоминать привычки верблюдов и понял, что обычно вся их агрессивность заключается в плевке в сторону досаждающего субъекта.

Но я  - дилетант, и потому решил прочесть о боевом применении верблюдов у специалистов.

Оказалось, «в качестве боевого животного верблюд не выдерживал критики. Применение «верблюжьей кавалерии» могло быть оправдано только возможностью быстрой переброски войск через пустыни. Наилучшим методом отвода избыточного тепла является выброс водяного пара, но живущие в безводных местах верблюды не могут позволить себе такой роскоши. Верблюды не отводят тепло, а только в пределах нескольких градусов повышают температуру тела (в нормальных условиях необычно низкую для млекопитающих).

Данное обстоятельство очень ограничивает их запас хода бегом, хотя при движении шагом (выделение тепла уравновешивается его излучением с поверхности тела) на самой страшной жаре верблюд кажется неутомимым. В результате верблюды в сравнении с лошадьми, способными покрывать большие расстояния рысью, показывали плохую тактическую манёвренность. Максимальная скорость также оказывалась значительно ниже, чем у лошадей.
Затем, верблюд имел неудобные габариты… Это затрудняло как посадку (если верблюд не опустится на колени, на него вообще не залезть), так и владение оружием. В битве с римлянами во II в. до н. э. сирийский царь Антиох использовал арабов на верблюдах, вооруженных особыми мечами длиной в 1.8 метра (Ливий, 37.40):
«Перед этой конницей располагались серпоносные колесницы и верблюды, называемые дромадерами. На них восседали арабские лучники с узкими и длинными, в четыре локтя, мечами, чтобы поражать противника сверху».

Однако самым существенным недостатком являлась невозможность нагнать верблюдов на пехоту. Никакого изворота ума, используя который можно было бы превратить это животное в оружие, у верблюда не имелось: на копья он не шёл, а упёршийся верблюд стоил в смысле непоколебимости не менее десяти ослов. Верблюд НЕ ДАВИЛ ЛЮДЕЙ, не толкал других животных, что делало его безвредным для врага.
Даже заставить защищаться верблюда было невозможно: если его кололи, он стремился только уйти, причём согласия наездника не требовалось.
Эти причины не позволяли всадникам на верблюдах вести ближний бой. Бедуины только обстреливали врага из луков с дистанции — длинные копья служили им для самообороны. Если надо было атаковать противника оружием ближнего боя, всадники спешивались».

Ай-ай-ай, Иосиф Флавий…
А вот что произошло с иудейским войском на самом деле – сие есть тайна, покрытая мраком.

Кстати, как Вам "глубокое ущелье" (на фото)?