Слёзы матери

Александр Михайловъ
Из воспоминаний Лидии Дмитриевны Коршуновой

У матери было девять детей, я — самая старшая. Все домашние обязанности были на мне, поэтому я с детства приучила себя к труду и ответственности. После семилетки поступила в школу ФЗО при Конаковском фаянсовом заводе. За отличные успехи в учёбе получила две расписные фаянсовые тарелки, которые до сих пор висят на стене как новенькие, хотя прошло больше шестидесяти лет.
Началась война. В июле, после окончания ФЗО, меня вместе с другими направили на трудовые работы в Селижаровский район. Мой отец, призванный в первый день войны, вместе с другими бойцами шёл по мосту в Селижарово. Навстречу воинам двигалась колонна молодёжи Калининской области. Они шли на строительство противотанковых сооружений. Над каждой группой транспарант с названием района, в том числе Конаковского. Уверенный, что меня здесь нет, отец всё-таки пристально всматривался в юные лица.
— Лилька!
— Папа! — выбежала я навстречу отцу. Мы обнялись, чтобы тотчас расстаться. Отец шёл на защиту Москвы.
Молодёжь разместилась прямо в лесу — в шалашах и самодельных палатках. Копали рвы в три метра глубиной и шесть шириной. Работали день и ночь, сменяя друг друга. Руки были в кровавых мозолях. Но все понимали: «Надо!» Недалеко высадился немецкий десант. Нам велели:
— Добирайтесь, кто как сможет. — Домой возвращались на товарном поезде и на машине.
Я вернулась. В нашем селе немцев не было. Заботы об огромной семье оказались на плечах мамы. Голодали сильно. Родители были трудолюбивые, теперь же всё, нажитое за долгие годы, пришлось выменять на продукты. Мама ходила за несколько километров от села. Зима стояла морозная, снежная. Измождённая,  она возила саночки. От бессилия часто падала, поднималась, опять брела. Знала: дома голодные дети. Доходила до отчаяния. Когда мы стали взрослыми, призналась:
— Простите меня! Иной раз в доме не было ни корочки хлеба, ни картошинки. Тогда думала: закрою пораньше печную задвижку, чтобы всем навечно уснуть от угара. Утром гнала от себя подобные мысли, вставала, выходила в деревню. Соседи помогали, чем могли.
Никогда не забуду мамины слёзы. Чтобы помочь матери, я решила устроиться работать. Из обкома меня направили в НКВД. Там со мной побеседовали и сказали:
— Мы вас пошлём учиться. Будете бороться с бандитами.
Я окончила Свердловскую школу милиции и получила звание младшего лейтенанта милиции. Вернулась в Калинин. Первое время работала в оперативном отделе, на передовой борьбы с преступниками, но страха никогда не испытывала… Позже работала в других подразделениях МВД. Давно нигде не работаю, но до сих пор у меня осталась тяга к людям и желание приходить им на помощь. И люди идут ко мне за поддержкой.