Подготовка и воспитание национальной элиты России

Владимир Воробьёв
       Сегодня всё большее число Православных патриотов и государственников осознаёт со всей очевидностью, что главной причиной наших неудачных попыток перевода России на Православный путь развития является практическое отсутствие достаточного количества Православных кадров в структурах власти и управления. А вовсе не недостаток воли или желания вести нацию в этом спасительном направлении. Именно поэтому, вопрос подготовки и воспитания соответствующей элиты, из разряда дискуссионных, переходит в практическую плоскость – необходимость разработки очередного Национального Проекта в ряду известных инициатив Президента России. По крайней мере, уже предпринят целый ряд инициатив достаточно известных людей по разъяснению Кремлю и Правительству актуальности военно-патриотического воспитания молодёжи и подготовки инновационных кадров /1, 2/.

       Вопрос лишь в том, будет ли достаточно одних только мер военно-патриотического воспитания и подготовки инновационных кадров, чтобы страна преобразилась из заколдованной языческой «старухи» в Православную «девицу-красу», говоря образно и сюжетами русских народных сказок? Или к этим важным компонентам надо добавить другие меры и шаги национального характера? Попробуем разобраться в этом, не претендуя на исключительную правильность наших мыслей и завершённость предлагаемого...

       Итак, человек родился и вырос. Поступил в кадетский корпус, нахимовское или суворовское училище, где помимо среднего образования получил ещё и знания иностранных языков, православной истории, культуры, религии, боевой техники и вооружений; навыки строевой подготовки и ведения боевых действий. А также изучил этику, эстетику, бальные танцы и даже хореографию и балет. К этому предполагается добавить, о чём уже сообщалось не раз, капитальные знания в области экономики и финансов, менеджмента и управления, социальных процессов и политических технологии, психологии и конспирологии. А можно ли все эти знания преподать одному человеку? Или нам необходима специализация кадетских корпусов и нахимовских и суворовских училищ, позволяющая в одних учебных заведениях готовить будущих защитников Родины (профессиональных военных) или сотрудников силовых структур, в других – экономистов и финансистов, в третьих – менеджеров и руководителей производств, в четвёртых – политиков и управленцев, в пятых – психологов и политтехнологов? Может быть необходим «второй эшелон» подготовки и воспитания национальной элиты? Институты, университеты и академии, где в лучших традициях кадетских корпусов и нахимовских и суворовских училищ, но уже на более высоком уровне, будут готовить супер-кадры для нашей обороны и безопасности, других силовых структур, ВПК и промышленности, экономики и финансов, бизнеса и права, власти и управления, политики и дипломатии? Этот «второй эшелон» придётся «вписывать» в уже существующую систему высшего образования, которая сегодня практически сложилась и будет отстаивать свою самодостаточность, доказывать высокий класс уже существующей системы высшего образования, подготовки и воспитания руководящих кадров практически для всех без исключения сфер и областей жизнедеятельности Государства Российского. Так что, нахрапом здесь никого не возьмёшь и ничего не изменишь. И ответ системы высшего образования, по крайней мере, той её части, которая находится вне Минобороны, ФСБ и МВД, Минюста и МинЧС, весьма предсказуем: вы – в кадетских корпусах, нахимовских и суворовских училищах – готовите инновационные кадры со средним образованием, а мы – в институтах, университетах и академиях – готовим инновационные кадры с высшим образованием! И не надо поучать и мешать друг другу, господа хорошие, а лучше будем делать каждый своё дело на наших рабочих местах.

       Хорошо известно, что в кадетских корпусах и нахимовских и суворовских училищах Православную веру изучают не только теоретически, но и практически, для чего все воспитанники регулярно участвуют в воскресных и праздничных богослужениях, исповедуются своим духовникам, Причащаются и стремятся вести христианскую жизнь. Более того, на территории многих корпусов и училищ, или рядом с ними, есть Часовни и Храмы, где любой учащийся может участвовать в приходской жизни, даже в богослужениях. А вот существующая система высшего образования, за исключением ВУЗов, «курируемых» РПЦ, - не ставит себе задачу Православного образования и воспитания, а уж тем более – воцерковления своих студентов. И хотя здесь есть приятные исключения в ряде городов России, в подавляющем большинстве ВУЗов готовили и готовят исключительно язычников, которые относятся к Православию и Церкви так же, как к Музеям и Картинным галереям, куда можно сходить на экскурсию или поглазеть на «исторические и художественные реликвии». Вот почему, «вписать» Православных кадетов, нахимовцев и суворовцев в языческую систему высшего образования будет не так-то просто, если учесть тот факт, что подавляющая часть преподавателей, кандидатов наук, профессоров наших ВУЗов – люди неверующие, да ещё и атеисты. И пойдёт ли Министерство образования России на то, чтобы сформировать в ВУЗах отдельные группы Православных студентов (в том числе выпускников кадетских корпусов, нахимовских и суворовских училищ), - вопрос открытый.

       Допустим, что Русская Церковь вместе с Православной общественностью и идеологами подготовки и воспитания национальных кадров добьются от Министерства образования необходимых уступок и решений. И ВУЗы начнут «выдавать на-гора» не только язычников и атеистов, но и Православных патриотов и государственников, которые будут готовы влиться во все сферы, области и отрасли нашего хозяйства, экономику и финансы, бизнес и юриспруденцию, науку и образование, а также силовые структуры, властные и управленческие. Везде ли воцерковленных специалистов примут с распростёртыми объятиями, доверят им руководящие должности и коллективы, воспитание и подготовку специалистов, дадут свободно действовать в бизнесе, экономике и финансах, в политике? Вряд ли, потому что они будут стремиться руководить, воспитывать и готовить, действовать и преобразовывать действительность не как язычники, а как Православные христиане. В большинстве случаев это будет воспринято язычниками даже не как чрезвычайная ситуация, а как открытый вызов коллективам и структурам, где Православные кадры начнут свою трудовую деятельность, да и всей существующей системе жизнедеятельности городов, регионов и страны в целом. И это будет не просто конфликт, а борьба двух мировоззрений и систем, двух миров – Православного, Божьего, и языческого, атеистического и, мягко говоря, совсем уж, не божьего мира, называемого для красоты "светским".

       На чью сторону при таких конфликтах в трудовых коллективах, на предприятиях и в учреждениях, во власти и управлении, бизнесе и частной практике, политике и публичной деятельности станут граждане, коллективы, суды, правоохранительные структуры и широкая общественность, нация в целом? При условии, что 97% наших сограждан не являются прихожанами Храмов? Ответ, вообщем-то, очевиден, как и вывод: или нашим кадрам (национальным и инновационным) придётся жить и работать как все, забывая о том, что они Православные, или придётся создать для этих кадров целую систему Православных (по сути и решаемым задачам) структур в различных сферах, областях и отраслях жизнедеятельности общества, нации и государства. Если наши Православные выпускники ВУЗов пойдут первым путём – мы получим тоже, что и сегодня: большинство верующих приспосабливается к языческим порядкам и нравам, атмосфере, коллективам и живёт и работает тихо и незаметно «ради мира и любви к ближним». И практически не влияет на ход отечественной истории (исключение, разве что молитвы, участие в богослужениях, что, конечно же, оказывает влияние на ситуацию в стране). Если же мы решимся пойти вторым путём, а не на поводу у язычников, держащих Россию в своих руках вот уже 90 лет, - нам придётся предложить Православным специалистам соответствующие рабочие места, организации и учреждения, структуры и подразделения, а также фирмы и предприятия, компании и корпорации, бизнесы и практики - православные по духу, сути, делам, и решаемым задачам.

       Мы давно пытаемся убедить мирян и клириков Церкви в том, что кардинальных изменений в обществе и государстве одним образованием и воспитанием в кадетских корпусах, нахимовских и суворовских училищах, Православных и Духовных институтах, университетах и академиях добиться не удастся. Нам надо смотреть на проблему шире, решать её одновременно с созданием и масштабным развитием комплексной Православной инфраструктуры в масштабах регионов и России в целом. Инфраструктуры, которая позволит не только трудоустраивать воцерковленные кадры со средним и высшим образованием, но и создавать Православные организации и фонды, фирмы и предприятия, компании и корпорации, способные конкурировать с существующими языческими ("светскими") структурами и решить наиважнейшую задачу сегодняшнего дня – дать нации выбор, полноценную и качественную альтернативу всей языческой жизнедеятельности /3-5/.

       Только такой подход к проблеме подготовки и воспитания национальных кадров, такая совместная деятельность всех мирян способны принести долгожданные перемены в обществе и государстве, запустить процесс трансформации тотально языческой России в естественное, но давно подзабытое нацией, Православное состояние. Что касается попыток «развести» эти проблемы, решать их независимо друг от друга, то это либо непонимание сложившейся ситуации в России, либо желание формально, а не по-существу, «отчитаться» за «успешное» решение задачи общенационального и "воистину исторического характера". Такие "победные" рапорты давно заготовлены, как со стороны инициаторов придания процессу подготовки и воспитания Православных кадров статуса ещё одного Национального Проекта, так и со стороны священноначалия нашей Церкви, о чём, конечно же, приходится говорить без особого желания. Но, по иному-то просто нельзя, ибо формализм способен «пустить» на привычный самотёк любое хорошее дело. Примеров у нас, к сожалению, хватает. И о них говорят не только миряне РПЦ, но и Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл. Это и массовое строительство Храмов, где молятся не более 3% граждан; и крещение народа без всякой подготовки, стремления «влить» его в действующие ряды Православных христиан; и «распыление» мирян, подготовленных Православных кадров по языческим структурам и коллективам, где молодые и уже далеко не молодые люди вынуждены подчиняться языческим принципам и законам в своей деятельности, оставаясь христианами только в своих Православных семьях (у кого они есть) и в приходах. Что же мы, Православные христиане, не радуемся тому, что происходит в обществе и государстве, власти и управлении, социальной сфере и образовании, в тех же силовых и правоохранительных структурах? Почему мы всё чаще говорим о подчинении России мировым силам зла, грядущего антихриста, и виним в этом власть, «пятую колонну», демократов, либералов и иных «врагов народа и Родины»? Формализм ведь в Православной среде мы развели сами, прогрессирует он из-за нашего молчания, боязни противостоять безразличию и всему, что явно противоречит основам нашей веры…

       Конечно же, прочитав вышеизложенное, многие скажут: не надо нас учить, мы и сами как-нибудь разберёмся в своём хозяйстве, со своими кадрами. Да и зачем «валить в одну кучу» образование, воспитание кадров и жизнедеятельность мирян, проблемы высшей школы и трудоустройства Православных христиан, создание Православной инфраструктуры и воцерковления нашего народа? К чему эта гигантомания, когда мы пытаемся качественно решить хотя бы свои малые, узкие задачи? Так-то оно так, но ведь должен же всех нас волновать и общий результат при решении массы малых и узких задач? Или будь, что будет, и что уже есть? Храмы строятся, приходы действуют, верующие молятся, и кадры для Церкви и силовых структур готовятся. Священники и иерархи несут Слово Божие не только в проповедях, теле- и радиопередачах, статьях и интервью журналов и газет, но и на молодёжных форумах и стадионах, во Дворцах спорта и Концертных залах. Однако, при этом, количество абортов и разводов стремительно растёт, как и число алкоголиков, пьяниц, наркоманов; страна по-прежнему вымирает и деградирует морально и физически, нищает в массе своей, имея огромные национальные богатства, пока ещё не растраченный до конца интеллектуальный и инновационный потенциал. О чём это говорит? О том, что надо что-то менять не узко, по мелочам, а глобально. Ведь не хотим же мы повторить судьбу СССР, Югославии, Украины и Грузии, например, других «полигонов» войск США и НАТО?

       Мы видим, что много лет В. В. Путин и его команда во власти и управлении пытается изменить ситуацию в стране к лучшему, берётся то за одно, то за другое, а то и сразу за всё вместе, но качественного перелома никак не получается. И судьба России, как и прежде, не имеет ни положительной определённости, ни жизнеутверждающей перспективы. Народ винит в этом власть, но она ли виновата в том, что нация вот туже почти 20 лет после падения коммунизма не может выбраться из языческого болота на Православную дорогу в своё действительно Светлое и Богом благословлённое и хранимое будущее? Или в этом виновата вся нация, в том числе и мы, миряне РПЦ, сидящие и "ждущие с моря погоды" для решения насущных проблем и задач современности? Не пора ли нам проснуться?

       Представляется целесообразным объединение Православных людей для совместной выработки какой-то Программы первоочередных действий по всем азимутам и направлениям нашей жизнедеятельности, которую бы мог благословить Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и поддержать Президент России Д. А. Медведев и Премьер-Министр В. В. Путин, а также все властные, управленческие, политические и силовые структуры России, широкая общественность, сочувствующая Православном будущему своей многострадальной Родины. Нам эта Программа видится как комплексная Программа воцерковления нации и всех сфер, областей и отраслей жизни и деятельности, а также перевода страны из языческого бытия в Православное, в которой вопросы подготовки и воспитания Православной элиты, как и вопросы создания Православной инфраструктуры, займут достойное место. Знание реальной ситуации и возможностей различных общественных и политических структур, созданных верующими людьми, позволяет предложить такое объединение Православных и выработку Программы действий мирян РПЦ под эгидой Общественного Движения «Народный Собор» (http://www.narodsobor.ru/). Отличительной особенностью этого Движения является взвешенность и политическая мудрость, при наличии активной позиции и весьма результативной деятельности.

       Идея проведения Народного Собора может, и наверное должна быть реализована первоначально для Православных мирян, для верующей и сочувствующей Православному будущему общественности. Именно мы – воинство Христово – обязаны взять большую часть ответственности за происходящее в стране на себя, доказав и показав нации при этом всю бесперспективность и вредность всех языческих путей и усилий по обустройству нашей страны, жизни и деятельности. И тех, которые уже пройдены и применены в России за 90 лет языческого правления, и тех, которые только намереваются пройти и применить очередные экспериментаторы и «чудотворцы» в стране и их вдохновители за рубежом. Иначе изменить ситуацию в стране к лучшему просто невозможно, да и некому: люди не верующие, падшие и управляемые злыми духами, себя изменить не могут, что уж тут говорить об изменении порядка и атмосферы во всей России? А менять их надо, пока ещё не пройдена «точка невозврата» в экономике, промышленности, обороне и безопасности страны...


       В. ВОРОБЬЁВ, 7 АВГУСТА 2009 г., ТАГАНРОГ (ДОН)

1. Материалы XV Международных Рождественских чтений. «Военно-патриотическое воспитание молодёжи» - http://www.rusk.ru/st.php?idar=111182
2. Интервью генерал-майора А. Владимирова - председателя Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадетов России, М. Калашникову из аналитического интернет-журнала «РП-монитор” - http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=8908
3. Аналитики группы «Витязь» и редакция газеты «Благие вести». Корпорация «Православный мир» - http://www.blagievesti.narod.ru/3konkretika.docx
4. Группа Православных офицеров. Совместная деятельность мирян Русской Православной Церкви - http://www.blagievesti.narod.ru/7konkretika.docx
5. Группа Православных офицеров. Задачи Русской Православной Церкви в нашем (современном) мире - http://www.blagievesti.narod.ru/4nacproekt.docx