Политическая и бытовая комедия в Греции и Риме

Виталий Волобуев
Размышления об античной комедии


Видимо, можно с достаточной уверенностью утверждать, что политическая комедия в античном мире, в ее высшем проявлении, родилась и умерла с именем Аристофана. Ведь даже и в его творчестве последний период был уже под знаком нарождавшейся бытовой комедии. Чем же объяснить то, что в последующем времени вопросы власти уже не становятся объектом изображения античной комедии? Является ли бытовая комедия Менандра, Плавта, Теренция признаком усиления внимания к индивидуальности, к внутреннему миру человека, или же она только удовлетворяет невысокие запросы публики? Попробуем разобраться.

Античная комедия — это несомненно порождение культа Дионисия, этого праздника страстей и эйфории человеческого общества, почувствовавшего себя всемогущим и божественным. Миф о Прометее и культ Дионисия сравняли богов с людьми. Время мифологии кончалось, жизнь богов становилась предметом рассмотрения художественной мысли, а полисное государственное устройство и незначительное имущественное различие между аристократией и демократией позволяло комедии вторгаться в политическую жизнь городов-полисов.

На это время (427-421 гг. до н. э.) и приходится первый период творчества Аристофана. В этот период он, например, пишет сатиру на тогдашнего демократического лидера Клеона («Всадники») или комедию о виноделе, стаскивающем с Олимпа богиню мира и приводящем ее в свой дом («Мир»). Надо сказать, что Аристофан был противником войны, видя, как наживаются на ней ремесленники и разоряются селяне. В сцене, следующей за вызволением богини мира, главный герой Тригей так комментирует воображаемую реакцию зрителей на явление мира:

Т р и г е й:
Теперь взгляни на зрителей! Написано
У них на лицах ремесло.
 Г е р м е с:
 И верно ведь.
 Т р и г е й:
 Сидит там, видишь, мастер оружейных дел,
 И рвет в печали волосы.
 Г е р м е с:
 А рядом с ним
 Мотыжник плюнул в рожу оружейнику.
 Т р и г е й:
 Ковач плугов, ты видишь, как доволен он,
 В ребро он двинул мастера копейного.

Второй же период его творчества (414-405 гг. до н. э.) уже не столь политический, здесь вопросы политики даются опосредованно, например, сатиры на поэтов и театр «Лягушки», «Женщины на празднике Фесмофорий», написанные в связи с политическими требованиями. Разочарование в мечтах о лучшем устройстве жизни, как следствие разрушения полисного государственного устройства, переход политических разногласий на междуполисные отношения, да, видимо, и все более обозначающееся имущественное расслоение аристократии и демоса ослабляли интерес общества к политическим делам.

И наконец третий период (391-388 гг. до н. э.) это уже приближение к позднейшей бытовой комедии нравов, например «Богатство». Аристофан во всех своих комедиях проводит мысль о том, что богатство, деньги, роскошь развращают общество, город портит деревню, он ратует за старые добрые порядки. Так, он предпочитает Эсхила Еврипиду, поскольку стиль последнего не столь величествен, его стих более легок, см. «Лягушки». Аристофан также подвергает критике Сократа и в его лице всю новейшую, по существу софистическую, философию. Представители новой философии поставили под сомнение абсолютность всех принятых норм жизни, открывая дорогу для критического пересмотра всего сущего. Новые представления быстро приобрели популярность, что доказывало их жизнеспособность, но ревнители старины, в том числе и Аристофан, противились этому, в результате чего и появилась комедия «Облака».

Можно сказать, что вся жизнь и все творчество Аристофана прошли под знаком начинающегося разложения полисного строя. Пелопонесская война, свидетелем и участником которой был Аристофан, оказала настолько сильное разрушительное действие на полисный строй, что явилась переломным моментом к переходу к олигархическим методам правления. В связи с этим кончается и время политической комедии. Последующие комедиографы уже не осмеливались поднимать политические вопросы.

Классический период античности кончается в 4 веке до н. э. с развалом рабовладельческого полиса. После Пелопонесской войны полисы уже не могли играть той роли, какую они играли в классический период. Их раздирали внутренние противоречия. Резко поляризовалось общество свободных граждан. На одном полюсе богатство, накопленное с помощью оружейного промысла, ростовщичества, спекуляций с землей и т. д., на другом — бедность, нищета. Приходящие к власти деятели, демагоги, не имели авторитета у граждан, они сталкивали различные группы свободных граждан, отличающиеся богатством, между собой. Полисы выясняли отношения друг с другом с помощью военных средств, хотя росла и торговля между ними. Ослаб патриотизм жителей полиса, поскольку армия становилась наемной, усилилась тяга к сильной личности, могущей объединить распадающееся общество эллинов. Начинался эллинистический период греческой культуры. Наконец сильная личность в лице Александра Македонского появилась и в короткий срок огромные территории были объединены под его монархическим руководством, и хотя эта монархия распалась сразу же после его смерти, военно-монархические организации, образовавшиеся после этого, остались уже до конца античного мира.

Абсолютная монархия ликвидировала общественную и личную самодеятельность, заменяя ее бюрократическим аппаратом монархизма. Эллинистическая литература стала аполитичной и углубилась в изучение личности, в бытовую жизнь.

В таких условиях и появляется греческая бытовая комедия, выдающимся представителем которой является Менандр. От него дошла лишь одна полностью сохранившаяся комедия «Человеконенавистник», остальные же известны в основном по фрагментам. Но и этого достаточно, чтобы представить себе уровень его творчества, его взгляды. В его комедиях изображаются быт и нравы средних и низших слоев, совершенно не интересующихся политикой. Менандр изображает обычных людей, он хорошо относится и к женщинам, даже куртизанкам, и к рабам, что для ранней комедии было вообще не характерно. Даже само человеконенавистничество Кнемона показано не как врожденное качество его, а как следствие тяжелой жизни, бедности. Следовательно, характеры действующих лиц уже не маски, не слепки, но живые, развивающиеся. Менандр всем своим творчеством утверждает, что мир семьи, бытовые отношения вовсе не так мелки, что об этом не стоит говорить. Оказывается, и в узком кругу семьи могут разыгрываться страсти, не уступающие по силе и накалу политическим страстям комедий Аристофана. Менандр большое значение придает внутренней природе человека, даже считая, что только она определяет всю его последующую судьбу. И если ребенок рожден в знатной семье, то он и воспитываясь среди бедных людей, будет оставаться по природе своей знатным, и это ставит его выше тех, кто его воспитал. Так в комедии «Третейский суд» устами Сириска говорится:

Ведь, может быть, малютка
Знатнее нас. Вскормясь средь подневольных рук
Он взглянет свысока когда-нибудь на рабство
И, сердцу следуя, возьмется за дела,
Что баричам к лицу...

Все творчество Менандра пронизано гуманистической идеей, жизнь его героев нельзя сводить только к быту, поскольку она управляется какими-то надличными силами, имеющими свои цели и задачи, тем более, что идея эта не проводится как мораль, а возникает в сознании слушателя из самого действия. Вот почему столь многое из его наследия использовали в своем творчестве выдающиеся римские комедиографы Плавт и Теренций.

Римская литература возникает и развивается в тот период, который для Греции был периодом упадка. Эллинизм характеризуется крупным землевладением, это создавало в идеологии наряду с чертами универсализма и черты крайнего индивидуализма. Римская литература — преимущественно эллинистическая. Поэтому комедии Плавта и Теренция хотя и являются подражанием комедии Менандра, их натурализм и трезвая оценка жизни, использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы.

Творчество Плавта носит демократический, плебейский характер, видно, что он вращался в гуще народной жизни, хотя точно его биография неизвестна. Он прекрасно знал греческую литературу и сюжеты брал из новоаттической комедии, так как в условиях своего времени не мог использовать римские сюжеты. Герои его комедий — греки, действие развертывается в греческих городах, но проблемы, рассматриваемые в них все же римские. Это и приносило популярность комедиям Плавта. Известны 21 комедия Плавта, все они дошли до нашего времени. Наиболее известны «Клад» («Горшок»), «Хвастливый воин», «Псевдол» и др.

Самые яркие образы в комедиях Плавта — это умные, ловкие, энергичные рабы. Они помогают своим хозяевам устроить их личную жизнь. Они веселы, остроумны и определяют дух Плавтовских комедий, дух оптимизма, жажды жизни. Плавт писал для плебса и потому в его комедиях много клоунады, гротеска, в языке много просторечий. Театр Плавта связан с традициями римского народного театра. Многие из героев Плавта впоследствии воодушевляли комедиографов эпохи Возрождения. И Шекспир, и Мольер ценили его комедии и использовали его сюжеты в своих произведениях.

Другой видный римский комедиограф, Теренций, жил несколько позднее Плавта. Его происхождение и воспитание иное, чем у последнего. Рожденный рабом, он воспитывался у своего сенатора, который дал ему образование, имя и отпустил на свободу. Он вращался в кругу образованных аристократов, пользовался расположением именитых римлян. Теренций создал шесть комедий. Он, так же, как и Плавт, использовал сюжеты новоаттической комедии. В его произведениях ставятся вопросы семьи, быта, воспитания. Характерные конфликты — это конфликты между отцами и детьми, между мужем и женой. В комедии «Свекровь», например, рассматривается конфликт между супругами, недавно вступившими в брак, который разрешается в конце концов тем, что чужой ребенок, которого родила жена в отсутствие мужа, оказывается его же ребенком. Здесь интересен характер гетеры Вакхиды, которая поступает благородно, не препятствуя соединению жены и мужа, и помогая прояснить истину. Коллизии комедии держат зрителей в напряжении до самого конца и мастерство Теренция как комедиографа безупречно. Однако, по сравнению с Плавтом он уступает ему в обрисовке характеров, в живости речи, в жизнерадостности. Комедии Теренция пожалуй, ближе к бытовой драме, а язык его более рафинирован. Это и объясняет его меньшую популярность по сравнению с Плавтом среди плебейских масс. Однако в среде аристократов он ценился гораздо выше Плавта и это объяснимо. Не допуская просторечных выражений, шутовства, он в то же время большое значение придает композиции комедии, языку. Теренций очень высоко ценился в эпоху Возрождения. Его много изучали, переводили, чистота его языка ставилась в пример.

Таким образом, можно сказать, что политическая комедия после Аристофана так и не появилась, последующие комедиографы Менандр, Плавт, Теренций создавали бытовые комедии, однако было бы несправедливым утверждать, что бытовая комедия уступает комедиям Аристофана в глубине и масштабности поставленных проблем. Просто бытовая комедия, возникшая и существовавшая в условиях эллинизма, отсутствия демократии, уделяла большее внимание внутреннему миру человека, личности, и этим приближала время, когда духовный мир человека как предмет изображения художественной литературы стал вообще основным материалом исследования художников слова. Да и христианская религия, возникшая позже, поставила духовный мир человека гораздо выше мира его реальной жизни. Античная же комедия, особенно бытовая, близка нам тем, что она реалистична в изображении жизни обыкновенных людей и мы, спустя два с лишним тысячелетия, можем погрузиться в мир античной семьи, почувствовать дух времени, прожить жизнь героев Аристофана, Менандра, Плавта, Теренция, вкусить прелесть настоящей литературы.

1985


 Использованная литература:

 1. Античная литература. Под ред. А. А. Тахо-Годи. М. Просвещение. 1973
 2. Хрестоматия по античной литературе в двух томах. Сост. Н. Ф. Дератани. М. Учпедгиз. 1935
 3. Э. Д. Фролов. Огни Диоскуров. Л. Издательство ЛГУ. 1984