Глава 15. Юность монаха

Ольга Изборская
                ЮНОСТЬ МОНАХА:
    
Теперь, перед поступлением, я впервые задумался о своей фамилии.

В монастыре не принято никого называть по фамилии. Есть только имя, данное Богом, меня звали Константином. И я не задумывался о своей фамилии.

Теперь же, когда мне предстояло окунуться в светскую, мирскую жизнь, я должен был знать хоть что-то о своей фамилии. Я не решался спросить об этом у настоятеля, и надумал узнать у своих покровителей. Ведь передал же им настоятель мои документы?
   
 Отец Тео встретил меня доброжелательно и несколько смущенно. Сказал, что его тоже тревожит моя предполагаемая фамилия.

- Отец-настоятель присвоил вам слишком известную фамилию: "Вряд ли стоило так рисковать?

– Что-нибудь, по-незаметнее, было бы как раз…" - заговорил он очень неопределенно.

     Я тоже смутился. Мне не хотелось быть выставленным напоказ или на посмешище. Я уже знал, как я отношусь к насмешкам.

    - Но ничего не поделаешь, придется быть послушным – продолжал отец Тео – ваша фамилия – «месье Дюма». Вы - однофамилец великого писателя Франции – продолжил он поспешно, чтобы отогнать и свои собственные вопросы.

 А ваш тайный покровитель привез вас сюда младенцем и назвался «графом Монте-Кристо».

 Но – это всего лишь литературный псевдоним и я не понимаю, как можно так шутить с живым младенцем?

- Я предложил настоятелю, - продолжал он – усыновить вас и дать вам нашу фамилию – Пикельштейн, но он отказался столь решительно, что я больше ничего не смог предложить, кроме фамилии создателя этого графа.
 
    Я был еще раз поражен.
 
    Мне предложили быть родственником эти великолепные люди?

И настоятель, вместо радостного согласия… дал мне еще более знаменитую фамилию?

 Мне – проведшему всю свою недолгую жизнь в одиночестве и отверженности от мира и людей?

Запертому в глухих монастырских стенах?

Лишенному детства и шалостей?

 Неумевшему смеяться?

Мне – чуть не убившему человека?
   
 Я не мог этого осмыслить и принять. Но не смел и считать это издевательством.

Я начал читать Иисусову молитву и через десяток минут молчания смог произнести то, что единственное пришло мне в голову: "На все воля Божья".
 
  Передо мной за эти минуты промелькнула, казалось, вся моя будущая жизнь: отстаивание себя в училище, участие в войнах, раны и госпитали, принятие священнического сана и любовь.

 Непомерная любовь, приносящая несчастия и исполнение долга. Возвращение в монастырь и ответ, ответ на все мои вопросы, но – только в самом конце жизни!

 Как это неимоверно долго!
 
   И тут я вспомнил и чуть не задохнулся:

- А мама? – спросил я – моя мама жива? Кто она?

- Я знаю только, что она наполовину француженка, и что вас назвали в честь нее: ее фамилия была Констант.

- Она жива? Я могу узнать или найти ее? Она – из России? – мои предположения были столь же неопределенны.

- К сожалению, известно только, что она заболела чахоткой. И поэтому отдала вас на попечение отца. А он, опасаясь за вашу склонность к этой болезни, и привез вас в этот сухой горный климат.
 
    Такая лавина сведений и неожиданностей могла разрушить мой мозг и сделать меня сумасшедшим.
 
    Быть живым воплощением игры ума великого человека? – Оказаться, подобно Свифту, в тех ролях, о которых ты сам все "насочинял"? – Да есть ли предел этому гордому безумию? –    

Или, теперь я должен нести наказание за все его гениальное легкомыслие?

Или я должен преследовать его, как Франкенштейн, чтобы наказать своего создателя своим уродством и несчастной жизнью?
 
    О, зачем мне все это сказали? Лучше быть смиренным монахом в этой горной обители!

Или умереть рядовым военным, смиренно выполнив свой долг!

Мои бурные мысли прервал отец Тео.

   - Оставьте это – сказал он так, словно слышал мои мысли – вы забываете о главном, о любви Божьей и человеческой.

Ваши родители могли не дать вам этого шанса – жить. Но они не посмели.

Раз Бог послал им вас – они сделали все возможное, чтобы сохранить вашу жизнь, чтобы обеспечить вас. Вы не знаете пока через какие препятствия и трудности прошли они.

Но то, что они ценят вас – несомненно. То, что они надеются на ваши положительные возможности – несомненно. И то, что вы сумеете справиться тоже несомненно!

 Иначе и я бы не предложил лично вам, а не вашим знаменитым родителям, эту помощь и поддержку.

 Я тоже только недавно узнал о них. Вы завоевали ваше право жить и быть уважаемым – сами!

Видимо, ваш предок видел вас таким же упорным и справедливым, каким он создал Эдмона Дантеса.
   
  Я молчал. Слезы лились из моих глаз.

- Лучше бы я ненавидел их, чем раскрывать свое сердце для любви!

Мой собеседник подошел к настенному ковру, вынул из ножен, висящих на нем, две сабли и подал мне одну из них.
 
  - Итак, месье Дюма, сын графа Монте-Кристо – защищайтесь! Вас вызывает на поединок ваш великий предок!

– Он весело рассмеялся и пригласил меня пройти на спортивную дорожку, перед тем как нас пригласят в столовую, где накрывали стол для  ужина в честь нашего отъезда.
   
  Я последовал за ним на каком-то автоматизме. Мне еще предстояло все это освоить, укрепиться и найти собственные точки отсчета, но этот мудрый человек дал мне полную программу, что было особенно важно в первый – такой страшный и решающий момент узнавания.

Я дрался с ним так яростно и виртуозно, что к концу боя мы оба выдохлись совершенно.

 И только тогда понял, что и этим боем он спасал меня от саморазрушения.

 Я остался жив и не сломался, благодаря ему.
   

  А.Дюма:
    "Императору Николаю1 доставляло огромное наслаждение заставлять своих пажей и кадетов подниматься по лестнице среди бьющих фонтанов Петергофа с барабанным боем, преодолевая эти каскады воды, бьющие в полную силу".

"Ермолов – это генерал, который во время Бородинского сражения, в пятый раз захватил Большой редут, где погиб генерал Коленкур; он не покинул позиции даже тогда, когда пали в бою все канониры, а орудия были заклинены.

 Однажды Аракчеев нашел, что его лошади плохо вычищены.
- Слушайте, известно ли вам, что авторитет офицера зависит от того, как выглядят его кони?
- Да, генерал – ответил Ермолов, я знаю, что в России репутация людей зависит от животных".
   
  О Суворове: "Старый воин, попавший в немилость, жил в Новгородской губернии, когда Павел, пожелав назначить Суворова командующим армией в Италии, послал за ним двух своих генерал-адьютантов.
   
  Это было в середине зимы, стоял двадцатиградусный мороз. Суворов без шубы, в одном кителе – белом полотняном сюртуке – сел в экипаж с генералами, которые, не осмеливаясь надеть шубы в присутствии высшего начальства, проделали в обычных мундирах более чем стоверстый путь и чуть не умерли от холода.

 А старый полководец, нечувствительный к морозу, еще и жаловался на духоту и время от времени распахивал дверцы экипажа.

Император, готовивший Суворову торжественный прием, ожидал его, сидя на троне, окруженный министрами и послами иностранных государств.
   
  Тут ему докладывают, в каком костюме собирается предстать Суворов под предлогом того, что находится в отставке.

Император немедленно посылает адьютанта сообщить Суворову, что он не только не в отставке, но и произведен в фельдмаршалы.

Тогда Суворов возвращается в свой петербургский дом, надевает приготовленный заранее фельдмаршалский мундир, садится в карету и едет во дворец.

Но, войдя в тронный зал, он делает вид, что оступился, падает на четвереньки и таким образом пробирается к трону.
 
  - Что с вами, фельдмаршал? – восклицает Павел в бешенстве от этой выходки.

- Что ж вы хотите, государь, - отвечает Суворов. – Я привык ходить по полю сражений, по твердой земле, а паркет ваших императорских дворцов такой скользкий, что по нему можно продвигаться только ползком.
 
  И лишь у последней тронной ступеньки он поднялся на ноги.

- Теперь, государь, - сказал он, - я жду ваших приказаний.

Павел протянул ему руку, утвердил в звании фельдмаршала и объявил, что созывает большой совет русских генералов в своем присутствии, чтобы разработать план итальянской кампании.

В назначенный день Суворов явился на совет – на этот раз в парадном мундире – и, не проронив ни слова, выслушал предложения, в основном касавшиеся перехода войск через Тироль и ломбардскую низменность.
 
   Но походу совещания Суворов то вдруг подпрыгивал на зависть любому клоуну, то подтягивал голенища сапог и засучивал панталоны и, наконец, вскричал:

- На помощь! Я вязну! Вязну!
 
    Это все, что можно было услышать от него, пока длился совет.

По его окончании император, который привык к эксцентричным выходкам Суворова и к тому же был уверен, что тот имел причины для подобного поведения, отпустил генералов и задержал фельдмаршала.
 
   - А теперь, старый штукарь, - сказал он, смеясь, - объясни мне, что ты хотел изобразить, когда прыгал как серна, засучивал панталоны и кричал "Я вязну!".
   
  - Государь, - ответил Суворов, - совет состоит из генералов, совершенно не знающих топографию Италии. Следя за маршрутом, который они наметили для моей армии, я подпрыгивал как серна, когда они хотели, чтоб я проходил горами, где могут пробираться только серны.

Когда я засучивал панталоны, это означало переход рек, где сначала воды будет по колено, а потом и сверх головы.

 А кричал "Вязну!" потому, что меня и мою артиллерию завели в болото, где я вопил бы и по-другому, если бы имел несчастье туда забраться.
   
   Павел расхохотался и сказал:

- Да что, в сущности, значит мнение этих дураков? Я предоставляю вам все полномочия.

- О, в таком случае я согласен, - отвечал Суворов".
 
    Все эти сведения получил от русских друзей и книг Александр Дюма еще до того, как пустился в путешествие по России и частенько русские друзья были смущены его блестящими знаниями тех моментов из русской истории, о которых они мало что слышали или вовсе не смыслили" (А.Дюма).