Глава 34. Помолимся о преуспевающих!

Ольга Изборская
      СОВРЕМЕННОСТЬ: ПОЕЗДКА В МОСКВУ
      Давайте помолимся обо всех преуспевающих!
      Автор
 "Ей овладело беспокойство, охота к перемене мест..."
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
    - Поездка в Москву! Перед поездкой я все время хохотала.
Смешно выглядел этот заумный и величественный экстрасенс, стоило только понять правильно подоплеку его действий:
Итак, поездка в Москву!
     Много кандалов было на ногах, пока я шла по Пятницкой. Этой длиннющей Пятницкой, на которой только церквей – четыре! Зашла во все и везде подала записочки. Очень захотелось подать записку за него, но вряд ли он крещен?
И вот я на Раушской набережной. Рядом два дома, оба под одним и тем же номером 4/5. Огромные дома. Квадратные, если смотреть сверху. Толстые и неуклюжие, похожие на танки. На одном реклама: "Газпром". Ну, в этом его быть не может.
     Вхожу без труда в ближний, и начинаю кругосветные путешествия среди бесконечного количества маленьких офисов без всяких внешних отличий: ни одного названия на двери. Наконец - на втором этаже № 2.. – бумажка "Психологические курсы". Около двери несколько компьютерных страничек с объявлениями о будущих курсах, но ничего похожего на искомые? Какие-то "барабаны судьбы", восточные гуру… А его? Уже нет? Скукожился? Или переехал? А зачем переезжать из столь удобного по расположению места? Только если дорого, а если дорого, то - ? Нет успеха?
     Двери закрыты. Нет даже постоянного секретаря. Так вот. Не процветают эти чумовые курсы.
     И не заметили, как его не стало. И не знает о нем никто.
"В тот день погибнут все помышления его. И путь нечестивых погибнет". Быстро.
Нет, пожалуй, как раз! К тому времени, как я пришла в себя – его не стало. Не осталось даже мыльного пузыря. Даже страшновато как-то!
"Почто убогого обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши?"
     Но ведь совершенно верно!!! Я и плакала-то оттого, что не хотела хоронить его! Он умирал уже тогда, когда  превращался из кумира – в жулика. Из умного и великого Мужчины – в жадного до денег проходимца. Из величественного и доброго Деда Мороза – в…
Слезы опять капнули из глаз. Так было его жалко! Умер! И так быстро…
"Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна?" (Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу)
"О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел…"
     Ушла с Раушской набережной и пошла в Храм Христа Спасителя. Ощущение было скверное: ощущение похорон. Уже смеяться не хотелось. Поставила свечку за упокой своих родителей и всех предков. А за него даже и такой нельзя поставить. Вот ведь, самоубился человек? А ведь, не бесталанен был! И что теперь?
     Пустота впереди и сзади. Деньги проел или дети растранжирят. А след?
Где твой след в жизни?
     Эти халтурные книжки, которые два раза никто читать не будет? За них еще более стыдно. И за воровство – не рассчитался. Не успел, бедняга.
Если б жив был – можно было бы надеяться, что успеет еще осознать и возвратит мне хотя бы за моральный ущерб – семилетние страдания и слезы. Это не мне, а ему надо. Хотя бы на нулевой уровень подняться.
     Да. Хорошо-то как!
     Хорошо, что нет у меня на душе такой гигантской тяжести, как у него!
И ведь все изначально было проявлено: стоит только внимательно перечитать саму себя. Везде виден его огромный страх! В каждом, непонятном мне, эпизоде!
   
- Милые нищие, бомжи, дураки и дурочки, бабушки и дедушки, невезучие и неуспешные, ограбленные и обманутые, несчастные брошенные жены, забытые матери и отцы!
Давайте помолимся обо всех преуспевающих! А вдруг вспомнят они о своих погибших душах?
Страшно им! Ох, как страшно! А впереди поставим таких вот "блудоумов". Им более всех страшно. И не зря.

     Это ж надо так хорошо смотреть и – не видеть! Писать – и не понимать своих же слов!
Бедный, бедный Ангел-Хранитель! Где-то он теперь? Эк, ведь я и ему плохо сделала – своей глупостью – отлучили его от меня и сослали куда-то далеко-далеко! Где же его искать?
"Ей овладело беспокойство, охота к перемене мест..."
Куда деться при таких-то малых средствах?
     Взялась сначала быть корректором, чтобы хоть что-то заработать.
И Бог послал ей делать корректуру второй книги Иоанна Златоуста. Вот было удивительно и точно!
     Иоанн Златоуст – живший в 4-ом веке, на своих страницах давал ей такие точные советы, что ей стало стыдно еще раз: зачем было вообще искать современных учителей?
И так он ее хорошо успокаивал: не только в отношении денег или обиды. Он говорил и о том, как правильно "не отнимать от чужой семьи пожилого отца – дети его никогда не простят тебе, что ты пытаешься  стереть память о их матери"… И многое другое.
После этого занятия, которое, правда, ухудшило ее зрение, она заработала небольшие деньги, и узнала, что есть недорогие паломнические поездки. Они отличались тем, что никто не пил, не курил в поездке, не блудил по-черному, все были искренне заинтересованы посмотреть те памятники, куда ехали.
     Нашлось и для таких скромных душ, как она, свое соединение отдыха и развлечения. Она поехала в паломническую поездку. Это оказалось неожиданно, богато впечатлениями и интересно: по раскрытию совсем другого мира, почти не соприкасающегося с нею, хотя и находящегося на этой же Земле. Монастырей было много, особенностей неисчислимо!
И кормили иначе, и предлагали искупаться в святых источниках, и объясняли каждый раз что-то, что касалось именно вас: как выживать – и не воровать, как отвечать на обиды, как получать подарки – и быть благодарным…
     А маршруты были выбраны случайно, ведь она не знала ни одного, поэтому ехала из-за красоты внешнего вида и возможности доехать автобусом, а не дойти пешком.
И деньги на поездки можно было заработать прямо на Кавказе, работая в горах, на виноградниках. Она вспоминала "Казаков" Толстого и наслаждалась своим причастием к этому краю.
     Это было изумительно (от слова "изумляться")! Не мучиться в трудной дороге, не бояться абреков, не совершать подвиги, и не тратить огромные средства – а доехать поездом и автобусом до виноградарского совхоза, получить место проживания и ежедневный обед, ездить на совхозном автобусе к морю – и все это – за четыре ежедневных часа работы на плантации? Да эта работа – сама по себе награда! С 7-ми утра до 11-ти на красивейшей плантации среди гор собирать огромные сочные кисти! Еще не жарко, в горах часто туман. Вид – отрешающий от всего земного!
     Иногда слышала о войне в Чечне, но и об этом размышлять было не страшно, а скорее странно: здесь тишина, старинные дворцы, а там война и разрушения старины. Почему? Один же край?
     Не потому ли, что здесь – православие, а там – мусульманство? Но разбираться в этом было опасно, это не ее профессия – религиоведение, а без профессии – и вообще не стоит. Узнать бы получше о православии, как родной религии?
Стала ходить в церковь совсем с другой целью: не с целью экскурсионно-культурного знакомства. Ей очень нравился церковный запах, гулкая тишина купола, розовые, бирюзовые, карминные, изумрудные, лазурные оттенки стен… и нравилось смотреть на фрески и иконы, как на участников жизни. Они слегка кивали красивыми головами и улыбались одними глазами.
     Стала по главам читать Евангелие и другие церковные книги.Но ей не хватало наставника.
И тогда он нашелся! Это был старичок-психотерапевт,радостный и нежный, как сам Серафим Саровский.