17. Мудрый Гаральд

Книга Размышлений
Размышления по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…»

МУДРЫЙ ГАРАЛЬД 

МУДРЫЙ ГАРАЛЬД 
Прототипом викинга из шестой главы «Кикиморы…» послужила реальная историческая личность. Гаральд (или Харальд), сын Сигурда, сводный брат Олава - норвежского конунга, жил в XI веке и был одним из ярчайших героев своего времени.
Когда Олава убили, и Гаральд должен был взойти на престол, его дядя Свейн силой захватил власть. Юноша вынужден был бежать к великому князю Ярославу Мудрому, женатому на дочери короля Швеции. На свое горе викинг влюбился в дочь Ярослава Елизавету, но, не получив благословения на брак от отца невесты, отправился покорять мир. На Русь он постоянно отправлял такие дары, что князь в конце концов был вынужден дать свое согласие. Елизавета стала женой Гаральда и королевой Норвегии.
Погиб отважный викинг, как и полагается воину, в битве с королем Британии.

Начало шестой главы (http://proza.ru/2009/08/08/542), за вычетом истории домового Спиридона, почти полностью соответствует жизни отважного воина. Гаральд – наследный принц из северных земель, учится в европейском университете. Неожиданно отец умирает, и юноше приходится возвратиться домой, взяв управление королевством в свои руки. Однако, у брата отца оказались другие планы на его счет. Он предлагает присоединить земли Гаральда к своим, а ему самому отправляться доучиваться дальше.
Юноша поставлен перед первым в жизни серьезным выбором. И у него есть свобода воли в определении течения своей жизни. Согласившись на вариант, предложенный дядей, вполне возможно, он получил бы обеспеченную, сытную жизнь, пусть и не короля, и почил бы в окружении детей и внуков. Но он, прислушавшись к мнению подданных, выбирает независимость. Сам того не подозревая, сделав первый шаг на Пути и определив всю свою дальнейшую судьбу.
Дяде, естественно, не понравилось решение племянника и в последовавшей битве Гаральд со своим войском терпит сокрушительное поражение. И вновь наступает точка выбора. Юноша мог сдаться на милость победителя и, вполне возможно, был бы прощен и отправлен доучиваться в Европу. Но он бежит к Киевскому князю с надеждой вновь собрать дружину и отвоевать свои земли.
Киевский князь не хочет ссориться с северным соседом и просит Воеводу спрятать Гаральда в глухой деревеньке близ Заповедного леса, традиционного места обитания славянских духов. Появляется «ответная реакция» Пути. Гаральд высказал намерение – возвратить королевство, и начинает выстраиваться цепочка помощи. В него влюбляется дочь Воеводы Елизавета, которая обращается к местной травнице Прасковье – посреднице между духами и людьми. В конце концов выясняется, что заглянуть в Книгу судьбы может только Баба Яга, и юноша отправляется на встречу с Мастером.
И тут структуру классического сказочного сюжета разрушает неожиданный вопрос Яги, переводящий повествование в развернутый дзенский коан.
«– Слышала я, почто ты сюда пожаловал. Только наперед прознать хочу – зачем власть тебе в королевстве этом надобна?»
Подобно Молчащему Грому, Баба Яга задала Гаральду вопрос, ответ на который лежит за его пределами. Викинг как бы должен подняться на директорию вверх, перейти на уровень большей общности и уже оттуда вновь возвратиться к поставленному вопросу. Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения личного баланса, то Яга заставила юношу подтянуть внутреннюю сложность к открывающимся возможностям.
Промучившись три дня в поисках прямого ответа, Гаральд начинает понимать, что вначале должен определиться со своим предназначением, и возврат земель из самоцели становится всего лишь эпизодом его жизни.
Пока единственными устремлениями Гаральда были, отомстить и любыми средствами вернуть отнятое, это были его личные цели и осуществлять их он должен был сам или с помощью верных людей и наемников. Но как только возврат власти становится элементом Пути, появляется (в лице Бабы Яги) «ответная реакция». Старая обещает уговорить Морского Царя дать в помощь викингу свое воинство.
Но вновь остается свобода выбора и воли Идущего. Волшебное воинство не участвует в битве, а только обеспечивает силовой паритет с армией дяди. И исход противостояния решается в личном поединке Гаральда со своим обидчиком. Вместо новой войны он поставил на кон свою жизнь и, выиграв, получил в награду два королевства и согласие Воеводы на брак своей дочери.
***
Небольшое отступление
Еще несколько слов о структуре сюжета шестой главы. В отличие от традиционных славянских сказок, где кульминацией является финальная битва, в ней повествование больше сосредотачивается на размышлениях героя и его подготовке к походу, сводя «главное» событие лишь к одной фразе домового Спиридона:
«– Не знаю, долго ли, кратко ли бились они, только вскоре приехал Гаральд к Воеводе свататься. И увез Елизавету в земли северные, в королевство свое».
Этот принцип был подсмотрен мною у основателя Браславской ветви хасидизма Раби Нахмана (1772 – 1810). Этот религиозный деятель написал книгу сказок, которая, по слухам, сильно повлияла на творчество Франца Кафки.
 Необычность историй, рассказанных Раби Нахманом, заключается в отходе от всех классических канонов. Например, в сказке «О пропавшей царской дочери», повествующей об исчезновении принцессы и поисках ее наместником, там, где полагалось быть хэппи энду и свадьбе, присутствует всего лишь одна строчка. Как будто показывая, что результат – это не самое важное в процессе поиска и освобождения. Главное – постоянное движение к цели, когда, оступаясь, ты поднимаешься и все равно двигаешься дальше.

Содержание «Книги размышлений»

Несколько предварительных слов -  http://www.proza.ru/2009/09/21/531
Зарождение язычества -  http://www.proza.ru/2009/09/23/5
Размышление о Пути
1. Тема для размышления - http://proza.ru/2009/12/17/665
2. Хлопок одной ладони - http://proza.ru/2009/12/17/670
3. Совмещение несовместимого - http://proza.ru/2009/12/17/675
4. Различие между восточным и западным мышлением - http://www.proza.ru/2009/12/18/530
5. Западная интерпретация Пути - http://www.proza.ru/2009/12/18/543
6. Одинокий Путь Фридриха Ницше - http://www.proza.ru/2009/12/19/290
7. Технико-гуманитарный баланс - http://proza.ru/2009/12/20/831
8. Гуманитарная составляющая баланса - http://www.proza.ru/2009/12/21/578
9. Избыточное многообразие. Большой и малый Пути - http://proza.ru/2009/12/22/690
10. Медитация по «Так говорил Заратустра» - http://www.proza.ru/2009/12/22/697
11. Личный баланс - http://proza.ru/2009/12/23/102
12. Осознание Пути – http://proza.ru/2009/12/24/484
13. Одиночество Идущего по Пути - http://proza.ru/2009/12/24/485
14. Двигаться дальше – как страшно - http://proza.ru/2009/12/25/914
15. Ван Гог и его Путь - http://proza.ru/2009/12/25/918
16. Ответная реакция Пути – http://www.proza.ru/2009/12/27/898
17. Мудрый Гаральд - http://www.proza.ru/2009/12/27/901