Валютчик

На Троих 2
     «Чуден Днепр при тихой погоде», - элегически подумал Виктор Сергеевич, глядя на днепровские кручи из окна поезда, который уже вовсю грохотал колесами по железнодорожному мосту. И тут же вновь почти по Гоголю: «Страшен киевский вокзал при валютном обмене». Виктор Сергеевич, москвич, ехал через Киев трудиться на фазенде в украинской глубинке. Мама жены Виктора Сергеевича уже давно жила с дочерью и зятем, но ее домик с садом и огородом (хатка, поправил себя В.С.) в селе неподалеку от райцентра каждое лето превращались в фазенду, на которой вся семья по очереди проливала свой трудовой пот вахтовым методом. В.С. принял вахту от дочери. И заранее радовался, что на сей раз избежит встречи со страшным черным человеком в белой рубашке...
       Прошлая встреча снилась не раз ему по ночам. Год назад В.С. уезжал из Москвы второпях и без копейки денег, в смысле - с одними российскими. Черный человек киевского вокзала возник внезапно, когда В.С., послонявшись у обменных пунктов, согласился обменять рубли по, как пообещал самодеятельный меняльщик, «более выгодному курсу».
       - Незаконный валютный обмен, - негромко, но зловеще произнес человек в белой рубашке. - совершенный повторно и при отягчающих обстоятельствах. Прошу пройти для составления протокола. А вас, гражданин, - это уже Виктору Сергеевичу, - пока в качестве свидетеля.
       - Ну что вы, - с неожиданным спокойствием возразил меняльщик, впихивая пачку украинских гривен в руки В.С., - просто товарищ плохо понимает в наших деньгах, а я любезно согласился их пересчитать, и меняльщик растворился в вокзальной толпе с легкостью, с какой перед этим растворились в его руках российские деньги. Стараясь оставаться спокойным, В.С. начал пересчитывать свой чейндж, а человек в белой рубашке был по-настоящему невозмутим, стоя рядом и поигрывая какими-то ключами.
       - В следующий раз вообще конфискуем, - пообещал он жизнерадостно, когда увидел, как у В.С. внезапно вытянулось лицо. Так он и снился потом москвичу: не негр, но черный - по контрасту с рубашкой, наверно. И с ключами, неизвестно от каких дверей.
В этот раз В.С. поменял деньги еще в Москве. А сойдя с поезда, помчался в кассу, надеясь сразу купить обратный билет. Тяжкий вздох раздался за его спиной. Человек, который встал в очередь следом, пересчитывал раз за разом пачку денег и вздыхал, словно ему предстояло взбираться на десятый этаж без лифта по голому тросу.
- Понимаешь, - начал он объяснять, заметив взгляд В.С., - я рубли менял. По выгодному курсу и ...
- И тут появился черный человек в белой рубашке? - догадался В. С.
- Ты ясновидящий, - прошептал сосед, потрясенный. - Ты не ленинградец, случайно?
- Москвич, - сказал В.С. машинально.
- А я ленинградец, - представился сосед, необычно мягко выговаривая «г». - Из Ленобласти, а видишь, как надурили... Мне теперь даже на плацкарт не хватает. Помоги, москвич, ленинградцу! Мы с тобой адресами обменяемся, я тебе сразу деньги вышлю! Одолжи пятнадцать гривен, хорошо? Настроение было хорошее, возможность помочь была. "Добрые дела возвращаются сторицей", мелькнула в голове у В.С. где-то слышанная фраза. Однако, выходя с вокзала, В.С. остановился, нет, что-то не рассчитал он все-таки. Придется теперь и заначку поменять на гривни... И тут же рядом возник услужливый молодой человек (нет, не прошлогодний, отметил В.С.):
- Рубли, евро, гривни, выгодный курс..И В.С. решился...
Курс, действительно, был отменный, но деньги у меняльщика оказались мелкие, в конце - сплошь Владимир Великий (купюра в одну гривну), считал он их медленно и очень странно:
- Семьдесят восемь, восемьдесят, восемьдесят один, восемьдесят три, восемьдесят пять. Все! Пересчитайте!
- Да все нормально, - отмахнулся В.С.: к вокзалу подкатила нужная ему маршрутка. - Ну... если хотите... семьдесят восемь, восемьдесят, восемьдесят один... три... пять... Видите? Все совпало.
- Странно, - сказал меняльщик. - А не должно, я же вас на три гривни обсчитал...
Но В.С. уже мчался к маршрутке. Успел! Маршрутка тронулась. В.С. поднял руку, чтобы махнуть на прощание кристально честному валютчику и... увидел рядом с ним черного человека в белой рубашке... Оба подняли в ответном жесте руки с недвусмысленно сжатым кулаком...
       Уже в междугородном автобусе В.С. вспомнил эту сцену и улыбнулся: он сделал доброе дело, - вот оно и вернулось к нему удачей при обмене, даже при отсутствии трех гривен, выигрыш был не менее 15. Машинально он достал бумажку, которую сунул ему в карман ленинградец. И прочел: «Писать на Ленинградскую область, в деревню Лопуховку, Жоре Жуку, лучшему другу лохов». В. С. рассмеялся и выбросил «адрес» в окно.
 
       ВАДИМ КРУШИНА, АНАТОЛИЙ ЮРЧЕНКО. "Черный человек в белой рубашке" 2001г.