Послесловие

Елена Гончарова
     Вот и закончена моя книга. Я счастлива, с надеждой посылая её в мир. Моя книжка, как странник, ноша которого – Любовь. Она же заставила меня взяться за перо и рассказать о том, «как бывает труден путь души, спешащей к людям», как поёт Константин Никольский. Но не отказывайтесь от него. Ибо нет другого пути для нашего счастья и счастья наших детей.
Люди! Прекрасные мои! Не бойтесь происходящих с вами перемен. Я верю, нас много, чьи души обращаются к Богу. И неважно, через кого было сказано Его Слово.
Важно то, что Россия стала местом устремления мечты, местом её реализации. Где сильнее свет, там сильнее и тьма. И поэтому эти перемены пока незаметны нам, трудности пока кажутся непреодолимыми, а наше общество разочаровано постперестроечными переменами. И всё-таки у нас рождается новое государство, общество, новый человек, свободный и полный любви и радости жизни, желающий творить и помогать в этом другим. И ещё из детских сказок мы знаем, что добро сильнее зла, а свет – сильнее тьмы.
Возрождение человека возможно только в любви. Этот Путь – важнее даже пути знаний, ибо именно любовь расширяет сознание, раскрывает возможности ума и тела, и дарит таланты.
Я так же, как и вы, мечтала о любви. Я искала её вокруг. Я мечтала о восторгах и видела их в полётах поднебесных птиц. Я мечтала о красоте и находила её в цветах земли. Я мечтала о нежности, и меня обнимал тёплый ветер и прохладные струи воды. И благодаря этой красоте я нашла любовь в своей душе. И верю в то, что её Достоевский имел в виду, – божественную красоту, которая спасёт мир.
Как необходимо бесстрашие в любви: тебя могут покинуть, предать, использовать – и оставить, но береги сердце своё от жестокости. Не отворачивай лицо своё от ветра, а душу – от любви, и наперекор ветрам и чужой ненависти неси сердце своё к Богу – любви вселенской и своей.
И я желаю тебе, неведомый мой друг, чья душа сейчас отчаялась и скорбит, - собери всё своё мужество и скажи: «Жизнь прекрасна! А любовь – свет её и смысл. И жизнь стоит того, чтобы хранить Любовь».
И пусть тёплый ветер утешит тебя, и пролитая небом слеза освежит, а туча подскажет, что не вечны её владения, – убежит она, гонимая ветром, и откроет взору твоему слепящее, ласковое величие светила.
И мы, – люди, – тоже творение Бога.
Господи, это Ты помог нам выстоять, не забыть Тебя и воззвать к Тебе снова, ибо Твоя Мать Покровом Своим обнимала нашу землю, и значит и нас всех на ней! Твои творения ласкали наш взгляд и поддерживали наши души!
Аве, Мать Господа!
Аве, Отче, который словом любви в Сыне Своём ободрял нас, Твоих детей!
Аве, Любовь!
И давайте помнить только о ней, чтобы не происходило вокруг нас.
Однажды я написала шутливое стихотворение, – «давай пошепчем другу в ушко песню, хоть накричал на нас наш милый друг. И снова жизнь становится чудесной, Твоя любовь – навеки наш супруг. Как счастлива душа. И даже сердце. И даже мои ноги и глаза. Дай в сердце моём снова осмотреться. Омоет пусть его моя слеза. Ходили очень часто мои ноги туда, где им не следовало быть. Но нам ли знать – то наши ли дороги, лишь бы нам жизнь, любовь не разлюбить. Лелейте свою душу в негах ласки, и проливайте их в сердца других. И вмиг «проснётся королевна в сказке», и «злой старик в объятьях сына стих», и бросила ворчать свекровь-старушка, и закричал мой тесть: «Ну, что, мой свет! Где, стало быть, моя злодейка-кружка? Так выпить хочется за весь за белый свет!» И выпьем. Пусть слеза эта не Божья, и чокнемся от радости такой. Ох, милые, ох, будьте осторожны вы в Слове, Что Становится Судьбой».
И мы действительно в состоянии изменить свою жизнь, если чисты будут наши помыслы и крепка вера в силу любви.
В мир льются потоки Любви. Нужно только прислушаться к Вечному Зову Её, и все милости Бога станут доступны нам. Не знаю, вполне ли мне удалось то, что я хотела выразить. И оправдала ли я надежды моего гениального соавтора – любви. Она вела мою руку. И вдохновение не покидало меня.
Но кто водил рукой поэта, не всё ли, братцы, нам равно. И нам совсем неважно это, и знать про то не суждено, доколе мы вот здесь пребудем – на грешной, ласковой земле, что приголубит и погубит. Но пусть голубит нас вдвойне. И мы так любим её кручи, вод океанских глубину, и вал девятый и могучий. (И что «несу», – я не пойму). Ах, нам совсем неважно это. Ведь и при жизни мы смогли любить вот Этого Поэта, – любовь и счастье всей земли. Но не того, кто бойко «шпарил» своей рукою по листкам, а кто его ошибки правил в стихах и в жизни, и воздам Ему я – вечную Осанну, Ему я – Вечную Любовь. И пусть осыплет всех нас манной, дар всем – Господняя Любовь.
Я знаю, что некоторые из вас, прочитав эти строки, подумают, – о чём это? Такое ощущение, словно автор живёт не в этом мире, утопающем в крови и слезах, а где-то в «банановой республике», где вечно светит солнце, нет проблем и бедствий.
Поверьте, я живу в этой, пока населённой не очень счастливыми людьми, но горячо любимой мною стране и в нашем мире. Мне тоже страшно смотреть и слушать новости.
В один из дней я так же, как все, сидела перед телевизором и, сжимая в бессилии ладони в кулаки, смотрела очередные кадры военной хроники. Эти репортажи нельзя назвать иначе – в мире каждый день идёт война. Брат убивает брата. Не бывает дня без крови и слёз. Жертвы, слёзы, горе, и, что ужаснее всего, – маленькие детские трупы.

Этот день был – 3 сентября 2004 года. Беслан. Это невозможно было смотреть. Не было сил отойти и не было сил смотреть. И я смотрела, плакала и молилась:
«Отче наш! Иже еси на небесах. Да святится имя Твоё – Любовь. Да придет царствие Твоё – Любовь. Да будет воля Твоя – Любовь…»
Но страшный сон не рассеивался, и кадры всё те же, – стрельба, взрывы, бегущие люди и детские испуганные глаза.
На следующий день прошёл концерт в помощь жертвам террора, где одна из известных журналисток сказала:
 – У меня есть вопросы к Богу.
В её словах было столько обиды и претензии к Творцу, что я заплакала от горя, и в эту же ночь написала ей так и не отправленное письмо.

«Господи! За что?
Почему мы забыли, что имя Твоё – Любовь?!
«Слишком мало любви…», – поёт известный певец.
Да. Слишком мало любви – в делах государства, в семьях, в отношениях друг к другу.
Можно усилить борьбу с террором, можно давать награду за головы террористов, можно сбросить бомбы там, где находятся их логова. Можно исследовать психологическую природу терроризма, – возможно, она кроется в униженном и бесправном положении их женщин, возможно, зло таится в нищете Востока, а потому бессмысленности ценить свои жизни, – а чем, собственно, дорожить. Можно искать и исследовать закономерности, которые заставляют шахидок и их друзей–мужчин переходить этот страшный рубеж, за которым жизнь других людей, даже детей, –копейка.
Но, кажется, у нас уже нет на это времени, потому что линия фронта пролегает ВЕЗДЕ.
Нам пророчили конец света. Нам пророчили Апокалипсис.
Но что нам ответят матери, которые отправили своих детей первого сентября в школу в Беслане, – наступил ли он для них?
Можно долго спрашивать о том, кто виноват, но всех интересует прежде всего, – что делать. Как остановить ползущее к нам зло?
Поднимать из нищеты бедные восточные районы? – Но не всегда террористы из бедных семей. Менять веками сложившееся положение женщины на Востоке? – Но многие восточные семьи живут почти по европейскому укладу.
Можно идти с дарами на Восток. Но террористы – не сибариты, и воюют не за то, чтоб окончить жизнь в пуховых перинах.
Так что же делать?
Ночью прошёл марафон в память о погибших и ради помощи живым. Объединённые общим горем, мы смотрели, плакали, звонили, переводили деньги.
И уже с утра – мыльные оперы, реклама, американские боевики и фильмы о бравых полицейских. И это всё – дело рук телевидения, возможности которого в воспитании и воздействии на душу человека – огромны.
Сознание отказывается это смотреть. Нам что, больше нечего сказать? У нас в России нет людей, для которых то, что произошло, не закончится никогда? И их никогда уже не будут интересовать мыльные оперы со счастливым концом?
И останется только один вопрос – как жить дальше. Господи, чем жить дальше?
По преданию, когда умер земной отец Христа – Иосиф, сына Марии не было дома. Ему передали о постигшем его семью горе. Он написал матери: «Слёзы не могут победить горе. Горе – это бездействие; занятая душа не может горевать; у неё нет времени для горя. Весь мир взывает о любви. Отдай свою жизнь тем, кто жив».
Отдай им свою любовь и ты найдешь утешение.
Он знал об этой великой спасительной силе. Он знал эту силу. Он сам был ею. Имя ей – Любовь. И имя Богу – Любовь.
Много ли Его, много ли любви в сердцах наших?
И можем ли мы, изгнавшие Его из своих сердец, спрашивать Его: « Где ты, Господи? У нас есть вопросы к Тебе».
Но может ли Он – Любовь, желать ненависти? Может ли Он – Отец, желать детям своим смерти? Может ли Он, родивший нас, а потому знающий материнские чувства, – желать матерям слёз?
 Так почему мы спрашиваем Его, – как Ты мог допустить такое, Господи?
Разве Он может желать нам зла?!
Так кто же виноват?
Это мы. Это мы сами.
Я смотрю на экран. Я вижу слёзы матерей. Я сижу и плачу сама. А где-то далеко от меня плачет другая мать. У неё тоже горе. У неё не стало сына. Но это не только слёзы горя. Это ещё и слёзы стыда.
И я пытаюсь понять. Разве могла она, качающая на своих коленях маленького сына, думать о том, что он станет причиной смерти другого ребёнка, совсем малыша, который пошёл «в первый раз в первый класс»? Разве она, поющая ему колыбельную, думала о том, что это её сын вырвет по-звериному отчаянный и страшный крик горя у другой матери, который сольётся с её собственным криком?!
У нас один враг. Это – зло. Это оно завладело душами людей и вьёт там свои змеиные гнезда. Это оно направляет руку убийцы. Это оно шептало толпе: «Распни его, распни!» И вслед за его змеиным шипением толпа взревела: «Смерть ему, смерть!»
Так что же делать? Кто сможет остановить всё это?
 – Только мы сами.
И только тогда, когда окончательно поймем – по-настоящему зло боится только одного, – нашей любви. Помните фильм «Пятый элемент?» Планету зла остановили не пушки, не военные, а весёлый американский парень, который разбудил в другом человеке чувство любви. И думаю, что на сей раз великая индустрия развлекательного кино сказало Слово Истины.
И Рай начнётся и придёт к нам только из наших душ.
Пора начинать.
Пока политики клеймят убийц, кабинеты уходят в отставку, правоохранительные органы, а точнее правовые, потому что далеко не всегда успевают охранять наши права, думают, как наказать виновных, подумаем, как спасти наших детей и саму жизнь.
И я вижу только один путь – не множить зло.
И потому давайте не будем просить казни для оставшегося в живых «человека с ружьём», и поверим, что нарушивший закон жизни будет наказан. И станем молиться за души тех, в ком зло свивает новые гнездища, кто опять собирается взять в руки автомат или надеть на себя «пояс шахида», и спросим его: «В кого ты собрался стрелять, брат? Как убийством ты сможешь смыть грех с души, сестра, чтобы оправдаться перед тем, имя которому Жизнь и Любовь? А может быть, тебе лучше родить миру прекрасного ребёнка и тем украсить мир и спасти свою душу? И чем можно помочь тебе?»
И, задавая Богу вопросы, будем искать ответы на них только в своей душе.
Разве Коран разрешает убивать детей, разве не сказано в Библии «не убий»? Так почему ты, брат, считаешь, что война против детей может быть священной и что любая война – это не зло?!
У нас один Отец. И Он любит и его и тебя, который, прищуриваясь, смотрит через прицел в глаза брата своего. А на вас обоих смотрит Любовь и льёт слезы с неба.
Потому что нет войны между Небом и Землей. Небо – в Отце и Небо – в нас, ибо мы – из Него родом. И НЕТ ВОЙНЫ НЕБЕС!
Давайте не будем судить друг друга. Мы и так слишком много потратили на это времени, времени, которое нужно было отдать Любви. «Кто без греха, пусть бросит камень». Такого не нашлось. Думаю, что не найдётся и среди нас всех.
Поверьте, мы все – звенья одной цепи. Не судите матерей этих заблудших. Как знать, чьими стараниями не погиб мир, – молитвами русских старцев, Афонских монахов, или этих матерей, не совершающих так свойственного нам, «цивилизованным женщинам», греха детоубийства, ибо как иначе можно назвать нежелание пустить в мир любовь, которая живёт в глазах ребёнка?!
Есть только один путь – бороться с тем врагом, который живет в каждом из нас, - со злом, которое порождаем мы сами, и не смотреть при этом «на соринку в глазу брата твоего». И творить добро, и множить только его, возрождая любовь в сердцах тех, кто перестал видеть свет и у кого в душах и наступил этот конец света.
Ради наших детей, ради жизни, ради мира, ради Любви на земле в единую мольбу перед Создателем пусть сольются голоса наши: «Прости им, Отче, они не ведают, что творят».
«На растоптанной любви нам не выстрадать свободу», – пели «Земляне» в марафоне Скорби, и – «Святый Боже, твой народ за весь мир несёт свой непосильный крест». А я, слушая их, думала, что не по силам Бог креста не дает. И возложенное на неё Россия осилит.
Будем помнить, что Бог – один для всех, что мир нуждается только в нашей доброте и любви. Помоги тому, кто рядом. Помоги тому, кто нуждается в помощи твоей. Борись с врагом в самом себе. Мы все виновны в том, что случилось, ибо, чтобы нам помочь и предотвратить зло, Господу не хватило нашей любви. Так поможем Ему любовью своей, и Его помощь будет нам очевидна, ибо на Земле Он – в нас, и в том, что нас окружает, – в Его творениях и дарах Земли, а они прекрасны, как прекрасен созданный Им мир.
Давайте множить добро и помнить, – если ты не святой, – линия фронта пролегает через твоё сердце. Не рви его пополам. Отдай его Любви».

Отдай своё сердце любви.