Когда с победой мы вернемся...

Александр Николаевич Скрипкин
   Марусе Волковой было 14 лет, когда началась война. Жизнь в селе замерла сразу, как только мужики ушли на фронт: ни гармошки за околицей,ни девичьих голосов; погасли огни на улице.
   "Слушай, - шептала Марусе подруга Полина Базарова, - завтра взрослые девки едут в райцентр, им повестки из военкомата пришли. Давай и мы с ними, а? А дома потом что-нибудь наврем, когда с победой вернемся...".
   Ночью подруги переплыли Оку и драпанули в сторону Рыбного - это городок неподалеку от есенинских мест. Дома записки оставили: "Ушли на фронт. Ждите с победой".
   Мокрые и босые пришли они ранним утром в городок, спросили у прохожего в военной форме, как пройти в военкомат. Прохожий хмыкнул, рукой махнул: там, мол. Пришли к массивным воротам, по территории часовой ходит с винтовкой. Часовой прикрикнуд на них, но в это время появился какой-то дядька в чине, спросил кто они да откуда. Разобрались. Оказывается, попали они не в военкомат, а в железнодорожное депо - видимо, тот прохожий подшутил над ними. А откуда было знать деревенским девчонкам, что у железнодорожников есть похожая на военную форма, только с другиии знаками отличия! Но начальник депо их выслушал и сдела вид, что поверил истории, будто сами они с Украины (это с рязанским-то акцентом!),что документы потонули... Одобрил их намерение вовевать с фашистами и предложил ... учиться на стрелочниц.
   - Вот так я и попала на трудовой фронт, - вспоминает тетя Маруся. - После победы подруги вернулись в родное село, а я сорок лет проработала стрелочницей на Московско-Рязанской железной дороге.