Зуевы ключи

Федор Головин
     Году в девяностом прошлого века пригласили меня паломники на богомолье к Зуевым ключам в день святых Фрола и Лавра. От Архангельского собора города Елабуги на вместительном автобусе мы отправились в путь. Под сидениями слегка громыхали пустые фляги, канистры, прихваченные из дома для мертвой и живой воды. Я тоже взял алюминиевую канистру. Соседний пассажир спрашивает:

    - Почему у вас одна канистра, там же две разных воды?

    Откуда мне темному знать, куда еду и зачем? Знакомые попросили привезти воды, и я выполнял их просьбу.

    Дорога была незнакома, и я, стараясь ее запомнить, с любопытством смотрел на прекрасный зимний пейзаж. Водитель автобуса тоже ехал впервые, он несколько раз останавливался и у встречных водителей уточнял наш путь. Несколько раз ошибались, но без особых приключений добрались до деревни Зуевы ключи.
 
    Путь на автобусе закончился, от села к цели нашего путешествия вела чуть приметная тропа, покрытая глубоким снегом, и мы гуськом двинулись по ней, пробивая путь.

   Мы пересекли несколько мелких родников. Гремячий родник был более широк, в нем течет «мертвая» вода, но наш путь был к Святому роднику.

    Святой родник с «живой» водой оказался самым дальним. Ширина его при выходе из горы достигала полуметра.

    Слева от родника стоял большой деревянный крест с голубцом и устроен киот, на котором стояло несколько древних икон.  Мы притоптали снег, успокоились, и отец Сергий начал молебен святым Фролу и Лавру. На фоне дикой природы слова молитвы и мирное течение древнего родника поднимали в груди моей необъяснимые чувства единения и покоя.

     Служба кончилась и мы, наполнив канистры Святой водой, направились в обратный путь. Мои попутчики остановились у Гремячего родника, взяли «мертвой» воды. Постепенно все собрались у автобуса. Обратный путь слегка утомил. Идти с полными емкостями по глубокому снегу на расстояние более километра было нелегко.

    У автобуса нас встретила местная жительница и рассказала несколько историй связанных с родниками:

    - Интересно мне знать, откуда вы приехали. К нам много ездит.С давних пор здесь люди бывают. Лечебные воды наши. Больному человеку надо, сперва, искупаться в мертвой воде, где останутся все болезни, а потом идти к Святому ключу и там сполоснуться, вот все хвори и отстанут. К нам из Ташкента одна женщина каждый год приезжает, слепой была, а теперь зряча. Прозрела после купаний, на пути домой, прямо в вагоне поезда. Теперь каждый год ездит.

    Нынче, летом журналист из Каракулино приезжала, фотографировала ключи. Расскажу о диве. Когда хороший человек приходит к Святому ключу – вода ровно течет, а когда злой и нехороший человек – вода бурлить начинает.

    Напечатала она фотографии, а на них двойное изображение. За спиной у недоброго человека черти обозначились, рожи свои строят. В местной газете печатали, сама видела.
Вот вам и аномальная зона. – закончила рассказчица.

    Короткий зимний день заканчивался, надо было двигаться в обратный путь.

   
    P.S.
           Местный охотник расстрелял иконы и поджег крест. В том же году скончался.

           Добрые люди восстанавливают святыни, приносят сюда иконы, пожертвования.                Ставят свечи и молятся о своем здравии и благополучии. На горе выстроили часовню.

         Поток людей к Святым местам увеличивается.

         Были и мы с друзьями несколько раз, но это уже другая история.