Св. Михаил Всеволодович Черниговский

Константин Рыжов
Князь-мученик Михаил был сыном известного черниговского князя Всеволода Чермного и польской королевны Марии (Анастасии) Казимировны. Родился он около 1179 г., но долгое время не имел своего стола.
 
В  1224   г.  великий князь Владимирский Юрий  II   Все­во­ло­до­вич,   рас­со­рив­шись   с нов­го­род­ца­ми, не  ре­шил­ся  с  ни­ми  вое­вать,  но  по­слал  ска­зать: "Возь­ми­те у ме­ня в кня­зья шу­ри­на  мое­го  Ми­хаи­ла  Чер­ни­гов­ско­го". Нов­го­род­цы со­гла­си­лись и по­сла­ли  за  Ми­хаи­лом.  Юж­ный  князь  из ста­рой Ру­си был   нов­го­род­цам гораздо больше по нра­ву, нежели князь владимирский;  при  нем    их во­лос­ти жилось легко и  вольготно. Однако  Ми­ха­ил  задержался  у  них  не­дол­го.  В 1226 г. он  поспе­шно   уехал на юг,   что­бы   за­нять чер­ни­гов­ский стол, ос­во­бо­див­ший­ся по­сле смер­ти  в  Калк­ской  бит­ве его дя­ди Мсти­сла­ва Свя­то­сла­ви­ча. Но пре­ж­де Ми­хаи­лу  при­шлось  вы­дер­жать  войну   с   Оле­гом   Свя­то­сла­ви­чем Кур­ским. Не­из­вест­но, чем бы кон­чи­лась  эта  борь­ба,  ес­ли  бы  на по­мощь к Ми­хаи­лу не явил­ся силь­ный со­юз­ник - его зять Юрий II с   дву­мя   пле­мян­ни­ка­ми   Кон­стан­ти­но­ви­ча­ми.   Олег   не     мог про­ти­во­сто­ять  со­еди­нен­ным  си­лам  Суз­даль­ско­го  и  Чер­ни­гов­ско­го кня­зей и дол­жен был ус­ту­пить Ми­хаи­лу. Юрий по­ми­рил их  с  по­мо­щью ми­тро­по­ли­та Ки­рил­ла.

  В  1229  г.,  в  от­сут­ст­вие  Яро­сла­ва  II   Все­во­ло­до­ви­ча, нов­го­род­цы при­зва­ли Ми­хаи­ла на кня­же­ние во  вто­рой  раз.  Ми­ха­ил, ус­лы­шав об их не­ла­дах с Яро­сла­вом, прие­хал к нов­го­род­цам и  це­ло­вал крест на всей их во­ле. Но сам Ми­ха­ил не мог дол­го  быть  на се­ве­ре. Ос­та­вив здесь сы­на Рос­ти­сла­ва, он вер­нул­ся в  Чер­ни­гов.

  В 1231 г. Ми­ха­ил в первый раз попытался выгнать из Киева тамошнего князя Вла­ди­ми­ра  Ро­ма­но­ви­ча, но не пре­ус­пел в этом,  а  в  1232  г.  они вдво­ем хо­ди­ли войной на  Да­нии­ла  Га­лиц­ко­го.  Ми­ха­ил  с  до­ро­ги вы­ну­ж­ден был вер­нуть­ся, так как с се­ве­ра   на  его  во­лость на­па­л Яро­слав II с пле­мян­ни­ками  Кон­стан­ти­но­ви­чами. Тем вре­ме­нем  Вла­ди­мир по­ми­рил­ся с Да­нии­лом. В 1233 г. Ми­ха­ил опять под­сту­пил  к  Кие­ву, но Вла­ди­мир по­звал на помощь Да­нии­ла. Тот  за­ста­вил Ми­хаи­ла от­сту­пить. Не  ос­та­нав­ли­ва­ясь  на  этом,  кня­зья  пе­ре­шли Днепр, опус­то­ши­ли Чер­ни­гов­скую во­лость,  по­бра­ли  все  го­ро­да  по Дес­не и, на­ко­нец, оса­ди­ли Чер­ни­гов, по­ста­ви­ли  та­ран  и  би­ли  из не­го сте­ну ка­мень­я­ми. Но  Ми­хаи­лу  уда­лось  об­ма­нуть  оса­ж­дав­ших, вый­ти из го­ро­да и  по­бить  га­лиц­кие  пол­ки.  Вско­ре  по­сле  это­го Вла­ди­мир и Да­ни­ил бы­ли раз­би­ты по­лов­ца­ми. В  1234  г. Да­нии­ла из­гна­ли из Га­ли­ча та­мош­ние  боя­ре  и  при­гла­си­ли  на  его ме­сто Ми­хаи­ла. С присоединением этой богатой волости влияние черниговского князя заметно возросло. В  1238  г., про­слы­шав, что киевский князь Ярослав II Всеволодович  ушел на се­вер,  бро­сив  Ки­ев, Ми­ха­ил по­спе­шил за­нять так же ве­ли­ко­кня­же­ский стол. В Га­ли­че он  ос­та­вил сы­на Рос­ти­сла­ва. Но тот не  смог  удер­жать го­ро­да и в том же го­ду здесь опять утвердился Да­ни­ил.  В 1239 г. та­та­ры вторг­лись в юж­ную Русь, со­жгли  Пе­ре­яс­лавль  и Чер­ни­гов.  По  взя­тии  Чер­ни­го­ва  пле­мян­ник  Ба­тыя,  сын  Уге­дея, Мен­гу­хан, прие­хал к Пес­ча­но­му го­род­ку  на  ле­вом  бе­ре­гу  Днеп­ра, про­тив  Кие­ва,  чтоб  по­смот­реть  на  этот   го­род.   По   сло­вам ле­то­пис­ца,  та­та­рин  уди­вил­ся  кра­со­те  и  ве­ли­че­ст­ву   русской столицы   и от­пра­вил по­слов к Ми­хаи­лу и го­ро­жа­нам скло­нять их к сда­че. Но  те не по­слу­ша­лись,  и  по­слы  бы­ли  уби­ты.  Ка­жет­ся,  это  слу­чи­лось про­тив во­ли са­мо­го Ми­хаи­ла, по­то­му что вско­ре по­сле убий­ст­ва  он, не  до­жи­да­ясь  оса­ды,  бе­жал  в  Венг­рию.  Де­ла  его  здесь, впрочем,   шли не­удач­но.  Ко­роль  не  за­хо­тел  вы­дать  свою  дочь  за  сы­на  его Рос­ти­сла­ва и про­гнал обо­их от се­бя. Ми­ха­ил с сы­ном  от­пра­вил­ся  в Поль­шу к дя­де Кон­д­ра­ту. Но и здесь он не  смог  по­лу­чить  ни­ка­кой по­мо­щи, и по­это­му дол­жен  был  поневоле ми­рить­ся  с  Да­нии­лом.  Из  Поль­ши Михаил отправил  к Да­нии­лу послов, пред­ла­гая мир.  Тот,  за­быв  всю  зло­бу, принял беглецов к се­бе. Рос­ти­сла­ву дал Луцк, а Ми­хаи­лу обе­щал Ки­ев.  Но Ми­ха­ил, бо­ясь та­тар,  жил в  во­лос­ти Да­нии­ла, ко­то­рый на­да­вал ему мно­го пше­ни­цы, ме­ду, бы­ков и овец.

  Бо­язнь Ми­хаи­ла оказалась ос­но­ва­тель­ной.  В  де­каб­ре  1240  г.  Ба­тый подступил к Киеву и окружил его со всех сторон. Врагов было столько, что киевляне не могли слышать друг друга от скрипа телег, рева верблюдов и ржания лошадей. Батый поставил пороки подле  Лядских ворот. Пороки били беспрестанно, день и ночь, и выбили наконец стены, тогда горожане взошли на остатки укреплений и все продолжали защищаться. Руководивший обороной тысяцкий Димитрий был ранен, татары овладели последними стенами и расположились провести на них остаток дня и ночь. Но за ночь осажденные построили новые деревянные укрепления около Богородичной церкви, и татарам  на другой день пришлось брать их опять с кровопролитного бою. Горожане  спешили спастись  на церкви, но  церковные стены рухнули под ними.  6 декабря город пал окончательно и был подвергнут ужасающему разгрому. Весть  о  ги­бе­ли  Кие­ва по­слу­жи­ла зна­ком к бегству  кня­зей.  Ми­ха­ил  от­пра­вил­ся  опять  в Поль­шу к  Кон­д­ра­ту,  а  Да­ни­ил -  в  Венг­рию.  Та­ким  об­ра­зом  они пе­ре­жда­ли гро­зу и вер­ну­лись на Русь, ко­гда  Ба­тый  от­пра­вил­ся  на за­вое­ва­ние Западной Ев­ро­пы. Ми­ха­ил по­ехал  пря­мо  в  Ки­ев,  не  за­ез­жая  к Да­нии­лу во Вла­ди­мир, и по­се­лил­ся под го­ро­дом на ост­ро­ве. Сын  его Рос­ти­слав  сел  в  Чер­ни­го­ве.  Прид­не­про­вье   бы­ло   в   страш­ном за­пус­те­нии.  Все  на­се­ле­ние  на­хо­ди­лось  в  бес­пре­стан­ном  стра­хе пе­ред ли­тов­ца­ми, ко­то­рые  в  сво­их  на­бе­гах  до­хо­ди­ли  до  са­мо­го Кие­ва. Про­ти­вить­ся им не бы­ло ни­ка­кой воз­мож­но­сти: боль­шая  часть ру­си или бы­ла по­би­та, или  взя­та  в  плен  та­та­ра­ми.  Ки­ев  по­сле Ба­тые­ва опус­то­ше­ния сде­лал­ся ни­чтож­ным го­род­ком, в  ко­то­ром  ед­ва на­счи­ты­ва­лось  две­сти  до­мов.  По  ок­ре­ст­но­стям   пу­те­ше­ст­вен­ни­ки на­хо­ди­ли бес­чис­лен­ное мно­же­ст­во че­ре­пов  и  кос­тей  че­ло­ве­че­ских, раз­бро­сан­ных по  по­лям.

В  1243 г., уз­нав­, что Рос­ти­слав на­ко­нец же­нил­ся на до­че­ри  вен­гер­ско­го ко­ро­ля, Ми­ха­ил по­ехал в Венг­рию, но не по­лу­чил  по­чет­но­го  прие­ма ни от сва­та, ни от сы­на и, рас­сер­див­шись на Рос­ти­сла­ва, вернулся  в Чер­ни­гов. Здесь он за­стал хан­ских бас­ка­ков, ко­то­рые  пе­ре­пи­сы­ва­ли бед­ный ос­та­ток на­ро­да и на­ла­га­ли на всех  лю­дей  от зем­ле­дель­ца до боя­ри­на по­го­лов­ную  дань.  Михаилу они сказали: "Не по­до­ба­ет вам жить на  зем­ле  Ба­тыя,  не  по­кло­нив­шись ему" и велели отправляться в Орду. Ми­ха­ил с тяжелым сердцем двинулся в  путь. По прибытии в  Ор­ду, он должен был, как это было в обычае у татар,  об­ра­тив­шись  на  юг,  по­кло­нить­ся  изо­бра­же­нию   умер­ше­го Чин­гис­ха­на. Этот обряд совершали до него все без исключения приезжие, но Михаил отказался наотрез. Он говорил, что охот­но по­кло­нит­ся ха­ну и да­же ра­бам  его, но  хри­стиа­нин  не  дол­жен   по­кло­нять­ся   изо­бра­же­нию   мерт­во­го че­ло­ве­ка. На­прас­но  князь  Бо­рис  Рос­тов­ский    со сле­за­ми уго­ва­ри­вал  его ис­пол­нить об­ряд, а боя­ре рос­тов­ские  обе­ща­ли  при­нять  на се­бя за не­го епи­ти­мью - Ми­ха­ил  ос­та­вал­ся не­пре­кло­нен. Особенно укреплял его в этом решении   боя­рин  Фе­дор, который  на­пом­нил  князю уве­ща­ния  ду­хов­ни­ка  не  гу­бить  ду­ши  идо­ло­по­клон­ст­вом.   В конце концов, рассерженные его несговорчивостью татары бро­си­лись из­би­вать Ми­хаи­ла на гла­зах у рос­тов­ских кня­зей, а  один из них- рус­ский от­ступ­ник До­ман- от­сек несчастному го­ло­ву. Тру­пы кня­зя  и его боя­ри­на Фе­до­ра бы­ли  бро­ше­ны  на  съе­де­ние со­ба­кам. (В жи­тии св. Ми­хаи­ла со­об­ща­ет­ся, что  те­ла  бы­ли спа­се­ны и вы­ве­зе­ны чер­ни­гов­ца­ми). Мученическая кончина Михаила последовала 20 сентября 1246 г.

Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522