Небо над Бобруйском

Александр Красавин
2 августа 2009 года, в день святого пророка Божия Илии, в небе над Бобруйском состоялся необычный Крестный ход.

Этот воздушный Крестный ход был приурочен 5-летию образования Бобруйской епархии и 350-летию Борколабовской иконы Божией Матери и стал дополнением к прошедшим накануне пешему и водному Крестным ходам.

На мои вопросы отвечает участник Крестного хода иерей Дмитрий Первий, настоятель Свято-Покровского храма Кировска:

— Отец Дмитрий, хотелось бы узнать предысторию, как возникла идея воздушного Крестного хода? Ведь ничего подобного, насколько известно, ранее в религиозной жизни не было?

— Действительно, подобный Крестный ход проходит впервые в нашей епархии и Белорусской Православной церкви. Идея витала давно, еще когда в начале 2009 года составлялся список мероприятий, приуроченных к юбилейным датам. Но реальные очертания этот замысел приобрел после проведения пешего Крестного хода Бобруйск-Быхов и водного Свислочь-Красное. Тогда как-то неожиданно открылось, что в дополнение к освящению вод и земель хорошо бы совершить воздушное путешествие со святынями и молитвенным пением. Инициативная группа священников обратилась к Преосвященному Серафиму, епископу Бобруйскому и Быховскому, и он благословил проведение Воздушного Крестного хода. Также Владыка благословил взять с собой Честной Животворящий Крест с частицами мощей 33 святых православной Церкви.

— Обычный крестный ход проходит по определенным правилам. Что являлось правилом либо чей пример имели перед собой участников воздушного Крестного хода в Бобруйске?

— Крестный ход – это движущееся богослужение. Это молебен Господу, Божией Матери, святым, который проходит в канонической последовательности со священническими возгласами, хоровым пением, произнесением молитвенный прошений. Поэтому в смысле самой формы Крестного хода, он проходил по общему установленному чину. А вот содержание было необычным – свист ветра, шум моторов, пение тропарей над храмами, виднеющимися далеко внизу…

— Какие необычные впечатления во время полета вы получили? Какие моменты запомнились больше всего?

— В свое время мне приходилось много летать, службу в рядах СА я проходил на стыке двух родов войск, в отдельной эскадрилье ВТА ВДВ. Поэтому ничего нового в самом проведении полета для меня лично не было. Но самым запоминающимся во время полета был момент, когда Честным Животворящим крестом на четыре стороны были освящены бобруйские просторы. Никогда еще знамение Христовой победы не возносилось так высоко над нашей землей.

— В чем духовный смысл Крестного хода?

— Одним словом – освящение. Посредством Крестных ходов поток Божественной благодати изливался за пределы храмов на земли, воды, воздушные пространства и, конечно, души людские. Зная, это с древних времен наши предки Крестными ходами отмечали не только праздники, но и шли с хоругвями и иконами навстречу неприятельским войскам, моровым поветриям, стихийным бедствиям. И напасти и беды прекращались. Поэтому смысл Крестных ходов Бобруйской епархии — мирная, радостная жизнь наших сограждан, в достатке, благочестии и чистоте.

— Как отнеслись пилоты и руководство Бобруйского аэроклуба к подобному мероприятию?

— Их можно в полной мере назвать участниками Крестного хода, нашими духовными спутниками. Все было организовано быстро, вовремя, с полным пониманием духовной значимости события. За это от лица участников Крестного хода и всей Бобруйской епархии – огромная благодарность.

— Как известно, в свое время в Бобруйске находился крупный военный аэродром. Впрочем, он есть и теперь... Каким вы видите будущее бобруйской авиации?

— В начале семидесятых я провожал своего отца в Москву с Бобруйского аэродрома, были регулярные рейсы на самолете ИЛ – 14. Это - радостные воспоминания, меня уже тогда удивляло, как за два с половиной час можно попасть в сердце нашей Родины. Но где-то в это же время или чуть попозже помню, часто просыпался ночью от рева уходящих на форсаже МИГов над нашим городом. Это – не очень приятные воспоминания, в свое время наше небо напоминало авиашоу со всеми вытекающими. Поэтому в будущем авиацию вижу максимально обращенной к людям. Хотелось бы развития парка легкомоторной авиации, экскурсионного, спортивного, да и транспортного плана. Пускай летают планера, прыгают парашютисты, люди приобщаются к этой священной стихии полета. Кстати, привязанность к небу отсекает многие вредные свойства человеческой души, это я говорю из опыта. Так что, как говорится, мирного Неба над головой…

— Спасибо.

Фото о. Дмитрия.

Участники крестного хода:

протоиерей Сергий Коровинский, секретарь Бобруйской епархии, настоятель Свято-Иверского храма г. Бобруйска;

протоиерей Александр Полуянов, настоятель Свято-Никольского кафедрального собора;

иерей Александр Лавицкий, председатель Отдела по связям с вооруженными силами, настоятель Свято-Духова храма г. Бобруйска;

иерей Дмитрий Баркарь, настоятель Свято-Николо-Софийского храма г. Бобруйска;

иерей Дмитрий Первий, председатель Отдела по связям со СМИ, настоятель Свято-Покровского храма г. Кировска;

Игорь Иванович Ходасевич, атаман Могилевского казачьего округа;

Георгий Малецкий, секретарь Отдела по делам молодежи Бобруйской епархии.