Поэтический поток

Александр Михайловъ
Из воспоминаний Екатерины Матвеевны Смолиной

Стихи из меня так и льются поэтической рекой. Я часто не помню, что говорила минуту назад, а все свои вирши до сих пор могу прочесть без запинки. Мне уже за восемьдесят, а жить хочется! Ой, как хочется!
Стихи я сочиняла с юных лет. Бывало, мать спросит:
— Катя, что ты дома сидишь?
— Да я делом занята.
Ни один из парней мне не нравился. Чем зря время проводить, лучше стихи сочинять. Потом была война, рыла окопы.

Я помню год тот 41-й,
Что было, помню до сих пор,
Как жили мирно, спали ночью,
А враг границу перешёл.
Вода плескалась тихо в Буге,
Была ночная тишина,
Страна проснулась вся в испуге,
Кричало радио “Война!”
Всё одолели, страх и слёзы,
И голод тех военных дней,
Окопы рыли и траншеи
Во имя Родины своей.

Я окончила школу советских работников, устроилась секретарём в сельсовете. После войны возвращались уцелевшие фронтовики. В сельсовете я ведала воинским учётом. Там и познакомилась с двумя парнями, пришедшими с войны. Вот с ними мне было интересно, было о чём поговорить. Жили они в четырёх километрах от нашего села в другой деревне. Первым объявился Николай. Я поставила его на воинский учет. Дома Коля поделился с матерью:
— В сельсовете сидит девушка, такая глазастая! — А у меня карие глаза, тогда я была черноволосой.
— Ой, это Катя! Замечательная девушка! — Николай подружился со мной, стал часто наведываться в наше село.
Утром мать будит:
— Коля, вставай косить, — а сыну не проснуться после ночных свиданий. Мне проще: в сельсовете работа начинается с девяти, хоть три-четыре часа успевала поспать. Как вспомню молодость, такая радость была!
Вернуть бы молодость нам снова
Давно прошедших давних лет…
Колина мать посоветовала сыну:
— Что ты ходишь в такую даль?! Возьми да женись. — Ему-то что, а мне вот непросто было дать ответ  на предложение Николая.
У меня был ещё один ухажёр — демобилизованный офицер Саша. Он мне тоже нравился. Приглашал танцевать, иногда провожал до дома. В соседней деревне случилась драка, Сашу посадили на полтора года. Наказание он отбывал недалеко, часто писал мне письма: “Жди меня!”
В деревне, где жил Николай, клуба не было, ходил на гулянья в наше село. Часто приглашал меня танцевать. Ну, не стоять же мне столбом: “Не подходи ко мне!” Коля часто провожал до дома.
Один парень за мной ухаживает, другой шлёт письмо за письмом. Кого выбрать?! Мой отец знал, что у меня два кавалера. Пока Сашу не посадили, меня провожал то один, то другой. Александр из зажиточной семьи мельника, хлебного человека. Отец предпочёл бы видеть зятем Сашу, а у меня сомнения.
Но Бог всё-таки есть! Ложась спать, я попросила:
— Господи! Укажи мне, за кого выходить замуж. — И приснилась мне деревня моих женихов. Стою я спиной к Сашиному дому, но ясно вижу Колину избу. Сообщила о своём выборе отцу. Он не возражал:
— Выходи за кого хочешь. Только венчайся! — Родительская семья была верующей. Я не состояла в комсомоле. Венчаться, так венчаться. Поставила Николаю условие:
— Если хочешь на мне жениться, будем венчаться. Я не пойду против воли родителей. — Николай опешил. Он думал: достаточно поставить печать в сельсовете. Венчались тогда редко. Поделился сомнениями со своей матерью, которой будущая невестка нравилась.
— Коленька, так ведь это хорошо, что венчаться будете!
День прошёл, второй. Один жених в тюрьме, другой не может решить: венчаться или нет. Если бы Коля не осмелился, я дождалась бы Сашу. На третий день Николай отважился:
— Я согласен венчаться! — В нашем селе церковь была закрыта, батюшка арестован. Венчание назначили в сельском храме за восемь километров от нас. Погода стояла слякотная, а перед свадьбой, будто по заказу, выпал снег и ударил мороз. Отыскали красивые повозки. Я и жених добирались до церкви отдельно, оттуда вместе. После церковного обряда сыграли  весёлую свадьбу. От нашей супружеской Любви родились дочери Вера и Надежда. Они подарили нам с супругом внуков. Выбери я другого суженого, были бы другие дети и внуки.
Александра я как-то встретила в электричке. Проговорили всю дорогу. Саша не нашёл счастья в семье, укорял меня:
— Иной раз снится, что ты рядом. Проснусь, а под боком другая!
С мужем я прожила больше сорока лет. Серебряную свадьбу отметили с поцелуями, а до золотой супруг не дожил. Десять лет назад у него обнаружили рак. Я навещала мужа в больнице. Однажды зашла в палату и увидела свернутый тюфяк…

Любовь! Она бывает разной.
Бывает отблеском на льду,
Бывает болью безотвязной,
Бывает яблоней в цвету,
Бывает вихрем и полётом,
Бывает цепью и тюрьмой,
Но ей работой и заботой,
И жизнью жертвуем самой.
Но есть ещё любовь такая,
Что постепенно подойдёт,
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведёт.
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей.