Понты

Максим Гуреев
          Современные «понты» – это выражение неуверенности человека или социальной группы в чём-либо. Своей «столичностью» понтуются, как правило, не коренные москвичи, а те, кто приехал из какой-нибудь захудалой деревеньки (даже не из маленького города, а из области). Деньгами понтуются те, у кого эти деньги редко бывают, если вообще бывают в крупных размерах. Красотой, как правило, понтуются те девицы, которые на самом деле красивыми не являются (в лучшем случае, они капельку смазливы). И т.д., и т.п. Понт – это попытка закрепить в массовом сознании то, на что, по мнению стереотипно и несамостоятельно мыслящего субъекта, окружающие мало обращают внимание. Понт – это желание подчеркнуть наносную «крутизну»; не естественную, которую итак все видят и ценят, а именно – наносную, искусственно созданную. Незачем понтоваться тем, что у тебя итак есть и в чём ты – вне конкуренции. Каждый выпендривается именно тем, чего ему не хватает. Трус – смелостью, нищий – деньгами, никому не нужный – уважением и востребованностью. Тому, кто получает твердую хорошую зарплату, незачем ей выпендриваться: он воспринимает ее как должное, как норму, а не как праздник. Тому, кто действительно пользуется популярностью, успехом у женщин, незачем хвастаться своими похождениями, ибо его слава опережает его самого, да и он, скорее, заинтересован в том, чтобы произвести такое впечатление на женщину, будто она – «единственная».
          Вербальные возможности понта безграничны: на каждый понт найдётся понт ещё круче, но то, что их действительно объединяет, так это бессилие перед нержавеющими фактами. Истинный Мастер своего Дела – это фактический убийца понтов и иллюзорного престижа «понтёров».


2008-2009




Впервые опубликовано в:

Гуреев, М. В. Понты // Ярославов день. Прозаические страницы. Сборник. – Великий Новгород : НовГУ им. Я. Мудрого, ЗАО «Новгородский технопарк», 2009. – 179 с. - С. 63-64.