Рядовой Кузьмин. Часть 3

Ольга Молоканова
Прошло еще три недели. У Надежды заканчивался отпуск, и она всячески старалась помочь Саше привыкнуть к мирной жизни. Еще помогли врачи, к которым она обратилась за помощью и Саше выписали лекарства, от которых ему стало лучше. Ночью уже не дежурили в комнате Саши, он спал спокойно, только улыбка так и не появилась на его лице. Бабушка тоже старалась помочь внуку и жалела его больше всех. Чем больше она его жалела, тем строже к нему относился дед.
-Ну, Сашок, что решил, чем заниматься станешь?
-Думаю еще! Может, учиться пойду.
-Вижу внучек не на пользу тебе женская опека. Пора за дело браться, учиться так, учиться, работать так, работать. Только мне думается, крутишь ты хвостом перед дедом.
-Тебе показалось, дед.
-Вот и не показалось! А не надумал ли ты в армию вернуться, этим… контрактником?
-А почему бы и нет?- спросил Саша.
-А вот ты мне сначала ответь, ты в армию, зачем хочешь вернуться? Мстить за смерть лейтенанта или убивать научился?
Саша сурово взглянул на деда, а потом медленно отвернулся.
-Запутался я дед, сам не знаю, чего хочу. Не отпускает меня война, тяжело здесь жить с воспоминаниями о ней.
-Да, не понятная эта война, от этого и запутаться не трудно. Запомни Сашок, если все время мстить, то война никогда не закончится. Надо жить за тех ребят, которые погибли, понимаешь жить, коль тебе жизнь выпала! И всем кто вернулся с войны надо не водку пить, а родить за тех пацанов по сыну и назвать их в честь погибших. Вот тогда все кто погиб вновь оживут. Чего молчишь?
-Ну, дед, умеешь ты мозги проветрить! Правильно ты сказал, если мстить война никогда не закончится. А если у меня будет сын, назову Сергеем, в честь лейтенанта.
-Вот и добре внучек! К кому сватов засылать?
-Сначала на работу устроюсь, хотя б к тебе на завод. А потом и правда может, учиться начну.
-А чего ты Сашок за щеку держишься?
-Да зуб болит, еще в армии пломба выпала, а теперь ноет, сил нет.
-Так чего же матери не скажешь, она б талончик к врачу взяла или боишься?
-Да легче в атаку сходить, чем к зубному врачу!
Дед рассмеялся и позвал Надежду. Узнав, что у сына зуб болит, она позвонила в стоматологию и узнала, что там, кто пришел из армии экстренную помощь оказывают вне очереди. Взяв на всякий случай деньги, наша медицина теперь не всегда бесплатная, она уговорила Сашу не ждать улучшений, а лучше пойти и вылечить зуб. Из кабинета врача Саша вышел с направлением на рентген, и они спустились на первый этаж, где находился рентгеновский кабинет. Перед кабинетом уже сидели люди, и в ожидании своей очереди Надежда присела на стул, а Саша встал рядом, подперев плечом стенку. В очереди осталось еще три человека, когда вышла врач и сказала, что у них перерыв на пятнадцать мину. Все недовольно поворчали и каждый, высказал свое мнение. В этот момент к кабинету подошел молодой парень с девушкой и сказал, что он пойдет первым без очереди. Мужчина, который был первым по очереди, возмутился:
-И почему это ты без очереди пойдешь?- спросил он парня.
-Потому что имею право!- грубовато ответил парень.
-Какое ты право имеешь сопляк?- тоже грубо спросил его мужчина.
-У меня есть удостоверение. Я в Чечне воевал!
-Воевал он!- с гневом и презрением мужик посмотрел на парня.- Вояка хренов, вот иди в конец очереди и стой там.
-Ну, зачем вы так!- заступилась за парня мама Саши,- пусть первым идет, я его пропускаю.
Тут бабка с черной сумкой повернулась к Надежде и с раздражением ответила ей:
-А я не пропускаю! Они уже стариков за людей не считают. Раньше место пожилым уступали, а теперь мы им уступаем. Совсем мир перевернулся.
Молодая женщина из очереди тронула бабку за плечо:
-Постыдились бы, ведь парень на войне был. Пусть первый идет, я его тоже пропускаю.
Мужик аж со стула вскочил и встал в боксерскую позу. Увидев это девушка, которая пришла с парнем опередила мужика и сказала всем:
-Он в танке горел, у него вся спина обожженная. И медаль у него есть, настоящая.
После ее слов бабка закашлялась и уставилась в пол, а мужика только распалило на скандал:
-Это в отечественную войну настоящие медали давали, тогда и воевали по-настоящему! А это что за война?
Тут бабка подняла сумку и замахнулась ей на мужика:
-Вот черт какой! Чего разорался на парня, тебя бы в танке поджарить, а то вы тут только от водки сгораете.
Наконец открылась дверь кабинета, и врач пригласила на рентген. Бабка подошла к парню и сказала ему:
-Иди сынок первым, ты на это имеешь право, иди милый.
Все посмотрели на парня, а у него слезы на глазах. Девушка прижалась к нему, глаза большие испуганные, а может, удивленные от нашего бессердечия и злости.
-Да не жалко ему и в очереди постоять,- сказала Надежда,- просто обидно ему. Ведь там страшная война идет. Иди парень первым, кто воевал идут вне очереди.
Парень покачал головой:
-Спасибо мать, не надо!- взял девушку за руку и направился к выходу из поликлиники.
Саша стоял в стороне, подпирая плечом стенку и молча, наблюдал за происходящим. Вдруг он решительно отлепился от стены и преградил дорогу уходившему парню с девушкой. Надежда и все в очереди затаили дыхание, не зная, что теперь будет. Парень тоже остановился  напротив Саши. Они смотрели друг другу в глаза, стояли как вкопанные и молчали. Наконец Саша протянул ему руку:
-Рядовой Кузьмин. Седьмая дивизия ВДВ, город Грозный.
Парень пожал Саше руку и тоже представился:
-Двести восьмая танковая бригада, город Грозный,- и добавил с улыбкой,- Артем Смирнов.
Саша не выпуская руки Артема, улыбнулся ему и тоже назвал себя по имени:
-Саша. Будем знакомы, братан!
Они обнялись, как знакомые, как боевые друзья, как обнимаются девятого мая ветераны Отечественной войны. Они те, кто выжил на чеченской войне.
Надежда плакала, наконец, увидев улыбку сына. К ней вытирая слезы, подошла бабка с сумкой,  положив руку на ее плечо, спросила:
-Чего ж ты плачешь, у тебя вон какой хороший сын. А вот у меня пьяница, не работает, хулиганит.
-Да, я от радости плачу!- прошептала Надежда.- После армии он первый раз улыбнулся.
К Саше и Артему подошел мужчина, который не пропускал парня, и похлопал Артема по плечу.
-Ну, ты не обижайся на меня. Я пока пойду, перекурю, а вы идите  оба без очереди. Вам, наверное, есть о чем поговорить, что вспомнить. Я же тоже служил в армии,  понимаю.
-Да, ребята, давайте идите. Кто у вас первый? А то врач опять вызывала,- это уже сказал мужчина, который был последним в очереди.
Отпуск Надежды закончился, и она вышла на работу. На работу вышел и Саша, его устроил к себе на завод Артем. После встречи в стоматологии у Саши и Артема началась большая мужская дружба. О войне они не говорили, но и не забывали. Артем женился на той девушке, с которой приходил на рентген и у них, родилась дочка. А через год женился и Саша, у него родились близнецы, два сына. Им дали имена Сергей и Игорь. Одного мальчика назвали в честь погибшего боевого командира десантника лейтенанта Сергея Толмачева, а другого в честь погибшего на той же чеченской войне рядового мотострелковой части Игоря Реброва.  Через три месяца мальчиков крестили в церкви, крестным отцом был Артем, а крестная мать была тетя Лида, мама погибшего Игоря.
Конечно, чеченская война это не та война, о которой хотелось бы рассказать своим детям, но о подвигах на этой войне забывать нельзя. Может и Саша не расскажет всей правды своим сыновьям, но они будут помнить тех, в честь кого были названы. В народе говорят так, чтобы помнить, надо вспоминать.