Бекмамбетов и его БеКмобиль

Кристина Золмане
Не раз и не два говорилось - у каждый страны свое кино. И сколько русский кинематограф не пытался в фильмах экшан выйти на достойный мировой уровень - ничего не получалось. А как может получиться - не ваше это , господа. Российский экшен отстает от уровня мирового как минимум на лет 10 точно, наверное, поэтому появление Бекмамбетова производит такой фурор. Бекмамбетов просто ворвался, по другому и не скажешь, хоть фраза и избитая, на Российский кино олимп и представил свой "дозор" на зрительский суд. Никто, наверное, и не ожидал, что у него выйдет такое, а у него вышло. Вышло то, что не удавалось еще не одному российскому режиссеру - сделать русский фильм экшен на мировом уровне. 2004 год по любому стал годом Тимура Бекмамбетова и "Ночного дозора", через год режиссер делает ошибку, предлагает публике комический вариант своего знаменитого детища - "Ночной базар", но еще через год, в 2006 исправляется и на свет выходит  "Дневной дозор". Если еще остался зритель, не увидевший первого "дозора" то второй, а до кучи и первый посмотрели почти все. Уже к выходу второй части Лукьяненковской саги поползли слухи, что режиссер нацелился на Голливуд, учитывая что маститым российским деятелям кино в Голливуде не улыбалась удача, над слухом большинство злобно похихикали, мол, возомнил о себе навесь что этот Бекмамбетов. Но именно ему доверили снять продолжение культового новогоднего фильма для всех жителей когда-то существовавшего Советского Союза - "Иронии судьбы или с легким паром" и Бекмамбетов оправдал все ожидания, снял фильм в лучших традициях советской новогодней сказки. Для меня качество его работы показывало уже то, что даже мною  горячо и страстно "любимый" Безруков не раздражал. 


Наступает 2008 год, думаю все российские режиссеры, в том числе и Михалков которому когда-то досталось уже спустившаяся до фильмов класса В Джулия Ормонм, тайно или открыто, но позавидовали Бекмамбетому. А причина зависти звалась - "Wanted" или "Особо опасен", русско-американский боевик мирового уровня с мировыми звездами первой величины. Примерно в том же году Vanity Fair провел опрос среди зрителей и выяснил, что более 80% американцев, как мужчин, так и женщин пойдут на экшен, если в титрах фигурирует Анжелина Джоли, а это уже 100% кассовый успех, Моргану Фримену тогда досталось больше половины от ста процентов - тоже скажу я вам не мало. Многие мастера киноискусства Голливуда мечтают получить хотя бы одного из них, а тут российский режиссер почти без кино багажа за плечами и получает обоих, и это еще  при том, что Джоли сама изъявила желания работать Бекмамбетовом. "Особо опасен" произвел эффект взорвавшейся бомбы, русские умею снимать не только тяжелое арт-хаусное кино о душе Человека, они еще умеют развлекать зрителей колоссальными погонями и перестрелками, что привело к двум заслуженным номинациям на самую престижнуюкинопремию Америки Oscar. Если у меня один друг, парень, зарабатывает он хорошо, даже очень хорошо, но до денег жадный. Сколько его знаю, а знаю давно, в кино пойдет, только если это фильм нельзя скачать дома и есть на что посмотреть на большом экране,  всегда осуждал мое расточительство - ходить в кино на один и тот же фильм больше одного раза. Так вот, этот мой друг посмотрел "Особо опасен" в кинозале кинотеатра - 3 раза ( и это достоверно известное его количество просмотров) - это не показатель ли класса происходящего на экране.

Если после второго "дозора" у меня появилась большая симпатия к режиссеру, то после "Wantedа" она закрепилась, а после "9"  я готова признать в нем Автора. У Бекмамбетова есть свой почерк , индивидуализм которому он неизменен - будь то режиссерская или продюсерская работа, будь то боевик или лирическая комедия. В "9" Бекмамбетов объединяется с метром кинематографа Тимом Бертоном, мастера создают мультик - фильм, каждый вносит в него часть своего неподражаемого стиля, и оба стиля невероятно хорошо гармонируют, может потому что им обоим не надо ничего никому доказывать - зритель пойдет на Имя и виденье режиссера, в данном случае режиссеров, и не будет разочарован. Тандем Бертона и Бекмамбетова закрепили второго в рамки режиссера с мировым именем и статусом, и, на мой взгляд, очень заслуженно. 


Не изменяет своей традиции Бекмамбетов и сегодня, 1 января нового , 2010 года, на экраны России и не только России выходит новое детище автора - "Черная молния". На этот раз Бекмамбетов остается в кресле продюсера, но если судить по трейлеру фильма - свое авторский росчерк он оставил на каждом кадре, что не может не радовать. Ждем... ждем.... и есть у меня такое ощущение, что не должна зрителя разочаровать летающая Волга - 21.