Новогодняя сказка

Виктория Гинзбург
• - Мир такой большой, что двое в нем никак не могут встретиться….
• - Мир настолько мал, что двоим в нем тесно…


В Питере  шел снег. Нежный и ласковый, тонкой кисеей он струился на землю, собирая сугробы на крышах машин и согревая семена трав, набирающих силу для предстоящей весны...
Город искрился разноцветными огнями, зазывая рекламными вывесками и дразня предпраздничной суетой.  Усталые домохозяйки лениво тащили пакеты с провизией, их дети канючили подарки, а мужчины спешили по своим делам, не замечая приближения праздника.
Да и чего им-то суетиться, дома уже и елка стоит, и гирлянды висят. Свое дело  сделали.

Я медленно шла в людском потоке и с интересом наблюдала за окружающей меня суетой. Эта  новогодняя ночь пройдет, как и все прошедшие: тихие посиделки у родных, затем шумная пьяная компания – у знакомых. Уже сколько лет в устоявшийся сценарий не вносилось никаких изменений. Да и хотела ли я их?!  Я просто гуляла по предпраздничному городу, любовалась его убранством и впитывала в себя атмосферу приближающегося Нового года.
Неожиданно, что-то проехалось по моим сапогам, я обернулась. Человек с белой тростью беспомощно пытался найти свободный проход в толчее.
- Вам куда надо? – Спросила я, автоматически беря его под руку.
Он назвал адрес, который находился неподалеку от проспекта.
- Пойдемте, доведу вас. – Почему-то предложила я.
- Да что ты, девочка, у тебя, небось, и своих забот полно. А я уж сам  как-нибудь, - ответил он. Но во всем его виде сквозила тревога и неприятие этой суеты.
- Пойдемте, все равно гуляю. – Ответила я.

С толпой мы пересекли оживленную автомагистраль и свернули в темноту
уютной улочки, которые ютятся рядом с проспектами, часто являются проходными, но ими почти никто не пользуется: приезжие не знают, а коренное население старается как можно реже бывать в центре.
Инвалид крепко держал меня под руку, но все же водил своей тростью, пытаясь определить дорогу.
Сначала мы шли молча. Неожиданно он произнес:
- Ты Ленинградка, у тебя много друзей и родных, почему ты не любишь этот праздник?
Я и себе-то не могла ответить на этот вопрос.
- Ты считаешь, что с первого января ничего не меняется? С двенадцати, да, а вот с нуля…-
Он многозначительно замолчал.
- Вы так говорите, как будто верите в существование Деда Мороза… - Улыбнулась я.
- Я не верю, я знаю, что он есть. Я сам его видел.
«Видел». – Подумала я.
- Я же не всегда был слепым, - сказал он. – Давно это было. Солнце тогда сияло ярче, зимы были холоднее, а накануне праздников  всегда завывала вьюга. Моя бабушка, а она слыла мудрой, говорила, что это нечисть собиралась в этих местах: где-то на окраине великих болот и устраивала там свои пляски. Нас в семье было четверо: три сына и маленькая сестренка, которая постоянно таскалась за нами. Вот и тогда, отец отправил нас в лес за елочкой, а она прицепилась следом. Играя в снежки, мы и не заметили, как потеряли ее.  Когда вернулись домой, то не найдя малышки, бросились на поиски. Мороз к вечеру залютовал, я изрядно промерз и уже было собрался домой, как мне на встречу вышел старый мужик с бородой в землю и лукавым прищуром глаз.
- Кто ты, мальчик? - Спросил он.
Я растерялся…
- Что ты делаешь тут в такую пору? Хотя, я и сам могу сказать. Ты ищешь вчерашний день.
- Вчерашний день?! – Не понял я. – Дедушка, разве можно искать вчерашний день?
Я ищу сестричку.
- Вот и я говорю, что вчера, когда вы с братьями заигрались, она отстала, заблудилась и замерзла. Ты отправился искать ее, а ее уже нет.
- Как нет? – Мои глаза наполнились слезами. – Чего ты говоришь, злой старик! Она жива. Я обязательно найду ее…
Странный человек повел посохом и перед моими глазами вырос сугроб.
- Смотри…
Я бросился разгребать его. Под слоем снега - увидел шубку, нащупал ледяную ручку малышки. Долго тер ее, пытаясь согреть своим дыханием. Слезы ручьями лились из моих глаз. Я ненавидел его. Я считал, что это именно он виноват в настигшей нас беде.
- Чего ты стоишь? – Кричал я на весь лес. – Сделай, ну сделай хоть что-нибудь…
Старик молча качал головой.
- Поздно, - изрек он. – Хотя, сегодня ночь чудес. Я еще не подарил тебе подарка. Ты можешь загадать три желания.
- Пускай она оживет! Пускай она будет жить! Пускай она будет жить всегда!
- Будь по-твоему. – Он дотронулся до нее своей палкой и малышка, у меня на глазах, стала оживать. Она была похожа на ледяную принцессу, которая только что просыпается после долгого сна.
Я схватил ее за руку и потянул в сторону дома, но Мороз палкой преградил мне дорогу.
- Ты кое-что забыл, - сказал он, усмехаясь в усы.
- Мне не надо твоих других двух подарков. – Закричал я. – Пусти нас! Убери свою палку!
Со всей силы я ударил по ней, и она рассыпалась, как сосулька на множество осколков.
- Что ж, ты сам выбрал свою дорогу. Я исполнил все три твои желания. Ты сломал мой посох. Теперь мою палку подберешь именно ты…- С этими словами он исчез.
- Не помню, как мы добрались до дома. Помню только, что я никак не мог согреться.
Бабушка напоила нас вкусным горячим чаем и уложила в мягкую кровать, потом села рядом и внимательно выслушала мой рассказ.
- Ой, внучек, ну и наделали же вы делов… Ты же самого Деда встретил. Деда Мороза. И вместо того, чтобы сказать ему «спасибо»,  разбил посох.  Да и сестру на что ты обрек. Она же теперь жить-то вечно будет. Пока земля наша стоит. Пока он тут хозяйничает. Подумай, каково ей одной будет, когда мы уйдем, сиротинушке нашей… Надо было «СПАСИБО» сказать. Ты должен был поблагодарить его…
***
Мы подошли к дому, по просторной лестнице поднялись на этаж. Я ждала продолжения.
- Пошли, я напою тебя чаем, - предложил слепой.
- А когда вы потеряли зрение? – Не выдержав, спросила я.
- Идем.
Мы оказались в длинном темном коридоре старой Питерской квартиры. Тяжелая старинная мебель была покрыта белым слоем толи инея, толи пыли. Посередине огромной кухни стоял большой круглый стол на котором красовался массивный самовар. Две чашки, расписанные морозным узором,  манили запахом уже разлитого в них напитка, настоянного на травах и времени.
Хозяин опустился в огромное кресло, я села напротив на резной стул, который тут же принял удобную мне форму.
- Тебе интересно, что было дальше? – Спросил он. – Слушай. На следующий день, едва рассвело, я бросился искать того деда. Но, естественно, не нашел его. Зато по дороге домой, подобрал маленького, почти замерзшего медвежонка. Я принес его домой, выходил. Он стал самым близким другом для меня и сестры, которая день ото дня становилась все более молчаливая и грустная.
Пришла весна. Когда на улице, согретой теплым весенним солнышком, зазвенели ручьи, наша младшенькая стала оттаивать, она бегала по полям, вместе с птицами пела весенние песни и радовалась теплу. День ото дня она становилась все краше и мы почти забыли о том случае.
Минуло много лет. Братья выросли и разлетелись в разные стороны. Сестрица наша превратилась в прекрасную юную девушку, которая «просыпалась» только весной, но едва солнце полновластно переходило в чертог лета, она опять начинала грустить.
У нее открылся талант: в период таяния снегов все, чего бы ни коснулась ее рука, оживало и начинало жить своей трепетной жизнью.
Не стало наших родителей. Стали стареть братья, а она так и осталась прелестной юной девочкой, плетущей венки их вешних цветов.
- Как Снегурочка? – спросила я.
- Снегурочка радуется зиме и тает весной, каждый год она рождается снова с первым выпавшим снегом, но превращается в ручей, едва  приходит тепло.
Я стал известным мастером. Все, что ты тут видишь, сделано мной. Обзавелся семьей, растил детей и тоже старел, со страхом наблюдая за вечной молодостью сестрицы.
Однажды ко мне пришел странник и попросил меня сделать хомут для лошади по странным меркам. Я не стал задавать вопросов, а четко выполнил заказ. Что-то остановило меня, и я не стал брать с него денег, но поблагодарил за готовность заплатить.
Через год, он опять появился на пороге и заказал огромный сундук. Когда он был готов, странник спросил, есть ли у меня заветное желание.
- Я уже довольно стар, мне не страшно покидать этот мир, я боюсь оставлять здесь сестру. Я не знаю, что стало с братьями, она может остаться совсем одна, - ответил я.
- Наложить заклятие просто. Снять его почти не возможно. – Со вздохом ответил мне посетитель. – У тебя есть еще время, думай, старик!
С этими словами он исчез, легко подхватив шестипудовый сундук, и за мудрость я благодарил уже только ветер.
На следующий год я уже ждал его. Но не человек, а  ветер принес мне очередную работу. Я должен был сделать сани. Сани, которые были бы легче воздуха  и больше дома, быстрые как мысль и прекрасные как моя сестра. Одному мне было не одолеть этот заказ. Вот тут-то и появились братья. Один мне принес летнюю иву, стебель которой гнется, но не ломается, Другой – краски осени, яркие и прекрасные как сама природа, а сестра своим пением вложила  в колокольчики звуки весеннего леса. Когда прекрасная повозка стояла готовая во дворе, мы, все четверо, сели в нее. И вдруг возница-медведь, появившийся ни от куда, стегнул хлыстом воздух. Повозка сорвалась с места и понесла нас куда-то в неизвестном направлении.
Испуганные, очутились мы там, где много лет назад я сломал посох Деда Мороза.
Старик возник перед нами  как огромный снежный сугроб. Потряхивая своей бородой, он обратился ко всем нам:
- Вы три брата, вы три мастера, ваш срок приближается. Мой помощник Мишка, которого вы когда-то спасли,  вызвал вас сюда, чтобы вы могли проститься друг с другом. Вы честно прожили свой срок, пришло время расстаться.
У каждого из вас есть еще одно желание. Но загадать его вы можете только не открывая его другим.  Сразу же предупреждаю, я не в силах расколдовать вашу сестру, тем более, что сними я с нее заклятье, и из шестнадцатилетней девушки она тут же превратилась бы в дряхлую старуху с потерянной жизнью.  Старуху, которая не знала ни любви, ни радости материнства…  Загадывайте.
Он обернулся к моему старшему брату.
Зажмурившись, как в детстве он безмолвно стал шевелить губами. Молодея с каждым звуком, не вырвавшимся из его рта.
- Будь по-твоему! – Сказал Мороз  и вручил ему зеленую ветку.
Мудрый средний брат, в ответ на свое невысказанное, получил палитру с красками, а Сестра почему-то рассмеялась весенней капелью.
- А что хочешь ты? – Обратился ко мне хозяин Зимы.
- Я хочу, чтобы ты простил меня! – Почти выкрикнул я.
Мороз рассмеялся.
- Я давно не держу зла на маленького мальчишку, которым двигали страх и глупость.
Чего же хочешь ты?
- Я знаю, чего я не хочу: я не хочу, чтобы наша вечно маленькая сестричка осталась одна.
Я хочу чувствовать, что ей хорошо в ее вечной молодости. Я хочу знать, что ей хорошо…
- Ты так и не научился  четко излагать свои мысли, мальчик мой. Ну, да, ладно. –
Он взмахнул рукой и из снега вырос посох, который когда-то в детстве я так неблагодарно сломал.
- Как только ты возьмешь его, сразу же обретешь бессмертие. И носить этот дар ты будешь до тех пор, пока кто-то не вышибет его у тебя из рук и не разобьет. Но, кроме того, прожив жизнь, этот человек сам должен просить о вечности. И у него должны быть братья и сестра. Все вы просили одного и того же: не разлучать вас с сестричкой. Но старший хотел видеть,  средний – знать, ты – чувствовать. Я исполнил эти желания. Ваша сестра стала Весной. Полной надежд и пробуждения молодой Весной. Старший брат, приходя следом, будет видеть ее, он станет Летом. Следом Средний – он от брата будет знать, что она счастлива в своей юности. А ты займешь мое место и станешь чувствовать ее приближение. Посох станет помогать тебе идти сквозь время, но от яркого белого снега твое зрение скоро покинет тебя. И только один раз в году. Перед приходом нового года, вы будете не на долго собираться вместе и строить планы на следующий год. А в новый год, едва часы пробьют полночь, на двенадцать часов к тебе будет возвращаться зрение, - это мой подарок. Ты увидишь красоту зимы, огни праздника и счастливые лица детей, которым незримо будешь оставлять подарки. Но все оставшееся время мой посох будет для тебя тростью. Ты согласен?


- Пусть это сказка, - думала я, - но насколько она прекрасна. Это была чудесная сказка жизни. Я видела этих мальчиков, слышала голос Мороза, вдыхала запах времени и чистоты…
Я не успевала к родным, я не торопилась к друзьям. Я пила ароматный чай и слушала своего рассказчика. Мне было спокойно и хорошо. Как в детстве, когда нет забот, а все твои страхи может развеять легкое прикосновение маминой руки. Я знала, что приходящий год принесет мне много радостных дней.

Часы стали бить полночь. С каждым ударом мой собеседник распрямлялся и молодел. Он стал похож на открыточного Деда Мороза, безликие остывшие глаза оживились. Он ловко вскочил и протянул мне руку.
- Засиделись мы с тобой, красавица, а ведь тебя ждут, да и меня тоже. Выбирай, что ты хочешь получить от меня: желание или подарок?
Я растерялась. Я просто не знала, что загадать.
- Хорошо, я подарю тебе подарок!
Он взмахнул рукой в большой красной рукавице и… я оказалась за столом в окружении близких мне людей.
***
Когда утром  я разбирала подарки, то нашла коробочку с чаем - тем, что угощал меня странный рассказчик. Чаем, дарующим покой душе, ясность уму и доброту сердцу.