Антонина Булгакова - Треумова

Кенга
Читай предыд. http://www.proza.ru/2009/12/24/653


АНТОНИНА АЛЕКСАНДРОВНА БУЛГАКОВА – ТРЕУМОВА
1902-91
   
    Нет сил писать дальше. Да что же это происходит? Происходило? Страна губит своих лучших сыновей, да хоть бы на войне, а то просто так, даже  ни за понюшку табаку.  Безо всякой мысли,  без пользы, оставляя сиротами детей, вдовами - жен. И откуда тогда будет здоровое, жизнеспособное, полезное для страны поколение, когда исхудавшие, голодные дети предоставлены самим себе, а их  изнуренные  матери в отчаянной борьбе за выживание отдают свои силы, кровь… Я не преувеличиваю. Вот вам следующая история счастливой любви.
Красивая,   спокойная, работящая, самая полезная в доме  помощница, средняя из дочерей Треумовых, Антонина засиделась в девках. Может, слишком серьезная?  Да ей просто некогда  заниматься собой, она целый день в делах.  Утром поставить самовар, подоить корову (хотя это была прерогатива дедушки, посягать на которую можно было лишь в редких случаях), а  уж напоить буренку и отправить в стадо; днем сходить на полдни: это - Тоша.  А  еще и работа.
   Несходство со старшей сестрой Августой во всем. Та широко жила, Антонина экономно. Если у Августы  не доели  блюдо, она с легкостью вывалит  остатки в ведро (возможно, подобная расточительность от достатка, который был в ее семье до ареста мужа). Антонина приправит и приготовит  вкуснее, чем прежде. У нее все идет в дело, ни одна тряпочка не пропадет.   Сейчас, когда я пишу эти строки, у меня гостит  Тамара Треумова, моя тетя  (вдова Всеволода, младшего из детей Треумовых). Она припомнила, как Тоша рачительно обходилась с постельным бельем, Например, накрывала наволочку подушки лоскутом, чтобы реже стирать. Как регулярно вытряхивала всю постель. А  перед приходом Августы,  придирчиво оглядывала свое хозяйство, спешила снять лоскут с наволочки, предвидя, что строгий взгляд  сестрицы найдет повод придраться, ибо та непременно заглянет  во все уголки, даже приподнимет край одеяла,  проверяя свежесть белья. 
    Замуж Антонина вышла в 1930 году, когда ей было 28, а ее мужу, Булгакову Николаю Савельевичу - 46.  (Родился в 1884 г.) Серьезный, состоявшийся человек, преуспевающий  врач.  Работал в Орле, подмосковных Подлипках, Коврове.  Родом из Орла.  Есть подозрение, что Николай Савельевич  и Михаил Афанасьевич Булгаков имеют общие родовые корни. Оба из семей орловских купцов, оба  окончили медицинский факультет Киевского университета, имея пристрастие к медицине под влиянием родственников-врачей.
         Наш семейный доктор Николай Савельевич славился искусством врачевания. Ему прочили большое будущее. У нас сохранился  рецепт-легенда доктора Булгакова - как потолстеть худышкам.  Странно: сейчас все заняты проблемой «похудеть», а тогда – как поправиться. Рецепт опробовали на мне, как одной из нежизнеспособных, вечно болеющих, падающих в обморок, даже от подъема по лестнице  и болеющих так часто, что когда у Тамары Александровны спрашивали о здоровье Галочки,  мама лишь молчала, а  глаза  наполнялись слезами.  Не ручаюсь за точность рецепта, ведь это всего лишь память ребенка.   Надо было пить сладкий чай (сколько раз в день – не помню). Первый день кусок сахара на стакан, прибавляя по куску в  день, пока не дойдет, кажется до 12 кусков, потом все в обратном порядке.
          У Булгаковых в 1931 году родился сын Александр. А в 1935 – догадайтесь, что произошло?
      «Не хОди к гОдалке», - так говаривал Коля, наш сосед по Комаровке,  и сам Владимирский,  нажимая на букву О, как и положено, ибо этот  нажим на «О» неистребим у настояшего, старого ковровца.  Сейчас уже  не услышишь.
   - Так что же произошло?
   - Правильно.
   28 января 1935 года Николая Савельевича Булгакова «взяли».
Версий его ареста несколько. Самая банальная –  Николай был несдержан на язык и мог рассказать анекдот, не заботясь об аудитории. 
    Попытки Антонины найти следы мужа, не увенчались успехом. Она больше никогда не выходила замуж, ждала Николая, надеялась. Про нее говорили, что она однолюбка. Жила с сыном Александром в родительском  доме на Большой Базарной,  посвятив себя уходу за матерью, воспитанию  сына, позднее еще и внука. Лишь в глубокой старости  перебралась в семью сына.
    Теперь о крови.  Антонину не брали на работу, как жену врага народа.  Чтобы прожить, она регулярно сдавала кровь, получая гроши и дополнительную карточку на булочку, которую продавала, чтобы купить хлеб  себе и Алику.  Выращивала и продавала цветы. Потом  поступила на работу в сбербанк, где она получала 57 рублей, да и то приняли лишь после того, как Антонина пошла сама в НКВД, и те  позвонили в банк. Там и проработала до пенсии. Ради сына, чтобы он не остался на всю жизнь «сыном врага народа», ей пришлось развестись.
      В 1990 году  сын, Булгаков Александр Николаевич,  получил официальную справку  о реабилитации отца, где сообщалось, что Николай Савельевич Булгаков расстрелян в  1938 году, в  г. Мариинске, Кемеровской области. Место захоронения неизвестно.
В начале девяностых  мы с братом Вадимом посетили Ковров. Я застала тетю Тошу совсем слабенькой и слепой.  Она лежала в спальне родителей, на кровати мамы-Кати, своей матери.   На стене, как и прежде, висел портрет моей бабушки,  а дедушкин портрет исчез. Не было и знаменитого стола на толстых ножках. Он, бедняга, не влезал в поделенные наследниками комнаты, и его распилили, укоротили. Словом, укротили… Судьба пятиведерного самовара тоже печальна.  Он стоит в подполье, и тетя Тоша готова мне его отдать, да я заметила в глазах ее  внука, будущего наследника, что самовар ему дорог… Пусть себе стоит, хоть и в изгнании, да дома. 
         Я оказалась хорошей слушательницей, и, как когда-то с мамой-Катей, мы предались с тетей Тошей воспоминаниям.
         Выплыла последняя, мистическая,  версия ареста Николая.
Незадолго до ареста, Николая вызвали на Лубянку и предложили стать осведомителем. Он отказался. Боясь возмездия,  один уехал в Орел.
         У Николая  в Орле старенькая мать и сестра Милица, с которой у них взаимная   антипатия. Однажды, когда Николай был нетрезв,  пришла Милица и сказала, что мать плоха, и он должен сейчас же к ней пойти. Боясь огорчить мать своим видом, он повременил, а когда пришел, то мать взглянула на сына и умерла, а Милица  в сердцах выкрикнула: - Чтоб ты сдох, как собака.
          Проклятие, наложенное родным человеком, сбылось. Еще есть подозрение о доносе на Николая мужем Милицы. Но в любом случае вариант доноса самый реальный, от кого бы он не исходил.
        Больше в Орле Николай не мог находиться, и вернулся в Ковров, к семье, где его и взяли.   Сначала Николая держали в Коврове, потом перевели в Иванов. Дальше его след потерялся. Обычная история. Но необычно в ней то, что кто-то якобы видел Николая спустя несколько лет после ареста. С одной стороны у тети Тоши возникла надежда, что может все-таки жив.  С другой – отчаяние: как же так, пусть у Николая другая семья, но на сына  мог бы взглянуть.  В  этой горечи  и сомнениях Антонина прожила всю жизнь,  когда  за два года до ее кончины пришла официальная бумага о его расстреле….
          Вернувшись из последней поездки в Ковров, мне захотелось что-нибудь сделать для тети Тоши. Сшила фланелевый халат, собрала белья, домашние туфли, сладости.  Она  смогла только потрогать эти вещи, но поносить не успела.

           Читать продолж. http://www.proza.ru/2009/12/28/777


Булгаков Николай Савельевич
Родился в 1884 г., г.Орел.; Врач. Проживал: г.Ковров.
Арестован 28 января 1935 г.
Приговор: 5 лет лишения свободы.
Источник: Книга памяти Владимирской обл.