Ядвига

Селена Третьякова
Виноград всегда зреет усиками да косточками. Так издревле измеряется его вкус и цвет, его главные свойства и некая нужность. Так и вызрела новая виноградная гроздь в этот душный август.  Висела, висела, сил набиралась и набралась. Усики уже давно щекотали сухой ствол виноградника и кислили только своим видом местную ведунью Ядвигу. А она все не спешила срывать гроздья, все ждала, когда же они наберут свою полную силу. Ведь это же настоящая необходимость, напитаться весной, а потом летом. Получить свою порцию проливных дождей, сильных ветров, густых туманов и ярких радуг. И, когда число этого всего природного богатства достигнет отметки «готово», тогда и нужно уже собирать виноград для целебных своеобразных напитков.

Ядвига была потомственной ведуньей здешних жиденьких лесов и выжженных полей. Все ей тут подчинялась, потому что и подчиняться-то особо было нечему… Предки ее прабабки да бабки, промышляли всякими ненужным низшими делами: порчи снимали, да болезни отваживали, но Ядвига как-то рано поняла, что не дело это. Что на низшем нет нужды останавливаться. Как увязнешь, так не встанешь с колен, разопнет на веки сила природы и заставит себе служить без устали.

Прожила она свой век одна, т.к. еще с молодости отвадили ее из дома родимого за то, что семейные законы не соблюдала. Девочкой было интересно наблюдать, как старая бабушка что-то шепча громко на всю летнюю кухню, помешивает какой-то чан с каким-то варевом. А потом, как-то ушло…  А ушло, когда приснился Ядвиге странный сон, будто идет она по полю и стога сена считает, а навстречу ей выходит девица, спокойной такой красоты, а сзади крылья белые развиваются. Выходит к ней, значит, на встречу и говорит – «Ядвига, тебе закон спускаю, иди дальше своей семьи! Не думай и не жалей ни о чем». Проснулась Ядвига и подумала, что Бог ангелов просто так не посылает и ушла, точнее, покинула отчий дом по обоюдному согласию, когда в день накануне Пасхи отказалась совершать простенький обряд благополучия, который почему-то резко показался ей неприемлемый. Толи душа направление поменяла, то ли выросла Ядвига из законов семейных. И тогда поняла Ядвига, что род и родственник похоже не одним и тем же понятием будет…
Поселилась она тут, недалеко от ручья в старой избе, заброшенной. Девкой она была деревенской и работящей, поэтому не пугалась одиночества и работы. Так и завела свой быт. Травы собирала, меняла их на всякие надобности каждодневные, огород пахала да прочей бытностью себе на хлеб зарабатывала.

Тут же, совершенно близко к Ядвигиному дому, располагалась пара деревенек, и достаточно друзей было у ведуньи. Видно, что-то серьезное отнимается, раз дает Бог в дар верность по жизни. Так и у Ядвиги были рядом Люди, помнящие и уважающие.
Была Ядвига уже зрелой женщиной, как однажды темной ноябрьской ночью приснился ей сон, снова шла она по полю и считала стога, как вышел ей навстречу тот же ангел и поведал, что будет в жизни Ядвиги три великие встречи и велел сохранять Ядвиге мудрость.
Проснувшись, Ядвига совершенно четко осознала, что это ее Ангел-хранитель ее собственный бережет и плохого ей не посоветует.

И в том же ноябре, в одной из деревень на свадьбе местной, познакомилась Ядвига с виноградарем молодым да задорным. Да и сама Ядвига была не хуже и не менее задорна, благо внешность позволяла. Пусть не высокая, но крепкая! Пусть уже не девушка, но молодая в душе! Пусть не длинноволоса, но женственна!
И рассказал ей в ту же ночь виноградарь про труд свой, закружило Ядвигу в вихре любви и какого-то еще не начатого, но важного дела…

Но, как будто долг свой исполнил виноградарь, рассказал и исчез навсегда. Не долго горевала Ядвига, да только к словам молодца прислушалась и в тот же год, дом ее окружил начинающий виться по всему периметру виноградник! Виноградарь почему-то советовал сажать обязательно три сорта чудо-гроздьев. Ядвига привыкла с детства слушать да советам внимать, так и поступила. Тут и почти черные ягодки взошли, да продолговатые и крупные зеленые и еще какие-то, почти красные, кислые.
Первый год Ядвига старательно свои сборы продавала да деньги откладывала, так до следующего года и накопила на машину специальную, чтоб вино делать. И пошло дело у Ядвиги! Полилось тонкой струйкой в деревянные кадушки отцовские вино Ядвигино. Белое, красное, да почти черное. Кислотой своей отрезвляло, сладостью расслабляло и белым медом силы давало.

Так, прожила спокойно Ядвига долгих 8 лет, как однажды по закону жанра не постучали ей поздним летним вечерком в дверь…

И появилась на пороге молодая пара – он да она. И думала сразу Ядвига, что брат с сестрой чьи-то навестили ее избу, но оказалось, что влюбленные. Ушли они из своего поселения, дабы остаться вместе навеки, иначе не быть. Родители бывают жестоки к детям, потому как благими намерениями часто своих детей и воспитывают.
Приютила их Ядвига, вином напоила. Интересно было молодежи вслушиваться в рассказы старой ведуньи, да напиток хмельной попивать.

Прожили молодые у Ядвиги три дня, наметили себе путь да деревеньку и покинули ее навсегда. И тут снова на Ядвигу накатило что-то тоскливое в груди, снова она ощутила себя одинокой, одиночкой. Поняла она уже не молодая, красивая, что нет ей пары. Все в природе парно, даже виноград ее проклятущий. Усики к усикам, да косточки к косточкам, а Ядвига сама по себе. Вот  Солнышко освещает Землю по утрам и сроднится каждый божий день с природой, дарит что-то, что-то отнимает. Луна Звезды выводит, да цикл свой верный завершает. И все как-то живо, правильно, а она, Ядвига, – изгой! Но, нечего делать, ибо если что-то Бог отнимает, то чем-то возмещать хочет. Верила Ядвига в свое предназначение - закончить род на предметах, да обратить последующее к высшему. Вот и зареклась сама не ворожить да последующее поколение не рожать, дабы не было возвращения туда, откуда уйти ей было тяжко.
Но встреча эта дала Ядвиге сил на то, что можно преодолеть многое! И кому-то, кто не один и одиночкам стойким, как она. Потому что мысли благие о том, что есть люди счастливые, держат на Земле в счастье не хуже супружества каждодневного.
А третья встреча произошла с Ядвигой на закате ее лет, с ангелом-хранителем. Выполнила Ядвига свое предназначение, не вернулась она к магии и мысли ее всю жизнь витали благими клубками под небесами синими, да облаками белыми. И поняла Ядвига в своей жизни одинокой многое, а главное, что нет одиночества, если есть цели божественные. Спаслась Ядвига от низшего, изучала всю жизнь и прислушивалась к чутью своему женскому, да винограду своему сладкому. К каждой косточке прислушивалась и дыханье каждого усика чуяла. Есть в  природе что-то такое, что сильнее любого колдовства! И любовь случайная, одноночная, может всю жизнь определить да на верный путь наставить.
Спокойно ушла Ядвига, знала, кому в ее доме жить, кому сладкое вино гнать придется и знания свои детям передавать.

И по сию пору, есть такие дома по всему миру, чтоб обязательно с виноградником по кругу трех сортов и там только могут найти свое успокоение изгнанные, но влюбленные, чтоб слушать природу и свою любовь.