Города

Евгений Владимирович Иванов
«Женя, вставай», -  сказала мне Бэла, войдя во вторник 8 сентября, в 5 часов утра ко мне в спальню. Я уже в это время не спал, но был немного удивлён тому, что поставленный мною вчера перед сном на это время бу-дильник в моём сотовом телефоне, не сработал. Подвела моя стоящая в нём, но не работающая в Израиле Российская сим – карта. «Хоть Бэла мне сказала, что пора вставать», - подумал я, и, поблагодарив её за напоминание о подъё-ме, вышел на кухню, куда вскоре вышла моя бабушка со своей сестрой Лари-сой. В то время как к завтраку уже стояла на выбор различная еда. Но обычно из этой еды я предпочитал ту пищу, к которой привык ещё, живя в России.  Нравилось, есть необычные Израильские виды творогов, бутерброды  с кол-басой и сыром, а запивать еду по утрам чашкой кофе. И так питался по утрам практически все дни пребывания в гостях у Мельманов, да ничем не отли-чался мой завтрак,  в то утро 8 сентября. Мне, в общем, и самому не хотелось эту привычную пищу особо разнообразить. На обед предпочитал поесть суп с хлебом, запивая еду газированным напитком «Coca Cola Light». На ужин жа-реную картошку с курицей или котлетой, иногда выпивая после него стакан горячего чая. Из алкогольных напитков один раз попробовал двух сортов Из-раильское пиво, но не один из этих них мне сильно не понравился. В резуль-тате, пиво, которое производилось на пивном заводе  «ТАПИ» у нас в Ниж-нем Тагиле, казалось мне намного вкуснее этого. При чём для меня было не-важно количество алкоголя в нём, и я всегда обращал внимание именно на его вкус.
Тогда как в тот день, 8 сентября, после окончания утренней трапезы, мы быстро собрались и вышли на улицу, где уже поджидало такси, которое пом-чало нас в сторону автовокзала «Таханамеркази», напротив которого должен был встретить гид Слава. Вместе с ним я, моя бабушка и её сестра, должны были направиться в Тель-Авив, откуда начиналось наше первое путешествие на экскурсионном автобусе по городам Израиля: Кейсария, Хайфа, Акко. 
Город ещё не отошёл ото сна. Тёмная ночь приближалась к концу, но ещё до конца не рассвело. Солнце вот-вот должно было выйти из-за горизон-та. День обещал быть жарким. Уже тогда в тот ранний час температура воз-духа составляла ориентировочно (+28) градусов. Движение на дорогах было довольно слабым. Только-только из парка на городские маршруты начинали выходить рейсовые автобусы. Водитель нашего такси, не знающий русского языка и говорящий только не иврите, вёз нас к месту встречи, согласно рас-поряжениям Бэлы, поехавшей нас проводить. В то время как за окном убега-ла дорога, тая в переулках жилых домов, магазинов и учреждений. Путь ка-зался бесконечным, когда мы, петляя на машине между поворотами, перекрё-стками дорог, оказались на одной из улиц, прилегающих к автовокзалу, где нас должен был ожидать гид.
Рядом с этим местом не было никаких экскурсионных бюро, ни других организаций, занимающихся туризмом. Казалось - это просто была обычная автомобильная дорога, которых мимо автовокзала пролегало три ветки. Всю-ду было двухстороннее движение, но между ними не было застроек. Поэто-му, даже отсюда с самой последней автомобильной ветки, идущей парал-лельно автовокзалу, где мы высадились из такси, можно было видеть само большое трёхэтажное здание автовокзала. Но эта на вид простая обычность была только с виду, потому что вскоре к этой остановке стали подъезжать экскурсионные автобусы, которые забирали в основном людей других на-циональностей,  зачастую не знающих русский язык. Да вообще здесь мало встречалось русскоязычных людей. В основном это были такие же, как я, моя бабушка и её сестра Лариса, экскурсанты, ждавшие, как и мы, гида Славу. Так как Бэла, проводив нас досюда, вскоре перешла дорогу, где на автобус-ной остановке, расположенной рядом с автовокзалом, села в автобус 28 мар-шрута, который повёз её в сторону дома. Откуда предстояло возвращаться  домой и нам, но уже вечером. Тогда, как Слава, согласно назначенному вре-мени, подошёл к 6.30 утра. Это был мужчина среднего роста с отросшими темными волосами и бородой, явно не русской национальности. Что для этой страны было закономерно, так как на работу в  ней чистокровных русских людей принимали довольно редко, особенно на такую должность, как гид.
Подойдя к нам, он представился и, проверив всех по списку людей, от-правляющихся из Иерусалима на предстоящую экскурсию, провёл нас в подъехавший к этому времени туда 20ти местный микроавтобус, который вскоре, выехав из Иерусалима, взял курс на Тель-Авив. Так началось наше первое путешествие по городам этой чужой для нас страны. За окном микро-автобуса быстро убегали комплексные строения Иерусалима, которые вскоре накрыла бесконечная горная дорога с лесами и лугами. Мелькали встречные машины, рейсовые автобусы. Вновь от перепадов давления, связанных с ма-лозаметными на глаз регулярными спусками и подъёмами на дорогах, перио-дически закладывало уши, но к счастью это было не так сильно, как вечером в день нашего прилёта сюда, видимо потому что организм адаптировался к перегрузкам. Пейзаж в течение всего пути от Иерусалима до Тель-Авива ка-зался однообразным. И лишь когда мы стали подъезжать к этому городу, пе-ред нашими глазами открылись большие просторы, где мимо нас слева от дороги, регулярно проезжали пассажирские поезда, да электрички. При чём, в этих поездах, к моему удивлению, часто находилось в составе не больше трёх пассажирских вагонов. Некоторые из них имели даже двухэтажные ва-гоны. Лишь когда наш микроавтобус въехал в Тель-Авив и стал проезжать мимо Тель-Авивского железнодорожного вокзала, из окна можно было уви-деть более длинные составы поездов. «Эх, прокатиться бы на одном из та-ких», - думал я. Но, увы, этому не суждено было сбыться вследствие теперь уже нехватки времени, так как до отлёта домой оставалось чуть больше не-дели, и это время было без того насыщено.
Тель-Авив в отличие от Иерусалима был городом больше промышлен-ным, нежели историческим. Его дома представляли собой высокие много-этажные постройки, словно мы въехали тогда не один из городов Израиля, Тель-Авив, второй город по численности населения от Иерусалима, а какой-либо из городов Америки. Тогда как наш микроавтобус продолжал ехать уже по улицам этого города, а после высадил нас в районе Тель-авивской авто-бусной станции, где уже ждал экскурсионный автобус компании «Metro Club» № 9 и экскурсовод Юра. Именно с посадкой в этот автобус фактически началось наше путешествие по стране, так как по дороге до Тель-Авива экс-курсии не велось. Задача же гида Славы, сопровождавшего нашу небольшую группу людей досюда, заключалась лишь в том, чтобы нас довезти до экс-курсионного автобуса и посадить в него.
Ну вот, разместившись в одном из удобных кресел салона, я достал руч-ку с блокнотом, куда стал записывать основные моменты из рассказа экскур-совода, которые приведу здесь не раз. Правда, при этом, не забывая фотогра-фировать в окно, всё, что казалось мне наиболее интересным. В то время, как автобус не ждал времени и, приняв на борт всех участников предстоящей экскурсии, отправился в путь. За его окном быстро таял город Тель-Авив. И следующим пунктом нашего назначения был город Герцлия, стоящий у нас на пути, которого мы достигли менее, через 20ть минут следования, назван-ный в честь художника Теодора Герцля. В нём проживало ориентировочно 190 тысяч жителей, из которого процент русскоязычного населения был сравнительно небольшой. С одной стороны от дороги, по которой ехал наш автобус, было немного удивительно наблюдать жилые дома, тогда как с дру-гой стороны от неё же находились промышленные площадки. Хотя при та-ком положении строений, имелся здесь и один православный монастырь 12ти апостолов. Как говорили нам экскурсоводы в эту, да последующую поездку, когда мы уже на пути в Назарет, проезжали его вновь, этот город являлся «богатой сестрой» Тель-Авива, и многие иностранные дипломаты по сей день предпочитали жить именно здесь.
Когда город Герцлия скрылся за поворотом, ещё через какое-то короткое  время пути, мы стали проезжать через город Натания, названный честь про-мышленника, бизнесмена начала XX века, Натана Штрауса, совершающего тогда своё путешествие по странам. Но когда он прибыл сюда в 1912 году, тяжело заболел, в результате до самого выздоровления не мог продолжать своё путешествие дальше. И любопытен тот факт, что когда Натан Штраус об этом узнал, то очень сильно расстроился, точнее негодованию не было пре-дела. Ведь в его планах было в это время отправиться в Америку, куда дол-жен плыть на отходящем тогда туда пароходе «Титаник», который в итоге, как известно, до неё не доплыл, столкнувшись на пути с айсбергом. В то вре-мя как вся семья Натана Штрауса, попавшая на борт этого парохода, погибла.
Евреи назвали этот город в честь него, надеясь, что Натан Штраус им поможет, когда  у них начнутся проблемы финансового характера. И Натан Штраус им помог, дав денег, но его помощь, как я понял из рассказа экскур-совода, этим и ограничилась. После чего евреи переименовали город Натания в Нетанию. В результате, по сей день никто не знает, как правильно называть этот города Натания или всё же Нетания. В любом случае, если написать в письме, что это город Израиля, оно дойдёт. Само слово Натания означало – «Данная Господом Богом».   Город этот располагался на песках, песчаных дюнах, красной земле и болотах, в результате здесь в середине 50х годов сви-репствовала малярия.  Берега его омывало Средиземное море, которое про-стиралось так близко к автомобильной дороге, что мы не раз проезжая в  пределах городской зоны, видели из окна автобуса не раз. В самом городе в наше время проживало около 200 тысяч жителей. Центральной его площадью являлась Площадь Независимости, где было сосредоточено большинство го-родских отелей. Преобладали  здесь, по сравнению с другими слоями населе-ния, люди, говорящие на французском языке. Жаль только, что времени не было в этих городах погулять и он так же, как и другие города, скрылся за окном экскурсионного автобуса, откуда нас ни в Герцлии, ни в Натании для прогулки не выпускали. Над креслами салона дул кондиционер, создавая ог-ромную благодать для путешествия, в то время как температура воздуха за окном становилась всё более и более высокой. В результате, после прогулок в сопровождении экскурсовода по городам Кейсария, Хайфа и Акко, мы воз-вращались всегда в автобус с большим удовольствием, нежели в Израиле был  бы климат чуть холоднее градусов так на десять. Но вот, наконец, ещё через какой-то незначительный промежуток времени наш автобус достиг первого пункта нашей экскурсии – города Кейсария.
Данный населённый пункт был основан ещё в конце 1 века до Нашей Эры царём Иродом. Именно в этом городе крестился первый не еврей, рим-ский сотник Корнелиус.  В наши дни этот город был одним из немногих го-родов в стране, где не курсировало общественного транспорта. Сам он напо-минал больше каменные развалины, нежели населённый пункт. Складыва-лось впечатление, что в нём функционирует только один театр под открытым небом, построенный во времена царя Ирода, больше напоминая нефункцио-нирующую постройку времён Древнего Рима. И только стоящее внизу со-временное музыкальное оборудование говорило о том, что это действующий объект. Здесь недавно даже хотели организовать концерт знаменитой Рос-сийской, да  не  только Российской, но даже советской, певицы Аллы Бори-совны Пугачёвой, но поскольку у неё поклонников оказалось больше, чем мест в этом театре, место выступления перенесли один из зрительных залов Тель-Авива.
В окрестностях этого театра и непосредственно в самом театре, на бере-гу Средиземного моря, прошла наша небольшая экскурсия в маленьком го-роде Кейсария, откуда наш автобус взял курс на Хайфу – третий город по ко-личеству населения в Израиле, где проживало, по мнению нашего экскурсо-вода Юры, около 270 тысяч жителей. Бесконечная дорога вдоль морского по-бережья, необычные Израильские леса окружили нас вновь, но уже менее чем через сорок минут пути, скрылись за поворотом в красивом городе Хай-фа. Большой морской порт, дома, стоящие на возвышенности, где, чем выше находился жилой дом, тем престижнее было жить и соответственно дороже стоило в нём жильё. Храм монастыря Кармелита, названный так, потому что располагался около горы Кармель и, наконец, трёхъярусные Бахайские сады, в честь основателя религиозного течения бахаев, Бахаула. Как говорили нам экскурсоводы, чтобы стать членом бахайского союза, бахаем, нужно было пройти многолетний испытательный срок. Родиться им было невозможно.
 Бахайские сады строились постепенно. Первая терраса уже существова-ла в 1990 году, последующие террасы построили к 2001 году. Вход туда осу-ществлялся через  ворота, расположенные на верхнем ярусе и самом нижнем. В середине сада располагался храм, который в те дни, к сожаленью был за-крыт на ремонт. Всё это открылось перед нашими взорами, когда мы въехали в этот город и побывали там, сойдя с автобуса. Красота была неописуемая. Да вновь по окончанию экскурсии здесь автобус увозил нас уже в третий го-род нашей экскурсии, Акко.
Во время экскурсий мы два раза останавливались у больших загородных комплексов с целью завтрака и обеда. Но, как правило, еда была у нас своя, и состояла она обычно из бутербродов с сыром, с колбасой, маслом. Единст-венное, что нам приходилось всегда там покупать, был кофе, такой вкусный, что я, ежедневно потребляя кофе на завтрак, живя в России, такого вкусного никогда не пил. И это было закономерно, так как настоящего кофе у нас ни-когда почти не было, а если оно где-то встречалось, то стоило довольно до-рого.
В то время, как километры Израильских дорог вновь увлекали наш авто-бус, за рулём которого сидел водитель по имени Саша, вместе с другими экс-курсантами в следующий пункт нашего интересного путешествия, город Ак-ко, один из крупнейших городов-портов Израиля. Данный город в конце XVIII, начале XIX века прославился тем, что его не смог завоевать Наполеон. В наше время ориентировочно в нём проживало ориентировочно 50 тысяч жителей, где треть его населения составляли арабы. Основная его часть про-легала в окрестностях старинной городской стены. И хоть часто в городах этой маленькой страны как таковой границы между арабскими и еврейскими поселениями не было, оно чувствовалось уже лишь тем, что поселения ара-бов были более грязными. На улицах их кварталов часто валялся мусор. Точ-но также было и в Акко, даже на базаре, через который вёл нас экскурсовод Юра, стоял не очень лицеприятный запах. Но и здесь, в этом городе, была своя красота, особенно в кварталах старого города, его мощных стенах, да крепостей. Город увлекал нашу экскурсионную команду за собой, неизвестно было, что ждёт тебя за поворотом. Всё казалось настолько интересным, что мы даже не заметили, как прошёл почти целый день. Наступал вечер, и где-то после 3х часов дня, экскурсовод, ведя нас по Акко через старые арабские кварталы, новые районы, Аккобский порт, привёл к ювелирному магазину этого города, которые были во многих  городах Израиля, в том числе здесь. Так как тогда эта страна славилась изготовлением ювелирных изделий, зани-мая в этой области одно из ведущих мест. С приходом в этот магазин наша экскурсия в тот день подошла к концу. Мы пробыли здесь около 40ка минут, покупая то, что кому понравилось.
Из продавцов - консультантов в этом магазине можно было встретить людей, которые знали русский язык. Отличался ли этот магазин по внешнему виду от других, в том числе Российских, сказать не могу, скорее всего, что нет. И лично меня особо в нём ничего не впечатлило. Когда же время, данное нам экскурсоводом, подошло к концу,  мы вновь отправились к ожидающему нас неподалёку автобусу, который вскоре с заездом в Хайфу, взял курс на Тель-Авив.
Среди экскурсантов в этом автобусе  можно было встретить разных лю-дей, но в основном это были гости Израиля с разных уголков России, оста-навливающихся в Израильских гостиницах различных городов, в том числе Тель-Авиве и Герцлие. Часто в этих экскурсионных автобусах, как тогда на пути в Кейсарию, Хайфу и Акко, так в другие последующие поездки, мне приходилось сидеть не рядом со своей бабушкой и её сестрой Ларисой, а из-за нехватки в автобусе порой сидячих мест поблизости, с кем из чужих лю-дей. Иногда я с ними знакомился, да общался, когда молчал сопровождаю-щий нас гид. В ту первую поездку, описанную выше, мне посчастливилось сидеть вместе с мужчиной, которому было ориентировочно лет 60, если не больше, приехавшим вместе с женой отдохнуть в Израиль так же, как и мы, 2 сентября из Самары. В отличие от нас, он не сидел помногу дней в одном го-роде, переезжая через какое-то время отдыхать в другой населённый пункт. Когда я с ним познакомился, он отдыхал в Герцлие, откуда из гостиницы его в тот день забрал и где высадил после окончания экскурсии  на обратном пу-ти наш экскурсионный автобус. Домой в Самару он собирался вернуться, так же, наравне с нами 16 сентября. Тогда, как тогда на календаре было только 8 сентября, которое плавно близилось к завершению. Экскурсионный автобус компании «Metro Club» № 9 быстро мчался по одному из многочисленных Израильских шоссе. После Хайфы, где высадились некоторые из экскурсан-тов, в том числе наш экскурсовод Юра, мы вновь ехали, порой объезжая не-которые города стороной, в том числе Кейсарию. Но даже, при этом, дорога обратно казалась гораздо дольше, нежели туда. Только после 2х часов следо-вания, мы наконец-то достигли Тель-Авива, куда перед въездом, останови-лись минут на 20ть около одного из кафе, с целью, как объяснял сам води-тель нашего автобуса Саша, дать возможность перекусить там тем людям, кому предстояло после Тель-Авива ехать дальше, в том числе и нам. После окончания обеденного перерыва, автобус ехал дальше, постепенно въезжая в Тель-Авив, где высадил меня, мою бабушку и её сестру Ларису вместе с дру-гими экскурсантами из Иерусалима недалеко от автобусной станции. Там нас ожидал уже микроавтобус, который менее чем через 5ть минут, покинул этот город. Вечерело, но ещё не было совсем темно, когда мы высаживались из экскурсионного автобуса, после совершая пересадку на микроавтобус. В то время тёмная ночь очень быстро накрывала нас. И когда Тель-Авив скрылся за поворотом, стемнело окончательно. Бежала дорога, иногда по железнодо-рожным линиям, проложенным параллельно автомобильной дороге в Иеру-салим, проезжали пассажирские поезда, в аэропорту «Бенгурион», располо-женном поблизости иногда поначалу можно было видеть садящиеся там пас-сажирские самолёты. После в течения часа вновь был бесконечный путь, полный единообразия встречных машин, автобусов. Ночной Иерусалим нас встретил тогда только к восьми часам вечера, где мы, выйдя недалеко от ав-товокзала «Таханамеркази», продолжили путь на городском автобусе 28 мар-шрута в потоке машин и городских автобусов других маршрутов, где беско-нечным поворотам, да многочисленным автобусным остановкам этого боль-шого столичного города не было конца.    Только спустя двадцать минут пу-ти, уже внутри города Иерусалима, мы достигли автобусной остановки, рас-положенной в районе дома родственников.  Там нас уже встречал на своей машине муж сестры моего покойного деда Бэлы, Виктор Мельман, чтобы от-везти домой.  Так закончилось наше первое путешествие по дорогам этой ма-ленькой страны.