Письмо одинадцатое

Валерий Слободской
Еще, будучи в Heim(е) я купил тоненькую книжечку под названием «Социальная помощь». Автор Клаудиа Вирт. Там прекрасным, доходчивым языком объяснялись очень скучные вещи. Что, сколько и когда, при каких обстоятельствах нам положено от государства в виде социальной помощи. Конечно, от земли к земле, и соответственно от города к городу условия отличались, но информацию надо было где-то брать. Не идти же в  Gemeind(у)  за каждым пустяковым вопросом. Так вот там, на последней странице была реклама следующей книги «Осторожно страховка» и все координаты что, где, почём. Эти книжечки по нашим понятиям стоили безумно дорого - 25DM штука. В мягком переплёте, в полтора пальца толщиной и полторы ладони величиной, но информация. Если мы в этой стране не туристы, то кроме языка мы должны знать свои права и обязанности. Что и как делается.

Кто из нас в 95-м году что-то знал или думал о страховках? У нас ещё был в памяти свеж Госстрах с его пыльными агентами, которых вы видели единственный и последний  раз в жизни, когда нужно было подписать страховой полис. Зачем? Что? Когда? Вам что-то невнятно бормотали и, увидев этот полис в своих документах, уже через месяц вы морщили лоб и не могли вспомнить. Что это за бумага? Правда и платили что-то, около семи, или одиннадцати копеек в месяц.

Здесь всё по другому. Немец без страховки шагу не сделает. Из дома не выйдет. У нас в Heim(е) один пацан на велосипеде выехал на автобан, что категорически запрещено и дядя, на навороченном Мэрсе уехал в отбойник. Так, когда он узнал, что у  пацана и родителей нет страховок, его чуть инфаркт не хватил от удивления. На пацана повесили 10000DM долга, который он будет выплачивать, когда пойдёт работать. И будет! Немцы таких вещей не забывают.

 Мы прожили почти полгода без всяких страховок. Оказалось, здорово рисковали, (Я не имею в виду  медицинскую. Тут нас застраховал социал, нас не спрашивая. Обязаловка). Есть одна страховка, которая называется страхование от нанесения ущерба третьему лицу. Например, я  пришёл к вам в гости и случайно опрокинул бокал с пивом на ваш дорогущий телевизор или синтезатор или диван, да мало ли что, так вот, страховка оплатит вам ущерб. Надеюсь теперь понятно, почему в кино, когда герой опрокидывает бокал с вином на платье героини, а по сюжету фильма оно стоит полмиллиона долларов, то героиня беспокоится только об испорченном вечере. Эту страховку,  даже оплачивает социал, правда до определённой суммы.

 И есть ещё огромная куча страховок в нашем случае, совсем не нужных. В этой книге громят капитальную страховку жизни, называя её кормушкой для деляг, она наиболее выгодна страховому агенту. Вдаваться в подробности не хочу, это выходит за рамки моего письма. И вот  на курсах по всем признакам обнаружился «дефицит», то есть «кучкование» с оглядками на перекурах. Замолкание, если подходит посторонний, да вам все эти признаки известны. Всем, кто родом из семидесятых - восьмидесятых - девяностых годов. Не буду  перечислять.

Случайно и я «сподобился» через две недели после обнаружения. Оказывается очень доверенный человек, аж из самого Кёльна (правда из  W. он уехал с месяц назад, жить в Кёльн) приехал в W., чтобы по старой памяти продать «по дешёвке» капитальную страховку жизни. Рассказал мне это «под большим секретом» наш сосед по парадному из Кременчуга. Я рассмеялся и принёс ему вышеназванную книгу. И случилось так, что одновременно со мной пришёл „доверенный человек, торгующий дешёвыми страховками“. Выглядел он, конечно очень импозантно. Хорошо за пятьдесят, густые седые волосы зачёсаны назад. Одет в костюм тройка. При дипломате, а приехал на последней  марки Мэрсе. Весь его вид  говорил о процветании. О том, что  его дела, а так же дела фирмы, которую он представляет, идут лучше некуда. Правда почему-то никто не задаёт себе вопрос, а на какие шиши? Ведь он, как говорится, не сеет и не пашет, ничего не производит, кроме красивых изречений. Неужели на них можно купить такой Мэрс и так одеться? Увидев в моей руке книжку, попросил посмотреть. Криво улыбнулся и сказал, что всё это чепуха. Я ему почему-то не поверил и пошёл домой.

Потом, позвонив  соседу по телефону, попросил, чтобы он сначала прочитал книжку, а потом подписывал договор. На что он мне сказал, что уже подписал. Правда  в Германии есть очень хороший закон, дающий право четырнадцать дней думать над  любой подписью, то есть в течение четырнадцати дней ты можешь отказаться (правда, письменно) от подписанного тобой договора. Этот закон распространяется на всё, и не важно какие оговорки делает тот, кто вручает договор. Они всё равно не законны,  и на них можно не обращать внимания. Через  три дня пришёл сосед. Поставил пузырь. Долго и длинно  благодарил. Ведь речь шла о десятках тысяч марок, если не о сотнях. Считайте сами  50DM или 100, 150, 200 в месяц на 30 - 40 - 50 лет. Кто как заключит. Да, деньги вы обратно получите и даже с процентами, но эти проценты гораздо ниже процента инфляции плюс вычеты агенту две - три тысячи, плюс различные сборы. Так что попадание на лицо.

Боюсь, красивому седому господину я здорово попортил репутацию и заработок, а на курсах «дефицит» начал  раскручиваться в другую сторону. Шёпотом:
- Он у вас был? А у вас? Гоните его в шею. Он жулик.
Для меня осталось загадкой, почему шёпотом? Почему оглядываясь? Ведь это он жулик! Он должен шёпотом, и оглядываясь! Вы можете переименовать государство. Уехать в другую страну. Улететь даже на Луну, но то, что в нас сидит от советской власти это с нами, по-моему, навсегда. Спросите быстро, что бы он не успел обдумать ответ, бывшего совка: „Ты против Советской власти“?! Почти всегда услышите «Нет»!!! в ответ, а уж потом «А»?, «Что»?, «Да, я». То, что в нас вбивали с рождения и почти до зрелых лет сидит неистребимо. Воры и жулики ходят  с гордо поднятой головой, считая народ вокруг себя быдлом, а честный человек почему-то шёпотом и только в своём кругу жулика называет жуликом, а вора  вором. Тогда в 95-м. Так казалось. Спустя десять лет могу сказать. Нет. Мы потихоньку, но всё-таки выздоравливаем. Процесс этот медленно, но идёт. И откровенным жуликам сейчас жить потяжелее, хотя дураков на их век хватает. И на неожиданный вопрос о  Советской власти я уже вряд ли отвечу -  Нет! - Хотя кто знает? Меня не спрашивали, а выглядеть хочется красиво.


Продолжение  http://www.proza.ru/2009/12/25/706