Чудеса и только

Георгий Асеев
                Моей   минувшей   юности   жилище,
                Где  каждый  мне  напоминает  шаг
                О днях, когда душой светлей и чище,
                Вкусив  впервые  высшее  из  благ,
                Поэзии   святого      вдохновенья
                Я  пережил  блаженные  мгновения.
                К.  К.  Романов (псевдоним: К. Р.)
                1908.  Крым.  Ореанда

      «Cказка  ложь,  да  в  ней  намёк», – гласит  русская  присказка. Вот и я Вам расскажу диковинную историю, что приключилась со мной  однажды  в  Крыму.

      Прибыв в Ливадию на праздник в честь ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ в дворцовую Крестовоздвиженскую церковь, где проходили династические торжества, приуроченные к 130-ой годовщине восшествия на прародительский престол    святого Императора Николая Второго, Государь после Божественной Литургии и благодарственного молебна царственным страстотерпцам по случаю рождения по неизреченной милости БОЖИЕЙ здорового младенца-цесаревича лично поздравил только что рукоположенного в  священнический  сан  статного  с  одухотворённым  лицом  батюшку.
      Внимательно наблюдая за происходящей церемонией, мне стало очевидно: то был неформальный жест царского благорасположения – Император под звуки гимна «БОЖЕ, Царя храни» подарил Евангелие в золочённом переплёте; наперсный крест, усеянный жемчугом и икону Державной Богоматери в дорогом окладе, трижды обнял и поцеловал своего верноподданного, пожелав благодатного  служения  в  дворцовой  церкви.

      Каково же было моё удивление, когда день спустя,  ещё находясь под впечатлением от Августейшего приёма в Ливадийском дворце, прогуливаясь по тенистым аллеям Воронцовского парка, я встретил того самого батюшку.  Он рисовал пастелью очаровательный пейзаж.
      Я подошёл, поздоровался и от всей души поздравил с принятием сана. Отец Георгий, узнав, что я остановился в Алупке в некогда «царских покоях» санатория имени Александра Второго для  учителей и учащихся церковноприходских школ (открытого ещё в конце сентября 1913 года в присутствии приснопамятного Его Величества Николая Александровича со свитой), загадочно улыбнулся и тотчас познакомил меня с отдыхавшими поодаль матушкой и детьми. Супруга подвижная, обаятельная, немного застенчивая, с простым лицом, озарённым лучистыми добрыми очами.
      Два рослых парубка  вели себя с достоинством. Cтаршего  (шестнадцатилетнего) сына отец готовил в семинарию, а младшего (четырнадцатилетнего) –  в кадеты. Милая дочурка двенадцати лет грациозная  и  любознательная внимательно  слушала  наш  разговор.

      Мы расположились поудобнее у самого синего моря и батюшка начал свой сказ:
      «Хотите верьте, хотите нет, а дело было так... «В начале было СЛОВО, и СЛОВО было БОГ» (Ин.1.1). Пришло время и «явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк.1,4-5). А на пятидесятый день после ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ снизошёл с небес ДУХ СВЯТОЙ и положил основание «Дому БОЖИЕМУ, который есть Церковь БОГА ЖИВОГО, столп и утверждение истины. И беспрекословно-великая благочестия  тайна: БОГ явился во плоти, оправдал СЕБЯ в ДУХЕ, показал СЕБЯ Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1Тим.3,15-16).

      Прошу прощение за столь длинные цитаты. Я их привёл к тому, что жизнь на белом свете зарождается и возрождается любовным словом, призывающим  в  помощь  ГОСПОДА  ИИСУСА  ХРИСТА.
       И так происходит с каждым человеком: родители зачали дитя с молитвой на устах, ибо словесное признания в любви есть призвание БОГА,  а  БОГ  есть предвечный животворящий  ДУХ;  от того: слова и поцелуи, само дыхание влюблённых при совокуплении – животворны; в утробе матери (в водной стихии) зарождается  бессмертная   душа.
      «В купели святого крещения» естество наше омывается от первородного греха рода человеческого и «освящённой, новорождённой душе»  ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА дарует благодатную земную жизнь – свободную долю для проявления самодеятельной любви: «ибо всякое творение БОЖИЕ хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается  словом  БОЖИИМ  и  молитвой» (1Тим.4,4-5).

      Мои отроческие и юношеские путешествия с родителями по разноликой Отчизне (пребывание: в благословенном Крыму, в великолепном  Санкт-Петербурге, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в старорусском Ростове Великом, на берегах Волги-Матушки и живописного Днепра) пробудили во мне ранний серьёзный интерес к скрупулёзному изучению отечественной истории и зародили    поэтическую  любовь к  Родине,  к  русскому  духу.
      Учёба в аспирантуре позволила соприкоснуться с гуманитарным наследием  времён  становления  Российской  империи. Глубокомысленное богословие святителей-энциклопедистов до сих пор свидетельствует миру о плодотворном просветительском синтезе религии, науки и искусства, лежащем в основании Петровской  академической  школы.

      Путешествия и странствия, а позже паломничество сыграли решающую роль в моём становлении: с годами я стал всё более ощущать духовную связь со святыми, места упокоения которых посещал.
      Так, преподобный Сергий, игумен Радонежский, когда мне было пятнадцать лет  «открыл»  смысл жизни;  в двадцать четыре года святитель Дмитрий, митрополит Ростовский, «указал» мне дорогу к храму; в двадцать шесть праведный Иоанн Кронштадтский  «привёл» в лоно Церкви; в тридцать шесть лет царственные страстотерпцы  Романовы «призвали» идти путём христианского супружества; а в сорок лет учёный, врач-хирург, чудотворец, святитель Лука, архиепископ Крымский, «наставил» на миссионерское  поприще.
      Это отдельный курьёзный случай, со всевозможными искушениями. Ещё бы: после десятилетнего «оздоровительного аскетизма» можно легко впасть в другую крайность – в духовную прелесть  «младостарчества».
      Услаждаясь достигнутой упорным самовоспитанием бесстрастной «самостью», попал я в «затор», упёршись в безнадёжный тупик упрямого своеволия, не обретя ни любви в ближнем, ни выхода из сложившейся ситуации; когда усомнившись, подобно апостолу  Петру,  стал  «тонуть  в  житейском  море». Что делать? Как быть? Где выход? Ждать счастливого случая до самой смерти? Подыскивать духовника? – Мною овладело паническое настроение: не хотелось творить, а малодушная хандра и лень парализовали волю!
      После ухода с завода я находился в профессиональном «оцепенении» – несколько лет работал дворником, чтобы иметь возможность  паломничать: видеть, читать, размышлять и писать.

      И наконец, радость несказанная – двадцать лет тому назад – в Крыму, а точнее в тех самых «монарших покоях» алупкинского санатория,  в моей мятежной душе «настало пробуждение и для неё воскресли вновь: и БОЖЕСТВО, и вдохновение, и жизнь, и слёзы, и любовь».

      «Чтоб обрести покой и рай себя, ты, ГОСПОДУ отдай! – Воскликнул во мне поэт. – Отбросив свои эфемерные мечтания, положись во всём на премудрую волю БОЖИЮ; не бойся испытаний и трудностей; сам иди навстречу людям, даря улыбку и участие, согревая их добрым словом и теплотой чистой души! Не сомневайся, не робей и непременно найдёшь любимую: она здесь, рядом, только надо растопить нежной лаской её девичье сердечко! Будь твёрдым, решительным  и настойчивым!»
      «Ведь возрождая институт церковного бракосочетания, – увещевал внутренний голос, – возрождаются  древнерусские государственные традиции общественного служения сословий, состоящих из профессиональных династий, немыслимых без национально-патриотической, благочестивой аристократии и священной Императорской Фамилии».

      В Алупке я решил начать «новую жизнь» – стать писателем; а верным зароком тому была морская волна, в мгновение ока «слизнувшая» на пляже мою одежду с документами.
      Через сутки – после молитв святителю и чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских Николаю – часть вещей на глазах у изумлённых зевак всплыла из морской пучины.
      Невольно   задержавшись  («нет худа без добра»)  ещё   на   три   ясных  денька в Крыму, получив материальную помощь и моральную поддержку от путешествующих паломников, я смог накануне празднования ВОЗДВИЖЕНИЯ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ посетить мужской Свято-Климентовский  Инкермановский монастырь (тут покоятся святые мощи Папы Римского Климента), а на следующий праздничный день в Симферополе перед обратной дорогой в Москву помолиться у гроба святителя Луки Крымского в Свято-Троицком Кафедральном соборе.
 
      Нынче всё о чём горячо, до самозабвения, молился – сбылось: воспрянули храмы, монастыри, Царствующая Династия, ожила Русская земля;  я «нашёл свою половинку» и   создал семью, а  ВСЕВЕДУЩИЙ  ГОСПОДЬ  наградил детьми. Не сразу пришло ко мне  долгожданное признание, знать так было нужно для  моего душевного исправления  и    духовного возрастания – на то воля БОЖИЯ.
      Недаром говорится, мы рождены, чтобы сказку сделать былью. Будем же  благочестивы, добродушны, смиренны  и кротки  как  дети.
      Так уж водится, где просто, там ангелов со сто. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!» – весело смеясь, завершил свой душевный рассказ батюшка.
2004