В. М. Соколов Маска

Ве Эм Соколов
                Маска

    Я пришёл в офицерскую столовую. У окна раздачи поставил на поднос тарелки с первым и вторым, стакан чая, перенёс всё на стол в углу зала. Сел и огляделся. Столовая  была пуста. Только в середине зала за одним из столов сидел капитан.
    Суровое лицо, прямой нос, широкий подбородок, чёрный бобрик и короткие чёрные усики. Низко опустив голову, он ел. Это был наш преподаватель. На сборах офицеров-двухгодичников под городом Новосибирском перед отправкой нас в части Сибирского Военного Округа он восстанавливал в нашей памяти полученные на военных кафедрах институтов знания по материальной части артиллерии. Он резко отличался от других офицеров и уже этим был интересен мне.
    Его лицо – маска. Он был всегда непоколебимо спокоен, сохранял каменно невозмутимый вид. Казалось, он заранее ко всему готов, предугадывает, что ему ожидать от других, и ничто не может его вывести из равновесия. Хорошо знал свой предмет. Не вступал в пустые разговоры.
    Однажды на занятии он очень спокойно, размеренно и чётко произнёс:
    – Что Вы там за херню городите?.. Ну, чего Вы там молчите?..
    Все засмеялись. Слушатель, к которому были обращены слова, смущённо улыбался.  Капитан знал, кому можно сказать эти грубоватые слова, а кому нет. Я подсознательно понял, что его поведение в офицерской среде – пример и образец для меня.
    Как же я был удивлён, когда сегодня  на последнем своём занятии он сказал:
    – Вот что я вам скажу на прощание. Наша армия такова, что некоторых офицеров из неё надо убирать, а в случае войны – немедленно. Расстреливать! От них только один вред! Прощайте! Успехов Вам!
    Напутствие показалось странным…
    Я, съев первое, приступил ко второму. В зале появилась официантка и стала убирать посуду со стола, стоявшего рядом с капитанским. Капитан допил чай и поставил стакан на стол.
    – Товарищ капитан! Что вы хотите? - спросила игриво официантка.
    – А вы что хотите?
    – Коньяка!
    Он промолчал, встал и, не глядя на официантку, направился к выходу. Я смотрел ему вслед и мысленно говорил:
    – Спасибо Вам, капитан, за странное напутствие. Я понял, в армии можно столкнуться с мерзавцами. Спасибо Вам!
    Сборы закончились. Мне предстояло два года служить офицером в Советской Армии…