Полночные цветы

Александр Красавин
1997 ГОД…

  Катя смотрела из глубины комнаты. Глаза — колодцы. Излучая спокойный неяркий свет из бездонный глубины, они пугали и завораживали, они застали меня врасплох.
 
Катя тихо опустила голову. Она сидела на полу, в голубом платье, подогнув колени. Открытой ладошкой осторожно как-то провела по виску, поправляя волосы — золотистые, с переливом.
  Жалость — еще не боль.
  Жалость в наше время чаще выражается не любовью, а себялюбием.
  Боль — еще не сострадание.
  Перед встречей с Катюшей мне сказали, что этой девочке больно, что она безнадежно больна.
  Но Кате — повезло.
  У нее есть мама и папа, бабушки - одна в Бобруйске, а другая в Санкт-Петербурге, есть загадочные иностранцы, которые присылают иногда благотворительную помощь, есть...
  Есть те, для кого жизнь — повседневная борьба, кто не мирится с душевной посредственностью и безвольной жалостью.
  Есть еще и самый яркий пример борьбы за жизнь — это сама Катя, 9-летняя девочка, для которой цветут полночные цветы.
   
  Под тихий вальс ночной мечты
  Цветут полночные цветы.
  Они цветут и бед не знают,
  Их звезды светом озаряют...
   
  — Катюша, ты мечтательная?
 Отвечает:
—Скорее, задумчивая... — И поджимает ноги. Сама она не может даже встать.
— Ну, а кто тогда мечтает, Катя?
— Ночь, звезды...
   
  Катя Суховеева учится в школе. Учительница приходит к ней на дом.
  "Есть вещи, которые трудно объяснить..." — услышать такие слова из уст педагога с 22-летним стажем...
  "За годы работы я встречала много детей... Каждый ребенок, конечно, по-своему неповторим и уникален. И все же, честно говоря, таких детей я не встречала. Я впервые вижу ребенка с такой тонкой душой, такой нервной системой.
  Ребенок заплакал за стенкой — Катя вздрогнула... Забыла что-то, ошиблась при ответе — бледнеет, руки дрожат...
  Каждый ребенок уникален. Но про эту девочку я скажу по-другому — ее мир просто выше... Это труднообъяснимо, это прежде чувствуется. Катя о многом рассказывает, но говорит далеко не все... Вот, почитайте ее стихи".
   
  Я за собою тайну оставляю,
  Ответ на эту тайну я не знаю!
  А кто ту тайну разгадает —
  В ночную вечность попадает!
   
  — Один раз был случай. Я пришла на урок, позвонила в дверь. Она очень долго не открывала. Я испугалась, ведь она оставалась днем дома одна - вдруг что-то случилось? Потом она объяснила, что по дороге к двери встретила таракана, уступала ему дорогу...
  Учительница заплакала и продолжила рассказывать:
  — У меня до сих пор перед глазами Катя в ту минуту, когда впервые увидела ее... Переступила порог — она ползет ко мне... Я с болью думаю о ней, о ее будущем...
  Замолчала, и вдруг обратилась ко мне: "Знаете, она не любит это слово — "ползешь"... Не говорите его".
   
  Мерцали звезды в тишине,
  Одна звезда сказала мне:
  "Не плачь девчонка, не грусти,
  Вперед к своей мечте иди.
   
  Пройдешь ты долгий, сложный путь,
  Но ты мечты не позабудь!
  Пусть будет страшно на пути,
  Но ты вперед смелей иди!".
   
  Разговор с Катей:
  — Давай поговорим о стихах из твоей тетрадки.
   
   О грусти своей поет соловей
   И грустно заплакал печальный ручей...
   
  — Почему ручей - грустный?
  — По телевизору один режиссер сказал, что сейчас актера легче заставить плакать, чем смеяться.
  — Но ручей — это ведь не человек?
  — У ручья — свои тайны. Своя грусть... Может, ему камень мешает...
   
  ...И тихая ночь будет плакать и плакать,
  Дождем ее слезы в тиши будут капать,
  И вскоре заплачет вся наша земля,
  Заплачет на небе печально звезда,
  Заплачешь и ты,
  Заплачу и я...
   
  — Катюша, когда заплачет земля?
  — Я не знаю, не знаю...
  — А какая звезда заплачет на небе?
  — Самая первая на Млечном пути.
  — Почему все заплачут?
  — Потому, что будет такое время... Будет такое время, когда все в одно время заплачут: и деревья, и травы, и цветы, и реки, вся природа, все люди, все звери. Это будет день или два - этой плачевности земли, потом это все пройдет, все снова начнут жить — так, как жили раньше.
   
  Ночь пришла,
  Взошла луна.
  Покрыла млечной пеленой,
  Светила только нам с тобой.
  Небрежно путь нам освещала —
  Лишь только сердце трепетало!
   
  ...Из окна девятого этажа общежития, в котором живет с родителями Катя, по вечерам можно увидеть море далеких огней — это город, в котором она живет. Сверху, издалека, город совсем не такой, каким кажется, когда папа катит инвалидную коляску.
  "Бывают у Кати трудные дни, — говорит мама. — Она грустная и подавленная, не встает с постели, не говорит. Тихо лежит с открытыми глазами и все. "А-ну, прекратить! Не раскисай! — говорю ей. Взбадриваю ее, ведь ей нужно как можно больше двигаться, двигаться, превозмогая слабость. Вы знаете, она ведь у меня настоящая хозяйка. Вот учу ее пользоваться утюгом...".
   
  Катя с нетерпением ждет лета. Летом она поедет к бабушке, которая живет в своем доме на окраине Бобруйска. Там во дворе у Кати есть целый сказочный дворец.
  "Летом я целые дни провожу в сарае. Там все только для меня", — говорит Катя. И, чуть подумав, добавляет: "Кошке моей тоже там хорошо".

СПУСТЯ 4 ГОДА …

  В 2001 году минским Детским хосписом был издан поэтический сборник со стихами Кати Суховеевой.
   
  ...Никто не в силах мне помочь.
  Люблю луну, люблю я ночь.
  Мне говорят: "Забудь луну,
  Забудь те звезды. Одумайся,
  Пока не поздно!".
  Но вот окутана туманной мглой,
  Иду в ночи, лишь оставляя
  Тусклый свет я за собой.
  Что это?
  Наказанье или дар,
  Дарованный мне свыше?
  У сердца спрашиваю,
  Но не могу услышать.
  Мои сомненья, может быть,
  Помогут все забыть,
  Но может быть придет забвенье
  И улетучатся сомненья.
   
   ***
  О приходе осени бьют колокола,
  И такой поникшей кажется земля,
  Вдалеке, в тумане
  Расплылась церквушка,
  Рядом в мертвом поле
  Бродит деревушка.
  Боль лежит на сердце,
  Мысли все в печали.
  Где-то надо мною журавли вскричали.
  Дум тогда наполненный,
  Разум мой не вник,
  Что это — последний журавлиный крик.