Теория уровневой организации сознания

Олег Басин
Уважаемый читатель, данная страница является   частью обобщающего теоретического труда по НООНОМИКЕ, научной области о сознании. Более подробный и разъяснительный материал находится в работе «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ», находящийся тоже на странице сервера ПРОЗА.РУ, как и другие произведения автора. Переход возможен через имя автора в левом верхнем углу.


            Сознание — неоспоримо, сложнейшая из всех тем, которые только можно себе представить, поэтому было бы нелепо ожидать, будто в данном вопросе можно отделаться остроумным определением или даже единой теорией. Нет, одной теорией эта тема не обойдётся, и данная область знания неизбежно должна быть политеоретической, с непременным единством всех теорий, входящих в это учение, т.е. в ноономику. Это будет единством множества теорий, раскрывающих каждая свой аспект сознания, и дополняющих в этом друг друга.

            Да, сознание — настолько многогранный объект, что иначе вопрос его рационального описания не решить, как путём формулировки некоторого множества теорий, посвящённых ему в его отдельных аспектах. И эта многогранность как раз и следует из его объективной многоуровневости — того аспекта, которому посвящена первая теория.

            Первая теория должна быть посвящена общей организации сознания, и быть некой системой отсчёта, шкалой его измерений, позиционной системой счисления. Разметка по уровням — это самая удобная основа исчисления, подобно тому, как это стало основой для исчисления квантовых состояний в атоме.

            Описание общей структуры сознания можно сформулировать с помощью теории уровневой организации.

ПОСТУЛАТЫ ТЕОРИИ УРОВНЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ

1. Самой элементарной структурной единицей сознания является его уровень.

2. Определяется два типа уровней сознания: первый тип — образные или действующие, на которых существуют образы; и второй тип — связывающие, на которых существуют связи, формирующиеся между образами.

3. На связывающих уровнях сознания происходит сборка образов следующего порядка сложности из образов предыдущего порядка, и порядок (масштаб) формирующегося образа соответствует определённому порядку (масштабу) связи.

4. Уровни сознания различных типов чередуются между собой, что и способствует процессу образной интеграции в нём.

5. Чем выше положение связывающего или действующего уровня в общей структуре сознания, тем более крупными и более сложными объектами он оперирует (соответственно образами или связями), и тем более длительным масштабам времени это соответствует.

6. Все уровни сознания, принадлежащие к одному и тому же типу (соответственно связывающему или действующему), функционируют по одним и тем же законам, соответствующим типу уровня. (Подробности данного функционирования будут описаны теорией образной интеграции)

            Данное абстрактное постулирование необходимо подкрепить перечислением конкретных уровней сознания, классифицированных, как уже говорилось, на две категории. Кроме того, данный пронумерованный и распределённый на две категории список, удобно уподобить спектру, и говорить уже об определённых диапазонах уровней сознания. Как основной, здесь будет выделен социальный диапазон сознания, а также два дополнительных: инфрасоциальный и ультрасоциальный диапазоны. В настоящее время в активной теоретической проработке находятся уровни собственно социального диапазона сознания, а также сформулированы некоторые концепции ультрасоциального или надсоциального. Но и формирование рациональных теоретических представлений по одному только социальному сознанию может приносить весомые практические плоды по таким направлениям, как образование, исчисление способностей и качеств личности, межличностное взаимодействие, определение вредных и полезных действий по отношению к сознанию (экология сознания), а также разработка теории искусственного интеллекта. Представление об уровнях сознания и о законах их взаимодействия, сформулированных в других теориях данного комплекса, позволяет также производить политические расчёты и осуществлять любую регулировку взаимоотношений в любых сообществах, сколь угодно различающихся по своему масштабу и направленности.
УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ДИАПАЗОНА СОЗНАНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ВСЕХ УРОВНЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ДИАПАЗОНА СОЗНАНИЯ

  ДЕЙСТВУЮЩАЯ СФЕРА        СВЯЗЫВАЮЩАЯ СФЕРА

                1. рассудочный               
                2.  ассоциативный
                3. поведенческий               
                4.  мотивационный
                5. деятельностный               
                6.  смысловой
                7. ролевой               
                8.  ценностный
                9. личностный

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗНЫХ (ДЕЙСТВУЮЩИХ) УРОВНЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ДИАПАЗОНА СОЗНАНИЯ

РАССУДОЧНЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ — это самый нижний образный уровень социального диапазона. Его образы (рассудочные образы) — это самые элементарные представления сознания, из всех тех, что может воспроизводить наше воображение. Вместе с рядовыми образами данного уровня сознания, в нём присутствуют и понятия. Понятия — это та особая категория рассудочных образов, которые сформировались в рассудке под влиянием вышестоящих образных уровней на основе образной ремиссии, описание которой, как процесса будет сделано в специальной теории образной ремиссии, описывающей процесс снижения образного уровня. Ремиссионные рассудочные образы, полученные от образов вышестоящих уровней, являются самыми базовыми элементами интеллекта, особой части сознания, которой тоже посвящена отдельная специальная теория.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ, содержит образы, строящиеся из рассудочных образов, соединяемых ассоциативными связями в линию, в поведенческую линию. Поведенческие образы первичного типа являются главным управляющим звеном во внешнем поведении, как в целенаправленном действии. Поведенческие образы, получившие надёжную ассоциативную устойчивость путём многократного совершения внешних действий, переходят в разряд мыслительно-поведенческих. Поведенческие образы за счёт дальнего ассоциирования (см. ассоциативный уровень сознания) могут быть не только подробного, а ещё и опережающего типа, позволяя таким способом осуществлять быстрый, хотя и не подробный мысленный просмотр целой серии возможных действий. Опережающие мыслительно-поведенческие образы играют огромную роль в формировании различных высших процессов сознания, помимо их сугубо практической важности по формированию поведенческого опыта.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ, содержит образы, строящиеся из поведенческих образов, соединяемых мотивационными связями. Деятельность — это системный комплекс поведений, направленных на решение единой задачи, где все поведенческие акты координируются друг с другом в следственно-причинном порядке. Следственно-причинный порядок в деятельности определяется мотивациями (мотивационными связями, о которых подробнее в пункте «мотивационный уровень сознания»). Деятельности, управляемые одноимёнными образами — это комплексные подходы, предпринимаемые в отношении различных задач, в отличие от поведений, решающих элементарные задачи (как говорится, в одно действие). Деятельности в среднем также являются процессами более длительными, чем поведенческие процессы, т.е. отвечают за более длительные и более существенные жизненные этапы по сравнению с поведениями.

РОЛЕВОЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ — это уровень, который содержит ролевые образы, строящиеся из деятельностных с помощью смысловых связей. В самом деле, любая наша роль в житейском смысле этого слова, в профессиональном, или в каком-либо ещё — это совокупность наших деятельностей, которые соответствуют друг другу, как мы интуитивно говорим, по смыслу. Чем более высок образный уровень сознания, а ролевой уровень чрезвычайно высок, по крайней мере, в социальном диапазоне сознания он второй сверху, тем более нелинейно, не последовательно, а параллельно, синхронно, совместно его построение из предыдущих образов. Так любая роль нашей жизни может менять свою деятельностную последовательность, и даже деятельностный состав (не радикально, конечно, иначе это была бы уже совсем другая роль). Составляющие её деятельности могут прерываться и продолжаться с того же места, где мы их прервали, позволяя входящим деятельностям происходить одновременно в полном смысле этого слова (так одновременно можно готовить обед, стирать бельё и писать научную работу, умея ставить деятельностные закладки). Такая одновременность возможна только при отточенности каждой входящей деятельности и при развитых смысловых способностях, т.е. способностях формировать надёжные смысловые связи, о которых будет подробнее сказано в соответствующем пункте данного изложения.

ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ — это самый высокий уровень социального диапазона, недаром говорят, что социальное — это межличностное. Здесь следует понять, по крайней мере, две очень важные идеи: во-первых, личность — это тоже образ, как и всё, что является объектом сознания (помимо связей); а, во-вторых, личность, как образ внутри нашего сознания, не единственный его образ подобного ранга. Личностных образов в едином сознании тоже имеется некоторое множество, конечно же, меньше, чем ролевых, и тем более деятельностных, и т.д., но всё же несколько. Говоря прямо, в каждом едином здоровом сознании имеется несколько личностей, которые по каким-либо вопросам находят или не находят консенсус. От этого мы либо не имеем проблем по данному вопросу, либо имеем их, будучи порой противоречивыми, т.е. в состоянии внутреннего личностного разногласия, когда наши личности не могут договориться, не имея на данный момент достаточно крепкой духовной связи. Таким образом, поскольку социальные отношения — это межличностные отношения, можно говорить о внутреннем социуме человеческого сознания. Точно также, с учётом законов построения личностных образов, можно определять и внешние межличностные отношения, т.е. любые общественные. Личностные образы (или личности) собраны из ролевых образов (ролей) с помощью ценностных связей. В самом деле, мы берём на себя какую-либо роль, а затем исполняет её, в соответствии с тем, насколько она ценна для нас.

ХАРАКТЕРИСТИКА СВЯЗЫВАЮЩИХ УРОВНЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ДИАПАЗОНА СОЗНАНИЯ

АССОЦИАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ — это самый первый, самый низший связывающий уровень социального диапазона. Основное предназначение ассоциативных связей в том, чтобы связывать рассудочные образы между собой, составляя из них поведенческие образы. Каждый рассудочный образ имеет некоторое множество ассоциаций с другими рассудочными образами, но все они различаются по своей яркости. На ассоциативном уровне сознания формируется рассудочно-ассоциативный конгломерат, называемый ассоциативным облаком. Поведенческий образ выделяется из данного облака как траектория, составленная из наиболее ярких на данный момент ассоциативных связей. Скорость и яркость ассоциирования может меняться в течение жизни, а может и в зависимости от эмоционального состояния индивидуума, о чём будет подробно изложено в специальной теории. Яркость ассоциации напрямую зависит от быстроты проследования одного рассудочного образа за другим, от уровня эмоционального состояния сопровождающего установление ассоциации и от повторяемости ситуации. Потенциал каждой ассоциации угасает с течением времени и может снизится до незначимого уровня. Если ассоциация получила участие в создании поведенческого образа, то её потенциал повышается с каждым использованием. Этот механизм позволяет производить отбор связей по неслучайной повторяемости, ведь частота повторения объективно говорит об их актуальности. Так как ассоциация устанавливается при быстром проследовании одного образа за другим, то при очень быстром поведении образуются ещё и дальние ассоциации, которые начинают связывать отдалённые рассудочные образы. Так формируются опережающие мыслительно-поведенческие образы, очень важные для правильного развития сознания на высоких уровнях.

МОТИВАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ назван по типу связей — мотивационных, или просто мотиваций (не путать, как это делают многие психологи, с мотивами, имеющими отношение уже к смысловому уровню сознания). Функция мотивационных связей — соединять различные поведенческие образы между собой, чтобы составить из них деятельность. Кратко говоря, механика формирования мотивации такова: собирается группа (круг) рассудочных аргументов, соединённых вместе и составляющих мотивационное ядро. Условия таковы, что у всех данных аргументов имеются ассоциации с одним и тем же объектом. Получается фокусирование ассоциативного потока, или кумулятивное ассоциирование, направленное в одну точку, которое является более сильным. Подробнее о механике мотивирования будет изложено в специальной теории.

СМЫСЛОВОЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ содержит и формирует смысловые связи, необходимые для составления ролевых образов из деятельностных. Ядром смысловой связи является слишком сложный комплекс процессов, чтобы можно было охарактеризовать его кратко. Оставим это для специальной теории — теории мотивов, поскольку именно мотив и является ядром смысловой связи. Скажем только, что мотив является замкнутым периодическим комплексом мотиваций и соответствующего поведенческого опыта. Мотивы, в отличие от мотиваций, являются стабильно, а не сиюминутно функционирующими комплексами сознания.

ЦЕННОСТНЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ — наивысший связывающий уровень социального диапазона, формирующий личностные образы, или просто личности. Данная тема находится ещё в стадии проработки, поэтому не может быть подробно изложена в настоящий момент. Но в любом случае, эта тема в скором времени войдёт в общий строй учения о механике сознания. Согласитесь, что непросто создать теорию личности (а именно это фактически и будет сделано при чётком описании ценностного уровня сознания).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ТЕОРИИ УРОВНЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ

            Как видно из данного теоретического изложения, посвящённого вопросу об общей структуре сознания, постулированного и проиллюстрированного на примере уровней социального диапазона, оно состоит из множества уровней, подразделённых на два типа: связывающие и действующие (образные), которые чередуются между собой и взаимодействуют друг с другом по определённым законам, которые ещё будут описаны в специальных теориях. Основной процесс, происходящий в многоуровневом сознании — это интеграция образов в образы более масштабные с помощью соответствующих связей, о чём упоминалось в приведённых выше кратких характеристиках всех уровней сознания социального диапазона.