В Новый год с новой живописью!

Койфман Валерий
Наступил Новый 2010 год. С ним, как всегда, к нам вновь пришли вера и надежда на исполнение самых сокровенных мечтаний о лучшей, благополучной и мирной жизни для всех дорогих нам близких и друзей, которых судьба разбросала буквально по всему миру.
Люди с радостью встречают этот праздник, следуя установившимся традициям своей страны и своего народа. 
Среди множества новогодних традиций есть одна удивительная - создание самых разнообразных новогодних живописных и графических картин. Родиной этой традиции является Китай, где новогодние картины, имеющие лубочный характер,  считаются символом праздника и являются традиционным видом народного творчества с более чем тысячелетней историей.
Новый год по китайскому лунному календарю является самым важным праздником в Поднебесной, его отмечают здесь уже более двух тысяч лет. В старину новогодние торжества длились больше месяца, а ныне – неделю, одну из трех «золотых недель» календарного года.
Еще древние китайские астрономы установили, что новый год всегда будет наступать где-то между 20 января и 20 февраля. Кстати, Новый  4708 год начнется 14 февраля 2010 года и пройдет под знаком Тигра.
Когда после 1911 г. в Китае начал применяться григорианский календарь (т. н. новый стиль), Новый Год стали называть здесь Праздником Весны (Чуньцзе), чтобы отделить его от западного «зимнего собрата». Китайский новый год проходит в праздничной радостной атмосфере. Он отражает возрождение природы и надежды на богатый урожай.   
В эти дни китайцы наклеивают в разных местах своего жилища: на ворота, двери, стены домов и возле окон традиционные и чрезвычайно популярные праздничные картины, которые включают в себя символы пожеланий счастья и благополучия. Все эти картины «жили», как правило, один год - их обычно никто не собирал и не хранил. Их делали дорогими и дешевыми, так что даже бедняки могли купить их за несколько медяков перед Новым Годом и наклеить взамен старых. В прошлом этот обычай, как и запуск хлопушек, считался эффективным способом изгнания злых духов и очищения домов от нечисти.
Новогодние картины являются не только культовым материалом для отправления обрядов поклонения предкам и духам, не только украшением праздника, но и огромной культурной и художественной ценностью, настоящей народной энциклопедией жизни.
Они изображают мифы и легенды, исторические рассказы и текущие события, пейзажи и достопримечательности, праздники и повседневную жизнь.
Насчитывается более 2000 тем и бесчисленное количество вариантов исполнения новогодних картин. Сюжеты встречаются самые разнообразные – это Будды и боги-хранители домашнего очага (они изображаются мужественными и сильными, одетыми в яркие одежды), дети, красавицы, цветы, птицы, пейзажи, сцены народных нравов и обычаев, праздников урожая, персонажи китайских опер и т.д. Все сюжеты объединены общей деталью – радостным новогодним настроением.
Смысл картин нужно искать не только в самом изображении, но и с помощью специфических совпадений произношения китайских слов и образов. Например, изображением летучих мышей, которые произносятся аналогично словам «счастье» и «богатство», передаются пожелания процветания, счастливой жизни. Или вот классическая новогодняя картина «Изобилие в каждом году» - на ней изображены ребенок, карп и лотос. Слово «лотос» по-китайски звучит как «зажиточная жизнь».
До XII века новогодние картины полностью рисовали вручную. Затем контуры рисунков начали вырезать на деревянных досках и печатать, а раскраска производилась вручную. Именно использование печати послужило широкому распространению различных «школ» новогодних картин по всему Китаю.
С приходом в XIX веке в Китай техники литографии, традиционное производство новогодних картинок стало сокращаться, не выдерживая конкуренции с современной технологией, но не потеряло своего значения.
Традиционные новогодние картины делают на специальной бумаге (в древности это была белая и желтая грубая бумага, сейчас используется лучшие китайские сорта рисовой бумаги) по довольно сложной и трудоемкой технологии, сочетающей в себе технику филигранной резьбы по дереву и ручной росписи. Размеры большинства новогодних картин  50х30 см или
105х55 см, но для чайных зданий (есть такие в Китае) и других общественных мест иногда изготавливали огромные полотнища длиной 3х2 метра.
На некоторых картинах человеческие персонажи изображают с очень сильным румянцем на щеках, а их фигуры окрашивают золотистым порошком, для придания работе дополнительной яркости. Основной секрет того, что картины при этом не выглядят простыми и дешевыми, кроется в красках, рецепты изготовления которых передаются из поколения в поколение. Печатники готовили краски  на  растительной основе из 20 ингредиентов, которые в строгой очередности добавлялись в процессе трехчасовой варки. Изготовленные таким образом краски с натуральными пигментами долго сохраняли свою яркость. До появления привозных японских и европейских химических красок все печатни сами изготовляли краски. По количеству чанов с красками даже судили о богатстве и процветании печатни.
Хотя ныне в Китае изготовляется более 300 тысяч картин в год, и они пользуются большим спросом, в стране считают, что из-за нехватки мастеров, владеющих традиционными технологиями, и желающих продолжать дело, искусству китайских новогодних картин угрожает забвение. По инициативе Министерства культуры в 2001 году в стране началась программа сохранения этой жемчужины народного искусства, являющейся частью мирового культурного наследия. В настоящее время более 10 тысяч  произведений хранятся в музеях и библиотеках многих стран мира. В Эрмитаже, например, собрано более 3 тысяч таких картин. 
Интересно отметить, что изданный в Китае сборник "Коллекция китайской народной новогодней гравюры", стал в 2009 году хитом  на знаменитой Франкфуртской книжной ярмарке.