Оба-на. пьеса-анекдот в трёх картинах

Александр Бергельсон
Александр Бергельсон

ОБА-НА

пьеса-анекдот в трёх картинах)



Действующие лица:
        ШИЛОВ
        ТАНЯ
        СЕРЁГА - Танин муж, майор спецназа
        НОННА САВИШНА - Танина мама, соответственно, Серёгина Тёща
        ГОЛОС ЗА ДВЕРЬЮ

Картина первая.

Затемнение. Из темноты слышны вздохи, сопение, скрип дивана, и так далее.

ГОЛОС ТАНИ. Шилов… Шилов… Шилов… Ай, Шилов! Ой, Шилов..  Ну, Шилов…
ГОЛОС ШИЛОВА. Я уже сорок лет - Шилов…
ГОЛОС ТАНИ. Уф, Шилов… Сегодня, Шилов, ты вообще…
ГОЛОС ШИЛОВА. Я свет зажгу?..
ГОЛОС ТАНИ. Зачем?
ГОЛОС ШИЛОВА. Кофе хочу.

Вспыхивает свет. Комната, постель в беспорядке. Таня сидит на постели в ночной рубашке, Шилов рядом, укрыт простынёй.

ТАНЯ. В два часа ночи?
ШИЛОВ. Я что, не наработал на кофе?
ТАНЯ. Ну, Шилов!
ШИЛОВ. Нет, ты мне скажи; я наработал на кофе?
ТАНЯ. Ты наработал на ванну кофе и ещё на тазик со сливками.
ШИЛОВ. Тогда свари мне кофе.

Обнимает Таню.

ТАНЯ. Нет, Шилов… Да погоди ты, Шилов… Мне надо в ванну, Шилов…
ШИЛОВ. Всем надо в ванну.
ТАНЯ. Шилов! А как же кофе?..
ШИЛОВ. В два часа ночи?
ТАНЯ. Шилов!..
ШИЛОВ. Что "Шилов"?..
ТАНЯ. Давай передохнём.
ШИЛОВ. Давай…

Всё повторяется.

ТАНЯ. Ай, Шилов!.. Ну, Шилов!.. У, Шилов…
ШИЛОВ. Вот теперь - точно кофе.
ТАНЯ. Ну, нет, Шилов, вари сам.
ШИЛОВ. Не понял! Это что - бунт на корабле?
ТАНЯ. Я что не наработала на право тихонечко полежать, свернувшись калачиком?..
ШИЛОВ. Калачиком - это интересно…
ТАНЯ. Эй, Шилов, что ты делаешь… Убери руки, Шилов…
ШИЛОВ. Ну, ты же сама сказала - калачиком…
ТАНЯ. Шилов! Шилов, перестань…
ШИЛОВ. Тогда иди - вари мне кофе.
ТАНЯ. Ну, Шилов, ты вообще…
ШИЛОВ. Не хочешь варить кофе, будем калачиком…
ТАНЯ. Ты, Шилов… Ты… Ты…
ШИЛОВ. Зови меня просто - Шилов.
ТАНЯ. Ладно, Шилов… Я пошла варить кофе.

Таня уходит на кухню. Шилов встаёт, заворачивается в простыню, осматривается, идёт к секретеру.

ШИЛОВ. "На вернисаже как-то раз, случайно встретила я вас. Но вы вдвоём, и не со мною…"
видит фотографию бравого военного за стеклом секретера) Оба-на! "Дойдшен зольдатен, унд дер официрен!.. Турун-дум, турун-дум! Нихт капитулирен!…" Таня, кто это у тебя в шкафу?
ТАНЯ. (Из кухни). В каком шкафу?
ШИЛОВ. Где посуда.
ТАНЯ. (Заглядывает в комнату)  Шилов, ты о чём?
ШИЛОВ. Я вот об этом вояке.
ТАНЯ. А! Это мой муж.
ШИЛОВ. Оба-на! А кто у нас муж?
ТАНЯ. Зачем тебе, Шилов?
ШИЛОВ. Ну, как же! (Подходит к ней, обнимает)  Я тут, кажется, победил, так я же должен знать - кого…
ТАНЯ. Шилов!.. Шилов!.. Ши-илов…
ШИЛОВ. Что - Шилов?…
ТАНЯ. (Вырывается) У меня кофе убежит.
ШИЛОВ. Так кто у нас муж?
ТАНЯ. (Уходя на кухню) У нас муж офицер.
ШИЛОВ. (Иронически) Вижу, что не повар… Офицер чего?
ТАНЯ. (Из кухни) Спецназ.
ШИЛОВ. Оба-на! Это я удачно зашёл… (подходит к секретеру, щёлкает фотографию по носу через стекло). "Наша служба и опасна и трудна…" Ку-ку, командир!
ТАНЯ. Шилов, тебе сахара сколько класть?
ШИЛОВ. Видишь, командир, я тут твой сахар ем…
ТАНЯ. Так сколько, Шилов?..
ШИЛОВ. А сахара мне, девочка, три ложки!
ТАНЯ. А сливки будешь?..
ШИЛОВ. И сливки я тоже - буду! Я всё буду! Всё! Слышишь, девочка?

Таня входит с подносом, на подносе кофе в чашках и сливки в молочнике. Шилов подхватывает у неё поднос, красиво и динамично крутится по комнате с этим подносом, потом ставит его на расстеленную кровать и садится сам.

ШИЛОВ. Пра-ашу!
ТАНЯ. Сейчас. Я только схожу пи-пи…
ШИЛОВ. Я с тобой.
ТАНЯ. Шилов, нет… Сиди, пей кофе.
ШИЛОВ. Но я хочу посмотреть!
ТАНЯ. Шилов!
ШИЛОВ. Что - Шилов?..
ТАНЯ. Ты извращенец, Шилов.
ШИЛОВ. С точки зрения офицерской жены, - конечно! А вот с точки зрения моей маленькой девочки… моей самой экзотической шалуньи…

Шилов обнимает Таню.

ТАНЯ. Шилов! НЕТ, Шилов… Поднос перевернёшь!
ШИЛОВ. А мы от него убежим!

Берёт Таню на руки, несёт ванную.

ТАНЯ. Шилов!.. Ай!… Шилов!.. А кофе?..
ШИЛОВ. Пускай кофе немного остынет…

Шилов уносит Таню в ванную. Затемнение.

Картина вторая.

Стук в дверь.

ГОЛОС ШИЛОВА. Оба-на… Это ещё кто?
ГОЛОС ТАНИ. Судя по стуку - Серёга.
ГОЛОС ШИЛОВА. Какой Серёга?
ГОЛОС ТАНИ. Муж.

Шилов и Таня оказывается на авансцене одновременно. Это уже кухня. Таня в халате, в руках у неё поднос с кофе и сливками. Шилов на ходу впрыгивает в джинсы и майку. Всё происходит практически очень быстро.

ШИЛОВ. Не открывай.
ТАНЯ. (Ставит поднос). Шилов, не дёргайся.
ШИЛОВ. Как я могу не дёргаться…
ТАНЯ. Ты мой брат из Актюбинска.
ШИЛОВ. Брат из Актюбинска.
ТАНЯ. (Направляясь открывать)  Сиди спокойно, Шилов, пей кофе.
ШИЛОВ. (Поспешно и суетливо садиться) А как меня зовут?
ТАНЯ. Ну, до этого не дойдёт…
ШИЛОВ. Как это - не дойдёт?..

Таня открывает дверь.

ГОЛОС ТАНИ. Приветик, дорогой!
ГОЛОС СЕРЁГИ. Здравия  желаю! Не ждала, Танюха?

Звуки поцелуев, топотание.

ГОЛОС ТАНИ. Отложили?..
ГОГОС СЕРЁГИ. До двадцати одного ноль-ноль завтрашнего дня свободен!
ГОЛОС ТАНИ. Фу, как перегаром разит!
ГОЛОС СЕРЁГИ. Пожрать есть?
ГОЛОС ТАНИ. Иди, мойся.

На протяжении их диалога Шилов напряжённо сидит, зажав в кулаке чашку с остывшим кофе. В дверях появляется Серёга. Он уже без сапог и кителя, но ещё в фуражке.

СЕРЁГА. Оба-на…
ШИЛОВ. Здрасти.

Серёга чешет живот, на его лице напряжённая мысль,

СЕРЁГА. Это, мля, чё, мля, такое, мля?
ШИЛОВ. (Неожиданно для себя хихикает)  Я - Танин брат из Актюбинска.
СЕРЁГА. Какой брат?
ТАНЯ. (Входя) Двоюродный.
СЕРЁГА. Не понял…
ТАНЯ. Ну, что здесь не понятного? - Мой брат. Из Актюбинска. Приехал.
ШИЛОВ. Брат… из Актюбинска…
СЕРЁГА. (Делает шаг вперёд) Да я вас щас…
ТАНЯ. (Строго, но без какого либо напряжения или стеснения в голосе, словно всё происходящее - вполне обыденная вещь) Серёга, не глупи!
ШИЛОВ. …из Актюбинска…
СЕРЁГА. Какого Актюбинска?…

Таня оказывается между Шиловым и Серёгой.

ТАНЯ. (Совершенно спокойно). Актюбинск - это город.
СЕРЁГА. (Хватает Шилова за грудки и приподнимает его над табуреточкой). Ты, мля…
ТАНЯ. (Ещё более спокойно) Серёга! Тебе нельзя его бить. Он сразу умрёт. Ты же в боевой командировке! Тебя же сразу под трибунал…

Серёга трясёт Шилова, Шилов сидит, вцепившись в табуреточку.
 
СЕРЁГА. Какой, мля, трибунал, тварь?
ТАНЯ. (Неожиданно начинает смеяться) Вот оно что! Ты решил, что он и я… Ой, не могу! (Подходит к Серёге, целует его. Серёга продолжает держать вцепившегося в табуреточку Шилова навису, причём Шилов всё это время так и не выпускает из рук табуреточки). Да ты посмотри на него, Серёга! Ты… (Танин смех переходит в истерический хохот). Ой, не могу… Уморил…
СЕРЁГА. (Смотрит на Таню, потом на Шилова) Не понял…
ТАНЯ. (Сквозь смех). Ой… Я… Не могу…Ой… (крутит у виска пальцем) Ну, Серёга!… Ты прямо чумной.
СЕРЁГА. (Серёга смотрит на Шилова, потом на Таню, потом медленно опускает Шилова вместе с табуреточкой). Чо ты ржёшь?
ТАНЯ. Он мой брат…
ШИЛОВ. …брат…
ТАНЯ. Из Актюбинска, Серёженька! Понимаешь? - брат, я же тебе рассказывала…
ШИЛОВ. …из Актюбинска…
ТАНЯ. …а совсем не то, что ты подумал…
СЕРЁГА. (На лице его опять напряжённая мысль). Врёшь!
ТАНЯ.  (Всё ещё смеясь). А зачем мне врать?
СЕРЁГА. Чтобы скрыть.
ТАНЯ. Что скрыть?
СЕРЁГА. Всё скрыть.
ТАНЯ. (Перестав смеяться). Ты это серьёзно?
СЕРЁГА. (Резко и неожиданно бьёт Шилова. Шилов вместе с табуреточкой отлетает в угол). Тварь!

Таня молниеносно виснет у Серёги на груди, плотно обняв его руками и ногами. Удар и объятия происходят практически одновременно.

ТАНЯ. Совсем охренел! Тебя же посадят! Ты же уже едешь.
СЕРЁГА. (Пытаясь её сбросить). Тварь!
ТАНЯ. Ты едешь!
СЕРЁГА. Пусти!
ТАНЯ. Не пущу! Ты едешь!
СЕРЁГА. Убью!
ТАНЯ. Нельзя! Ты едешь!
СЕРЁГА. Куда?..
ТАНЯ. В Чечню!
СЕРЁГА. Пусти!
ТАНЯ. Не пущу! (Серёга  явно сильнее, но Таня держит его намертво, и, видимо, не в первый уже раз). Ты едешь! Ты уже в поезде! Никто ведь не знает, что ты вернулся!.. У вас же строго!..

Серёга отрывает от себя Таню, отшвыривает её, Таня летит в тот же угол, что и Шилов. Таня падает на Шилова сверху.

СЕРЁГА. ****юга!
ШИЛОВ. (Тихонько постанывая) …из Актюбинска…
ТАНЯ. (Садится на лежащего Шилова) Ты меня ударил!
СЕРЁГА. Шлюха…
ТАНЯ. (Орёт) Ты меня всё-таки ударил! Ты… меня…
СЕРЁГА. (Поправляя съехавшую фуражку, но уже на тон ниже)  Убью.
ТАНЯ. Ты … Меня…
СЕРЁГА. (С опаской). Чо, правда - брат?
ТАНЯ. (Истошно орёт). Гад!.. Пьянь!.. Сволочь!.. Ты!.. Меня!..
СЕРЁГА. Слышь, мужик… Ты живой?..
ТАНЯ. Подонок!..  Быдло!.. Козёл!..
ШИЛОВ. …из Актюбинска…
СЕРЁГА. Так ты брат или не брат?..
ШИЛОВ. …брат……из…  …тюбинска…
ТАНЯ. Говорила мне мама! Говорила! Солдафон! Мразь!
СЕРЁГА. Тань, я…
ТАНЯ. Не смей ко мне обращаться! Ненавижу! Свинья!
СЕРЁГА. Я…
ТАНЯ. Ты! Меня! Ударил! ТЫ!
СЕРЁГА. Ну, Тань…
ШИЛОВ. …о-о-ох…

Таня резко поднимается, берёт со стола чашку с холодным кофе, выплёскивает Серёге в лицо. Серёга ловит Таню, прижимает к себе.

СЕРЁГА. Отставить!
ТАНЯ. Ненавижу! Гад!
СЕРЁГА. Танька!..
ТАНЯ. (Норовя исцарапать Серёге лицо) Ударил… Меня… А…а...а...
ШИЛОВ. …из Актюбинска…
СЕРЁГА. Сама виновата
ТАНЯ. Я виновата? Я?
СЕРЁГА. А кто?..
ШИЛОВ. Воды-ы-ы-ы…
СЕРЁГА. Дай ему…
ТАНЯ. Сам дай…
СЕРЁГА. Он правда - твой брат?..
ТАНЯ. Отпусти меня, негодяй!
СЕРЁГА. Да это же ты меня схватила…
ТАНЯ. А ты… ты… ты меня… УДАРИЛ!.. (Бьёт Серёгу по щекам по очереди руками с размаха) Я… (бьёт) тебе… (бьёт) говорила… (бьёт) поднимешь на меня руку - уйду! (бьёт) Слышишь? - уйду! (бьёт)
СЕРЁГА. (Перехватывает её руки, от чего Таня сползает по Серёге на пол). Хватит! Так это, всё-таки, - брат или не брат?
ШИЛОВ. (Сидя на полу, сгребает обломки табуреточки, мотает головой) …брат… Из Актюбинска… воды…
ТАНЯ. Нет! Это самец! Слышишь, скотина, это - самец! И я с ним здесь спала! Трахалась! Понял, придурок? - тра-ха-лась! И буду трахаться! - понял? - а ты… Ты…
СЕРЁГА. Значит, всё-таки брат.

Таня бьётся в рыданиях. Серёга садится на пол рядом с Таней.

СЕРЁГА. (Примирительно). Ну, сама посуди: два часа ночи… Чужой мужик…  Тань, а Тань…
ТАНЯ. Не трогай меня, негодяй!
СЕРЁГА. Тань… Ну, ладно тебе… Всё же обошлось…
ТАНЯ. Что обошлось? Что? Ты же меня… меня… уда-а…
СЕРЁГА. Толкнул, да и то -  чуть-чуть…
ТАНЯ. Чуть-чуть?.. Да я…
ШИЛОВ. Где я?..
СЕРЁГА. (Обрадовано). О! Вот видишь? - всё нормально!
ТАНЯ. Что - нормально? Что - нормально? - он же ничего не помнит. Ты же его…
СЕРЁГА. (Шилову). Ты у Таньки, мужик!
ШИЛОВ. У какой Таньки?..
ТАНЬКА. (Опять заливаясь слезами). Вот видишь! Видишь! Изверг…
СЕРЁГА. У сестры…
ШИЛОВ. Что-то мне плохо…
ТАНЯ. Ты его покалечил!
СЕРЁГА. Не, я свой удар знаю…
ТАНЯ. (Шилову). Миленький, ты меня узнаёшь?
ШИЛОВ. Узнаю.
ТАНЯ. Я твоя сестра, Таня…
ШИЛОВ. Из Актюбинска?..
СЕРЁГА. О! Я же говорил, - оклемается…
ТАНЯ. Нет, это ты из Актюбинска, а мы с мамой здесь уже три года…
СЕРЁГА. Четыре. Меня в девяносто восьмом перевели из Читы…
ТАНЯ. Молчи уж!
ШИЛОВ. А я где был?
СЕРЁГА. В Актюбинске.
ТАНЯ. Дай ему воды.

Серёга встаёт с пола, наливает Шилову воду и подаёт. Таня тем временем осматривает и ощупывает Шилову лицо.

ТАНЯ. Так больно?
ШИЛОВ. Угу.
СЕРЁГА. На.

Шилов пьёт воду.

СЕРЁГА. (Шилову). А ты когда приехал?
ШИЛОВ. Вечером.
ТАНЯ. Молчи, тебе нельзя разговаривать
СЕРЁГА. Это почему?
ТАНЯ. Вдруг там перелом!
СЕРЁГА. Где?
ТАНЯ. В лице!

Серёга задумчиво смотрит на Таню, потом на Шилова, потом выпячивает челюсть, и, словно бы продолжая раздумывать, мотает головой.

СЕРЁГА. Не-а! Я так думаю, что он тебе, всё-таки, не брат…

Шилов перестаёт пить.

ТАНЯ. Опять двадцать пять!
СЕРЁГА. Не опять, а снова!
ТАНЯ. (Вскакивает, орёт, топает ногами). Всё! Я ухожу к маме.
СЕРЁГА. К маме? (Патетически). К Нонне Савишне? К моей уважаемой тёще?
ТАНЯ. (Вытаскивая  откуда-то огромную сумку, убегая в комнату, роняя что-то с грохотом там, в комнате) Слава Богу, ты ещё помнишь как зовут мою маму!
СЕРЁГА. А вот я ей сейчас позвоню, и спрошу!
ТАНЯ. И спроси!
СЕРЁГА. (Шилову). Если ты брат, она скажет - брат! А если нет…

Серёга хватает телефон. В кухню врывается Таня, уже одетая не в халат, а в юбку и батник.

ТАНЯ. (Шилову) Пускай позвонит! Пускай все знают, что он допился! Пускай все…

  Серёга поднимает руку. Таня замолкает. Слышны длинные гудки.

СОННЫЙ ГОЛОС НОННЫ САВИШНЫ. Алло…
СЕРЁГА. Нонна Савишна! Это я, Серёга…
СОННЫЙ ГОЛОС НОННЫ САВИШНЫ. Какой Серёга?.. Вы что хулиганите?
СЕРЁГА. Нонна Савишна, это я, ваш зять Серёга! Извините, что так поздно…
УЖЕ НЕ СОННЫЙ ГОЛОС НОННЫ САВИШНЫ. Что случилось? Алло! Сергей! Алло! Что вы сделали с моей дочерью?.. Я всегда говорила Танечке, что это добром не кончиться… Алло! Немедленно позовите Танечку! Алло!..
ТАНЯ. (Кричит в трубку, которую Серёга не выпускает из рук). Мама! Я жива! Скажи ему…
СЕРЁГА. Нонна Савишна, у Тани есть брат в Актюбинске?
УЖЕ НЕ СОННЫЙ ГОЛОС НОННЫ САВИШНЫ. Какой брат? Что вы мне голову морочите…
СЕРЁГА. Так есть, или нет?!..
НОННА САВИШНА. Я уже не молодой человек! Вы, Сергей, не имеете права звонить мне среди ночи! Да, у Танечки есть двоюродный брат Аркадий, он действительно живёт в Актюбинске, и он - научный работник, в отличие от некоторых, которые в своём солдафонском хамстве…
СЕРЁГА. Спасибо, Нонна Савишна. Спокойной ночи!

Серёга вешает трубку. Молчание. Таня сидит понуро опустив голову. Шилов осторожно отхлёбывает воду. Резко и сильно звонит телефон. Серёга молниеносно выдёргивает шнур из розетки. Потом сдвигает фуражку на затылок.

СЕРЁГА. Оба-на! Всё, братцы кролики! - я, кажется, влип по самое не хочу. Теперь она меня с потрохами съест…
ТАНЯ. Не смей! Не смей так говорить о моей маме!
СЕРЁГА. (Виновато). А чё теперь делать то?..
ТАНЯ. Во-первых, попросить прощения…
СЕРЁГА. Ну, это… Если я ей сейчас позвоню….
ТАНЯ.  Идиот! Не у мамы - у меня!
СЕРЁГА. А!.. Извини.
ТАНЯ. (Решительно). НЕТ.
СЕРЁГА. Тань… Я… Это самое…
ТАНЯ. Я достаточно долго терпела и твоё патологическое хамство, и твою не менее патологическую ревность. Я даже терпела твоё бесконечное пьянство…
СЕРЁГА. Тань, нам же отъезд отложили… Не мог я ребятам отказать… Да и выпил я сто грамм, не больше.
ТАНЯ. Это уже не важно. Я ухожу.

Таня уходит в комнату. Серёга быстро подползает к Шилову, садится рядом.

СЕРЁГА. Слышь, брат, я тебя не сильно?
ШИЛОВ. Нормально… Жить буду.
СЕРЁГА. Ты уж меня прости, я ведь черте чо подумал…
ШИЛОВ. Бывает.
СЕРЁГА. Скажи ей, чтобы она не уходила… А то ведь - характер, блин! Сам знаешь.
ШИЛОВ. Знаю.

Появляется Таня с сумкой.

ТАНЯ.  (Шилову). Поехали. Только я позвоню, предупрежу маму.
ШИЛОВ. Неудобно как-то.
ТАНЯ. Ничего, зато - кончится раз и навсегда весь этот кошмар!
СЕРЁГА. Тань, я ведь извиняюсь. Ты сама посуди: я как увидел его, так одурел: только я за порог, блин, так она - сразу…
ТАНЯ. Всё. Я тебе сказала.
ШИЛОВ. Таня, его ведь тоже можно понять. В какой-то мере, и мы - виноваты… Ну, ты понимаешь: я ведь не предупредил…

Таня с интересом смотрит на Шилова.

ТАНЯ. То есть, ты за него заступаешься?..
ШИЛОВ. (Сконфуженно). Получается, так.
ТАНЯ. Ну-ну… (Бросает сумку на пол). Значит, ты хочешь, чтобы я осталась?
ШИЛОВ. Да, получается, что хочу.
ТАНЯ. Я не тебя спрашиваю!
СЕРЁГА. (Поспешно) Очень, Тань!.. Ты же знаешь, я тебя очень люблю! От того, понимаешь, и с ума…
ТАНЯ. (Решительно). Хорошо! Завтра поговорим! А теперь - все спать.

Серёга подходит к Тане, пытается её обнять. Таня отстраняется, выходит в комнату. Серёга идёт следом. Из комнаты слышны их приглушённые голоса.

СЕРЁГА. Тань! Неудобно… Надо бы мне с ним выпить, поговорить… А то - я ведь его… Ну, понимаешь?..
ТАНЯ. Хватит, я сказала! У меня и так - голова разваливается.
СЕРЁГА. Хорошо-хорошо. Как скажешь.
ТАНЯ. Стели. Ему - в кухне, нам – тут. Я в ванную. И чтобы не смел ко мне ночью даже прикасаться!
СЕРЁГА. Конечно-конечно, моя рыбочка! Иди! Я тебя люблю!
ТАНЯ. Господи, какой же ты идиот!

Слышно, как Таня проходит в ванную, как там льётся вода. Шилов всё это время сидит, прислушиваясь к разговору, и курит. Появляется Серёга. В руке у него бутылка водки. Серёга ловко её открывает, быстро ставит на стол две чашки, наливает по полной.

СЕРЁГА. Давай, братан, пока Танька в душе! Со свиданьицем! И - давай, братан, без обид!
ШИЛОВ. (Берёт чашку) Давай без обид.

Пьют. Серёга наливает по второй. Они опять пьют, теперь уже молча. Серёга вынимает из холодильника какую-то снедь. Они закусывают. Серёга прячет пустую бутылку за холодильник.

СЕРЁГА. Всё! Отбой… Остальное завтра. Счас я тебе постель дам.

Серёга уходит, потом появляется снова, бросает на пол тулуп, подушку и простыню.

СЕРЁГА. Я спать. А то счас Танька меня - за водочку, да по совокупности с вечерним… (Серёга пьяно качает головой) Друзья?!..
ШИЛОВ. Друзья!

Они пожимают друг другу руки. Серёга уходит. Шилов берёт со стола колбасу, и жуёт.

ШИЛОВ. Блин, челюсть болит…

Шилов ест, морщась. Постепенно Шилов съедает всё, что лежит на столе. Слышно, как в ванной льётся вода. Потом к звуку льющейся воды присоединяется Серёгин храп. Потом в кухню заходит Таня. У неё мокрые волосы. Она опять одета в халат. И она, и Шилов, разговаривают шёпотом.

ТАНЯ. Спит?
ШИЛОВ. Спит…
ТАНЯ. Шилов, тебе пора идти.
ШИЛОВ. Да.
ТАНЯ. (Принюхиваясь). Вы что с ним - пили?..
ШИЛОВ. Чуть-чуть…
ТАНЯ. Ну, Шилов!
ШИЛОВ. Что - Шилов?..
ТАНЯ. Ты, Шилов, просто вообще…
ШИЛОВ. Оба-на!.. 

Шилов поднимается, пытается Таню обнять.

ТАНЯ. Шилов… Ты что, Шилов… Не сходи с ума, Шилов!..
ШИЛОВ. Мы тихо…
ТАНЯ. Нет, Шилов! Нет…
ШИЛОВ. Один разочек… Как брат… Из Актюбинска…
ТАНЯ. Шилов!… Шилов… Да погоди ты, Шилов, не так…

Затемнение. В темноте происходит возня, слышен шёпот Тани.

ГОЛОС ТАНИ. Ай, Шилов!… Ну, Шилов… О-о-о, Шилов… Ну, Шилов!

Картина третья.

Комната. Таня, уже одетая и аккуратная, гладит бельё на гладильной доске. Серёга, только что проснувшийся, с явными признаками похмелья.
 
СЕРЁГА. Доброе утро.
ТАНЯ.  Оба-на!.. Привет, миленький! Как спалось?
СЕРЁГА. Нормально.
ТАНЯ.  Это радует. А то ты вчера такой пришёл…
СЕРЁГА. А где брат?
ТАНЯ. Какой брат?
СЕРЁГА. Из Актюбинска.
ТАНЯ. Не поняла.
СЕРЁГА. Что тут не понятного? Брат, который…

Таня так смотрит на Серёгу, что тот, осёкшись, кидается на кухню. Вылетает оттуда, и тупо смотрит на Таню

СЕРЁГА. Его там нет!
ТАНЯ. Кого?
СЕРЁГА. (Угрожающе), Ты мне мозги не компостируй! Он что, уехал?
ТАНЯ. (Встревожено). Ты про кого, Серёга?
СЕРЁГА. (Орёт) Брат! -  брат твой где?!
ТАНЯ. (Растерянно) Не знаю…
СЕРЁГА. Что значит "не знаю"! - он ведь к тебе приехал!
ТАНЯ. (Ставит утюг, рассержено). Хватит плети чушь. Никто ко мне не приезжал! Ты меня ещё ночью задрал этим братом! …Брата ему подавай! Пол ночи за мной бегал, дрался, водку жрал…
СЕРЁГА. Погоди… Стой… (Садиться на кровать). Давай по порядку. Я вчера днём уехал в командировку. Так?
ТАНЯ. Давай по порядку. (Садится с ним рядом) Уехал, потом позвонил, что всё перенесли до двадцати одного ноль-ноль, и что вылет -  сегодня.
СЕРЁГА. Ну! Всё так и есть! А потом?
ТАНЯ. Потом - потом ты сказал, что вы с ребятами это решили отметить…
СЕРЁГА. Правильно! (Спохватывается). А я разве звонил?..
ТАНЯ. (Скептически) Нет! Ты мне телеграммой сообщил, уже оттуда!

Серёга чешет затылок. Таня обнимает его.

ТАНЯ. Серёженька, ты что - ничего не помнишь?
СЕРЁГА. Я не помню, как тебе звонил.
ТАНЯ. А как домой пришёл, помнишь?..
СЕРЁГА. Ну! Ты меня ещё встретила… В коридоре… А потом - я в комнату, а тут - брат…
ТАНЯ. Встретила! Ты еле-еле языком ворочал!
СЕРЁГА. Но я же на своих дошёл!.. Так или не так?
ТАНЯ. Ты всегда на своих! Это сто пудово!
СЕРЁГА. (Не уверенно). Вот видишь.
ТАНЯ. А брата ты в комнате искал?..
СЕРЁГА. А чё его искать, если он на кухне сидел! В майке синей, и очки во всю морду!
ТАНЯ. А водку ты на кухне потом с ним жрал?
СЕРЁГА. Точно! С ним!
ТАНЯ. (Вдруг начинает плакать) Серёжка, Серёжка… Ты один пил… из двух чашек… я так напугалась… ты сидишь, сам с собой говоришь…. Чокнешься, выпьешь, а потом… потом опять, - только из второй… я тебе.. а ты драться… мне так страшно, Серёжка…  так страшно…
СЕРЁГА. (Сильно напуган)  Тань, слышь! - не реви, счас разберёмся…
ТАНЯ. (Плачет)  Тебе ведь нельзя… У тебя конту… конту-у-узия… Тебя комису-у-ют…
СЕРЁГА. Тань, а, Тань! Я маме твоей звонил?..
ТАНЯ. (Отстраняясь, причём слёзы её переходят в злобу) Ты и это не помнишь? Не помнишь, как её среди ночи поднял? И - что она тебе сказала, - тоже не помнишь?
СЕРЁГА. Почему? - это, как раз, помню…
ТАНЯ.  Значит, звонил, раз помнишь!
СЕРЁГА. А про брата она что сказала?
ТАНЯ. (Вдруг начинает трястись). Ты издеваешься надо мной, да? - издеваешься? - не прикидывайся! - нажрался, так ответь! Нахамил, так не изворачивайся! И брата никакого здесь не было! Только пьяный дурак, которому ни грамулечки нельзя, и который каждую неделю… Каждую неделю!

Таню трясёт. Серёга успокаивающе держит её за плечи.

СЕРЁГА. Не может быть… Я ведь помню, что скандалил, потому что приревновал тебя… К этому… Ну, брату… Который здесь был…
ТАНЯ. (Вырывается, орёт) Не было здесь никого! Понимаешь, - не было! Это у тебя в пьяной башке… В башке… Дурак!

Таня убегает в ванную. Оттуда слышаться рыдания и шум воды. Серёга подходит к двери в ванную. Дверь закрыта на щеколду изнутри.

СЕРЁГА. Тань, открой! Тань… Ты слышишь? Тань!…
ГОЛОС ТАНИ. Дай ты мне в себя прийти! Достал!
СЕРЁГА. Хорошо-хорошо…

Серёга подходит к телефону, тихонечко набирает номер. Раздаются громкие длинные гудки.

СОННЫЙ ГОЛОС НОННЫ САВИШНЫ. Алло!..
СЕРЁГА. Алло, Нонна Савишна! Это Серёга…
СОННЫЙ ГОЛОС НОННЫ САВИШНЫ. Какой Серёга?
СЕРЁГА. Ваш зять.
УЖЕ НЕ СОННЫЙ ГОЛОС НОННЫ САВИШНЫ. Опять?!..
СЕРЁГА. Нонна Савишна, я вам ночью звонил?
УЖЕ НЕ СОННЫЙ ГОЛОС НОННЫ САВИШНЫ. Вы, Сергей, совершенно потерявший совесть алкоголик! Я заслужила уважение честным трудом на ниве народного образования! Я имею право на отдых! Так нет: распоясавшийся пьяница и хулиган, который, мало того, что совратил мою дочь, так ещё и не даёт мне спокойного житья! Я после вашего хамского звонка оповестила милицию! Я…
СЕРЁГА. Нонна Савишна… Погодите…
УЖЕ НЕ СОННЫЙ ГОЛОС НОННЫ САВИШНЫ. Мне звонит среди ночи хам, спрашивает, есть ли у Танечки брат в Актюбинске, да, отвечаю я, есть, научный работник, не в пример некоторым, так он бросает трубку, а я - с давлением! - не сплю практически всю ночь! Я пыталась звонить, чтобы сказать вам, Сергей, что я думаю про ваше поведение, но вы выключили телефон! … Кстати! Где Татьяна? - я немедленно требую, чтобы вы дали трубку Тане! Я так беспокоюсь…

В комнате появляется Таня. Она немного успокоилась. Серёга держит трубку в полуметре от уха. Таня смотрит на него с презрением и ненавистью. Забирает трубку.

ТАНЯ.  Да, мамочка, здравствуй.

Серёга садится на пол, на протяжении всего Таниного разговора с мамой раскачивается, обхватив голову руками. Таня весь разговор с мамой смотрит на Серёгу.

УЖЕ НЕ СОННЫЙ ГОЛОС НОННЫ САВИШНЫ. Таня, я должна тебе сказать, что этот твой солдафон совершенно распоясался! Я, между тем, многократно говорила тебе, что это всё добром не кончиться! И, наконец...
ТАНЯ. Мамочка, я к тебе сегодня заеду, мы обо всём поговорим… А сейчас – извини.

УЖЕ НЕ СОННЫЙ ГОЛОС НОННЫ САВИШНЫ. Нет, вы посмотрите! Дочь называется… Я, как мать, требую…
ТАНЯ. Мамочка, кто-то стучит, я перезвоню.

Таня вешает трубку и вынимает шнур телефона из розетки. Подходит к Серёге, садится рядом.

ТАНЯ. Ну, и что тебе сказала мама?
СЕРЁГА. (Не отнимая рук, раскачиваясь) Не было… Не было…
ТАНЯ. Не было. Ты, Серёжка, позвонил маме, она тебе сказала, что брат в Актюбинске есть, и тебя замкнуло.
СЕРЁГА. Меня замкнуло…
ТАНЯ. Тебе надо бросать пить.
СЕРЁГА. Да.
ТАНЯ. После контузии такое бывает.
СЕРЁГА. Да.
ТАНЯ. А вот пить один из двух чашек - это совсем…
СЕРЁГА. Да.
ТАНЯ. И глюки…
СЕРЁГА. Ты меня не бросишь?
ТАНЯ. Глупенький…

Таня берёт Серёгину голову, и кладёт на колени. Серёга сворачивается, поджав ноги, как ребёнок. Таня гладит Серёгу по волосам. Затемнение.

Эпилог.

Затемнение. Из темноты слышны вздохи, сопение, скрип дивана, и так далее.

ГОЛОС ТАНИ. Шилов… Шилов… Шилов… Ай, Шилов! Ой, Шилов… Ну, Шилов…
ГОЛОС ШИЛОВА. Я уже сорок лет – Шилов!
ГОЛОС ТАНИ. Уф, Шилов… Сегодня, Шилов, ты вообще…
ГОЛОС ШИЛОВА. Я свет зажгу?
ГОЛОС ТАНИ. Зачем?
ГОЛОС ШИЛОВА. Кофе хочу.

Вспыхивает свет. Комната, постель в беспорядке. Таня сидит на постели в ночной рубашке, Шилов рядом, укрыт простынёй.

ТАНЯ. В два часа ночи?
ШИЛОВ. Я что, не наработал на кофе?
ТАНЯ. Ну, Шилов!
ШИЛОВ. Нет, ты мне скажи; я наработал на кофе?
ТАНЯ.  Ты наработал на ванну кофе и ещё на тазик со сливками.
ШИЛОВ. Тогда свари мне кофе.

Обнимает Таню.

ШИЛОВ. Кстати! А где твой?..
ТАНЯ. Как всегда.
ШИЛОВ. Труба зовёт?..
ТАНЯ. Ещё как! Он теперь командир особого отряда.
ШИЛОВ. Да ну?..
ТАНЯ. Убери руки! Шилов… Шилов…
ШИЛОВ. Оба-на!.. Подполковник и герой России…
ТАНЯ. Дурак ты, Шилов!
ШИЛОВ. И не пьёт?
ТАНЯ. Шилов, я обижусь.
ШИЛОВ. А если я… Вот… И вот…
ТАНЯ. Шилов!.. Ай!… Погоди!.. Шилов!..
ШИЛОВ. Что - "Шилов"?..
ТАНЯ. Ну, Шилов… Ты вообще…

Слышен стук в дверь. Шилов подскакивает. Таня удивлена, но спокойна.

ТАНЯ. Тихо! Это точно не муж… Серёга сегодня звонил, он на Юге, так что…
ШИЛОВ. Что?
ТАНЯ. Сейчас спросим… Только бы не мама!
ШИЛОВ. А кто у нас мама?
ТАНЯ. Тихо, я сказала.

Таня подходит к двери.

ТАНЯ. Кто там?
ГОЛОС ЗА ДВЕРЬЮ. Танча, открывай! Это я!

Шилов, уже одетый, подкрадывается к Тане.

ШИЛОВ. Ну, кто там ?
ТАНЯ (Смотрит на него диким взглядом, неожиданно хихикает). Оба-на!
ШИЛОВ. Что - оба-на?..
ТАНЯ. Брат.
ШИЛОВ. Какой брат?
ТАНЯ. Из Актюбинска…

Шилов и Таня смотрят друг на друга.

ШИЛОВ. Оба-на…
ТАНЯ. Вот и я говорю - оба-на!..

После чего они начинают смеяться.


           Занавес.

                © Новосибирск, 2003 год