Организация науки

Владимир Спасибо
Принято выделять три основные функции науки:

1)Поиск и исследование неизвестных ранее природных закономерностей и явлений (фундаментальная наука).

2)Применение фундаментальных научных знаний на практике (прикладная наука),

3)Воспроизводство уже накопленных научных знаний и опыта путем их передачи следующим поколениям.

К числу главных особенностей организации науки в СССР относили ее масштабы, сверхцентрализацию и низкую эффективность.

В 1970 г. в СССР в сфере науки и научного обслуживания было занято 3,238 млн. человек, или примерно 3% от общего числа занятых в народном хозяйстве. Расходы на науку из всех источников составляли 11,7 млрд.руб., или 1,8% от ВНП. А с учетом скрытого финансирования – до 4%.

На начало 80-х гг. ученых и инженеров в СССР было почти на 30% больше, чем в США. При этом с 1901 по 1990 гг. граждане США стали обладателями 145 Нобелевских премий в области естественных наук (физика, химия, биология), граждане СССР – 8. Во всех прочих областях (включая литературу, экономику, борьбу за мир) - 217 и 23 соответственно.

В 2007 г. в мире были живы 222 лауреата Нобелевских премий в области науки. Из них 155 работали в США.

На весь остальной мир приходилось 67 лауреатов. 13 - в Великобритании, 11 - в Германии, 9 - Швейцария, 8 - Франция, 4 - Япония, по 3 - Дания, Швеция, Италия, Израиль, Австралия, по одному в Канаде, Китае, Нидерландах, Бельгии и на Тайване. В России - два.

США в 80-е гг. продавали в 30 раз больше технических лицензий, чем СССР. По общему числу ссылок на статьи, опубликованные в 1982-1992 гг. Россия была на 12 месте в мире, а по отношению числа ссылок к числу опубликованных статей – на 81 месте.

В России в 1992 г. в сфере исследований и разработок было занято 1532,6 тыс. человек, из них исследователей – 804 тыс. в 4555 научных организациях. В том числе в 729 научных организациях РАН насчитывалось 144 065 человек, из них научных сотрудников – 63 105 человек.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России составила в 2001 году 885,6 тыс. человек. Число исследователей - 422,2 тыс. человек.

Сокращение примерно вдвое. И оно продолжилось.

Сокращение кадрового потенциала происходило на фоне относительно стабильного количества научно-технических организаций. Более того, число научно-исследовательских организаций возросло почти на треть.

В 2000-е гг. в большинстве стран с развитой экономикой доля затрат на исследования и разработки в ВВП превышала 2,0% (Швеция - 3,80, Япония - 3,04, Швейцария – 2,73, США – 2,64, ФРГ – 2,44, КНР - 2,5). 

В США расходы на науку составляют около $300 млрд./год. Из них одна треть – бюджетные средства. Около 16% общих расходов на науку идет на финансирование фундаментальных исследований, 22% на прикладные, остальное - на разработки.

Основная составляющая спроса на научный продукт приходится на крупные предприятия, главным образом, в наукоемком секторе экономики. Например, в США на крупные компании с численностью занятых свыше 10000 человек приходится 77,9% отраслевых и федеральных расходов на науку в промышленности, в том числе на компании с численностью занятых более 25000 человек - 67,6%.

Расходы на науку в РФ из федерального бюджета в 2005 году составили 58 млрд. рублей. В 2006 году - 72 млрд. В 2007 г. - 98,4 млрд.

В том числе по всем видам Академий наук и учреждений фундаментальной науки - 47,6 млрд. рублей. Из них РАН с отделениями - 32,7 млрд. рублей. Более 50 млрд. рублей - на прикладную науку. Деньги немалые, хотя до американского уровня – как до неба. И тем не менее.

Но вся беда в том, что в неизменном виде сохранилась схема вертикальной организации науки, и роль научного руководства в процессе накопления научного знания.

Академия Наук есть. А науки фактически нет. Поэтому попытки увеличить бюджетное финансирование науки, причем не только фундаментальной, но и даже прикладной ведут только к консервации недопустимого положения.

До 2002 года в России действовали утвержденные в июле 1996 года Правительственной комиссией по научно-технической политике Приоритетные направления развития науки и техники и Критические технологии федерального уровня. Основным недостатком Приоритетов являлся их слишком общий характер. В их число вошли все проводимые ранее фундаментальные исследования Российской академии наук и других государственных академий наук.

В США в 1998 г. на государственную поддержку 97 критических технологий израсходовали $170 765,0 млн.

В России – на 70 критических технологий - $410,0 млн. или 0,2% от расходов США на эти цели. Допустим, сейчас расходуется в 10 раз больше. Но это только 2% от американского уровня. Имитация бурной деятельности.

Основным недостатком формирования Приоритетов и Критических технологий являлось отсутствие критериев их отбора (гласность, использование различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов). Келейно, потихоньку, без обид.

Значительная часть средств федерального бюджета, выделяемых на научные исследования, расходуется на “базовое” финансирование содержания подведомственных научно-исследовательских учреждений, а не на финансирование конкретных научных исследований.

Средства выделяются организации на поддержание ее работы исходя из прошлогодней штатной численности сотрудников. Так финансируются большинство академических институтов.

Базовое финансирование неплохо осуществляется лишь в Сибирском отделении РАН, где только часть средств выделяется в зависимости от численности института, а другая часть выделяется уже по результатам работы - число и место публикаций, выступлений, полученные гранты. Лучше работающие институты получают надбавку к первой части базового финансирования.

Отсутствует системный анализ и оценка эффективности научной деятельности. В ходе проверок Счетной палаты Минпромнауки (Миннауки) России было установлено отсутствие достаточных аналитических материалов с обоснованными оценками эффективности научной деятельности Российской академии наук и отраслевых академий. В то же время на их финансирование направляется половина расходов федерального бюджета на научные исследования.

Годовые отчеты РАН и отделений не содержат оценки работы научных учреждений, а также анализ проблем, имеющихся в деятельности РАН.

Действенным инструментом организации и проведения научных исследований должны были стать РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд), которые создавались в 1992-1994 гг. для государственной финансовой поддержки научных исследований, а также развития малого предпринимательства в научно-технической сфере. Научные фонды признаются в мире наиболее эффективным инструментом сохранения и развития национального научного потенциала.

Эта поддержка должна была осуществляться на конкурсной основе с использованием научной экспертизы. Однако через фонды распределялась крайне незначительная часть бюджетных средств (порядка 8%).

Совсем не так работает Национальный научный фонд (ННФ) - единственное в федеральном правительстве США агентство, функционирование которого полностью посвящено развитию науки и техники.

(У нас, кстати, наукой никто по настоящему не управляет в подлинном смысле слова – цели, задачи, структуры, мотивация, контроль).

Руководящим органом ННФ является Национальный научный совет (ННС), в состав которого входят советник президента по науке и технике (руководитель ННС и ННФ) и ведущие деятели науки и техники (президенты университетов, вице-президенты компаний по науке и технике, ведущие ученые и инженеры). То есть подлинная научная элита.

Члены ННС назначаются президентом на срок 6 лет с таким расчетом, что каждые 2 года меняется 1/3 ННС.

ННФ главным образом финансирует программы фундаментальных исследований (ФИ) в университетах, кооперативных исследовательских фирмах и в малом бизнесе. ННФ производит оценку поступающих заявок и принимает решение о выделении средств. Почти все средства из бюджета ННФ направляет на финансирование программ.

Решения о выделении средств принимаются на основе независимой экспертизы, выполняемой учеными по всей территории страны. Более 50 тыс. ученых и инженеров участвуют в этой работе каждый год. Мнения экспертов концентрируются и обсуждаются в специализированных Комитетах научно-технических советников, состоящих из представителей науки и техники. Контроль за эффективностью расходования средств осуществляется в виде отчетов о результатах исследований. В дополнение к этому ННФ отслеживает публикации, подготовленные по результатам финансировавшихся исследований, а также частоту цитирования этих работ в дальнейшем. Помимо этого в ННФ действует специальная программа оценки эффективности затрат, в соответствии с которой каждая из научно-исследовательских программ раз в три года подлежит обязательной проверке внешними специалистами на предмет выяснения того, насколько хорошо осуществляется управление ею.

В отличие от бюджетного финансирования целых исследовательских институтов, которые представляют собой жесткие организационные структуры и где распределение средств производится зачастую вопреки собственно научным соображениям, система финансирования отдельных проектов имеет большие преимущества. Выдача денег малой группе под конкретный проект — гораздо более гибкая форма, ориентированная на получение конечного результата. Именно ей американская фундаментальная наука обязана своим мировым лидерством.

Финансирование малых групп, ведущих ФИ одновременно во многих областях и по многим направлениям, более выгодно не только в научном, но и в экономическом отношении, поскольку возможная неудача в каждом случае касается относительно небольших финансовых вложений. Работа по той же проблеме нескольких конкурирующих исследовательских коллективов не позволяет упустить время на исправление допущенных ошибок и выбор более подходящих научных методов. Поэтому альтернативность объектов финансирования делает фундаментальную науку менее ресурсоемкой при одновременном сохранении широты фронта и качества исследований.

Каждая отдельная исследовательская программа может проходить процедуру оценки несколько раз по мере смены этапов ее выполнения. Многократное применение оценки и множественность ее форм позволяют определить целесообразность выбора объекта изучения и исполнителя, сверить качество полученных промежуточных результатов с предполагавшимися, оценить научную и практическую значимость конечных результатов для данной фирмы или страны в будущем.

В США выполнение коммуникативной функции внутри научного сообщества, а также между ним и внешними заинтересованными сторонами берут на себя научные ассоциации. Они посредничают, и сами участвуют в национальной кооперации между разными исследовательскими организациями внутри страны и с привлечением иностранных институтов. Организуют семинары, симпозиумы, научные выставки; осуществляют передачу научной информации через свои издания; выдают исследовательские гранты; присуждают премии, проводят другие мероприятия по подготовке научных кадров и т. д.

В США существуют бюджетные лаборатории федеральных министерств и ведомств - это целевые исследовательские организации с постоянным штатом научных сотрудников. Из их числа выделяются национальные лаборатории, деятельность которых имеет общенациональное значение. Именно они проводят основную часть фундаментальных исследований, осуществляемых в государственном секторе.

Государственные лаборатории управляются соответствующими министерствами и ведомствами и предназначены для их научного и технического обслуживания: проведения исследований, выполнения организационно-управленческих функций при заключении исследовательских контрактов с внешними исполнителями, консультирования по вопросам разработки отдельных ведомственных планов, программ, а также научной политики в целом.

Западный опыт показывает, что фундаментальная наука сосредоточена в основном в университетах, и это совершенно естественно. Наши академические институты – безусловный анахронизм.

Доступность фундаментальной теоретической подготовки для очень широкого круга студентов в университетах, приобретаемый ими опыт лабораторных занятий благотворно сказываются на качестве подготовки, на их творческой инициативе, независимости и гибкости. Еще в студенческие годы выявляются одаренные личности, склонные к ведению фундаментального научного поиска. Приобретя опыт самостоятельного проведения ФИ и выбрав для себя научную карьеру, они могут продвигаться по академической лестнице.

У нас существовала Федеральная целевая программа “Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы” (государственные заказчики – Минобразование России и РАН). Затем была принята новая Федеральная целевая программа на 2002-2006 годы. Результатов – ноль.

Особый разговор – об отраслевой науке или прикладной. В период наиболее интенсивного ее роста (1960-1972 гг.) число НИИ в СССР увеличилось с 4196 до 5307. Система НИИ была принята как основная. Она позволяла концентрировать ресурсы для решения общегосударственных задач.

Гигантомания сыграла весьма плохую шутку с отраслевой наукой. В 1940-1970 гг. заработная плата в науке была выше заработной платы в других отраслях народного хозяйства (хотя с середины 50-х гг. ее уровень постепенно снижался). В 1970-1987 гг. уровень оплаты труда в науке был достаточно стабилен, лишь незначительно превышая средний уровень по народному хозяйству. После сравнительно быстрого роста относительно других отраслей народного хозяйства в конце 80-х гг. в 1990 г. уровень заработной платы в науке вновь начал падать.

В итоге зарплата в науке в конце 90-х годов была выше зарплаты только в сельском хозяйстве, отрасли производственных видов обслуживания населения, культуре и искусстве, образовании и лесном хозяйстве.

Собственно, советская прикладная наука "приказала долго жить". Во многом потому, что была попросту бесполезна. При этом поглощая значительные ресурсы.

Потребность в НИОКР появится только с развитием конкурентоспособного российского производства.

 

Заключение

Вероятно, нельзя настаивать на копировании чьего-то, пусть самого удачного опыта. Но понять причины чужого успеха бывает необходимо.

Это роль научного самоуправления, профессиональных научных обществ в решении всех вопросов научной жизни.

Академия наук как консультативная и экспертная организация.

Распределение всех бюджетных средств на научные исследования исключительно на конкурсной основе.

Экспертные конкурсные комиссии должны формироваться научными обществами.

А, самое главное – это стимулирование, корректное, тонкое, участия крупного бизнеса в создании рынка научного продукта.

Поскольку без спроса на научный продукт наука превращается в паразита.