Августа Челышева-Треумова

Кенга
Читать пред.  http://www.proza.ru/2009/12/23/329


АВГУСТА АЛЕКСАНДРОВНА ЧЕЛЫШЕВА-ТРЕУМОВА
(1900-86)

         Про Августу в семье  говорили, что она «с гонором».  Мне, по малолетству той поры, это слово было не совсем понятно, но отношения мои с тетей  Гутей никогда не были простыми, как например, с тетей Тошей.
         Теперь, по прошествии долгих лет жизни, я поняла, что Августа была человеком прямолинейным и честным,  чуждым сантиментов, вероятно, справедливым, но отнюдь   не злым, как иногда казалось из-за ее внешней холодности.
          Бывая в Коврове, я  обязательно один раз  навещала старшую сестру мамы, которая жила на ИНЗе, в районе инструментального завода (впоследствии им. Дегтярева). При этом у меня всегда возникало двойственное чувство – радость  встречи с двоюродными  братом  Левой и сестрой Ниной. Будем вместе играть. Я снова увижу их квартиру в отдельном коттедже, которая меня волнует  необычной роскошью, особенно после нашей комнаты в коммуналке:  несколько комнат, да еще каждая выкрашена в особый, неповторимый цвет. Мечтала снова увидеть стадо больших слонов, пасущихся в гроте  старинного буфета. Но вершина ожидания – грифельная, настоящая доска с большим куском настоящего мела. Рисуй, пиши, сколько хочешь! С другой стороны – мне не хотелось видеть строгое лицо тети Гути, которая словно и не рада мне. Мне чудилось, что мой приход нарушает такой же строгий, как ее лицо, порядок в доме, ведь со мной лишние хлопоты.  И мне становилось неуютно, поэтому больше одного раза в приезд я не ходила к ним.
         Надо сказать, что  такие отношения у Августы были не только со мной.   Остальные члены семьи  тоже не  особенно любили бывать у нее, да и она не слишком баловала родителей своим вниманием.
         Августа вышла замуж за Алексея Федоровича Челышева, который, мягкостью лица и обхождением, словно в противовес жене, уравновешивал ее неприступность.   Помню, у  мамы стоял на виду портрет Леши.  Хорошо образованный, крупный специалист,  занимал высокий пост на ковровском заводе. В 1937 году предприятие посетил Тухачевский. Устроили банкет, на котором присутствовал и Челышев. Когда арестовали Тухачевского, то загребли  всех, кто был на том пресловутом банкете, в том числе и Алексея Федоровича.   Квартиру – тоже.
Августа с детьми Ниной и Левушкой поселилась в мансардной комнате у своих родителей,  где и жили вплоть до начала войны
          Через полгода Алексей вернулся. Но это был уже совсем другой человек. Седой, замкнутый, щека  дергалась. Никогда ничего не рассказывал. Для нас, детей, дядя Леша  начал лепить из хлебного мякиша игрушки и что-то вырезать из дерева,  видимо, научился в лагере.  Запомнилась гнущаяся в суставах змея.  Лешу снова приняли на работу, но с понижением в должности, -  главным технологом завода. Позднее, ему даже вернули одну  комнату с кухней в том же коттедже, где они жили раньше.
        Изо всех детей, которые меня окружали в доме бабушки, мне больше всего нравился Лева, милый, необидчивый мальчик, старше меня лет на 5-6,  и мы, с его сестрой Ниной, которая была старше меня на пару лет,  как две заводные обезьяны, чуть не до слез доводили Левушку дурацкими дразнилками. Безобразно кривляясь, вопили:
 Ать, ать, ать!
 Ложись скорей в кровать!
 Ать, ать, ать!
 Прошу не забывать!
            Как тяжело и стыдно вспоминать об этом. А ведь я любила этого чудесного мальчика. Что же такое бывает с детьми? Считается признаком влюбленности, если мальчик дергает предмет воздыхания за косы. Может,  мое избыточное, навязчивое внимание и было выходом любви к другу?
        Лева  уже тогда болел, а мы этого не понимали. Он умер зимой, кажется,  во вторую зиму   войны.  Дедушка, Александр Георгиевич, тоже болел в это время. Сильное недоедание, даже голод, усугубляли болезнь. От него скрывали тяжелое состояние безмерно любимого им  внука, пытались скрыть и его смерть. Но дедушка, словно почувствовал, вышел на кухню и увидел крышку гроба…
       После этого больше уже не поднимался. Шестьдесят  шесть лет, а на фото – старенький.
       Августа, гордая, сдержанная в проявлении родственных чувств, до самой смерти не слишком дорожила семейными  отношениями. Жила с дочерью, о ней мы с мамой знали мало.
В 1990 году, когда я была с братом Вадимом и его сыном Петей  в Коврове, Антонина рассказала мне, как незадолго до смерти Августы  она решила навестить старшую сестру, купила что-то, пришла,  но Августа отказалась принять  подарок, сказав, что у нее есть все. Антонина ушла,  глотая слезы, и отдала подарок первой встречной старушке.

                Читать продолж. http://proza.ru/2009/12/25/960