13. Одиночество Идущего по Пути

Книга Размышлений
Размышления по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…»

ОДИНОЧЕСТВО ИДУЩЕГО ПО ПУТИ

«Тот, кто идет по Пути – одинок и в опасности», - утверждают китайцы.
«Дорога твоя только тебе одной предназначена», - напутствовала Баба Яга Кикимору.
Так почему же все-таки одиночество?
Может ли быть Путь совместим с «полноформатной» жизнью в обществе? Погруженностью в мораль, статусные отношения, поток развлечений и удовольствий.
Буддизм с его освобождением от земных страстей, фактически, дает отрицательный ответ на этот вопрос. Может быть, именно поэтому он и разделился на две ветви. (Последователи хинаяны видят в Будде учителя, указавшего способ освобождения, и место бога в ней занимает всеобщий нравственный закон кармы. Для махаянистов же Будда – всеблагой и всемилостивейший бог).

Но если для ума восточного четырехсторонняя истина является элементом веры и не требует доказательств, то ум западный стремится любое положение обосновать путем логических рассуждений (даже то, во что можно только верить). А посему вновь придется выверять алгеброй гармонию.
В предыдущих разделах не раз подчеркивалось, что результат духовных исканий может быть востребован спустя несколько столетий. Возникает вопрос, может ли человек, будучи погруженным в современные ему моральные, человеческие отношения, создать нечто, что будет волновать людей, живущих в совершенно другой действительности, услышать «зов будущего»? Думаю, что нет. НЕЛЬЗЯ ОДНОВРЕМЕННО НАХОДИТЬСЯ ВНУТРИ ЖИЗНИ И БЫТЬ ВНЕ ЕЁ. (Хотя, конечно, случаются счастливые исключения).
Большинство из нас предпочитает заимствовать морально-этические принципы извне, но если Идущий дистанционируется от окружающей действительности, то ему не остается ничего другого, как ВЫСТРАИВАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИР – опору своих духовных изысканий. Возвращаясь к предыдущему разделу, можно сказать, что он должен вступить на Большой Путь.

Вновь процитируем интервью Александра Ф.Скляра.
«— Тот, кто идет по Пути, он ориентируется на свои внутренние ценности?
— Конечно, конечно. Без сомнения.
— Если внутренняя система ценностей — это главное, первичное и основное, то это означает, что внешние ценности, ну, общественные, это вторично?
— Ну, конечно
— Это означает, что, если мир тебя не признает…
— Он просто выкинет тебя.
— Но это ты сам сделал свой выбор? А признает или не признает, это зависит от твоего мастерства и от расположения звезд?
— Да, конечно.
— И обижаться не на что?
— Не на что».
И далее:
«— У меня такое впечатление, что ты создал некий мир и живешь внутри него?
— Абсолютно точно. Абсолютно точно.

— Я создаю мир вокруг себя и стараюсь поставить себя в центр этого созданного мной мира. Это факт. Это то, ради чего я вообще занимаюсь тем, чем я занимаюсь. Это позволяет мне организовать мою Вселенную. Это правильно. Я ведь очень много думал на эту тему в силу своих личных обстоятельств, жизненных обстоятельств. Я не тот человек, который сразу пришел к идее музыки, как способу существования. У меня была диаметрально другая линия жизни. Так сложилось. И эту диаметрально другую линию я всячески старался сломать. И доказать самому себе».
Александр затронул еще один важный аспект одиночества. Если общество тебя не признает (а прижизненное признание встречается гораздо реже), то оно просто выкидывает тебя на задворки. Происходит процесс взаимного отталкивания. Идущий пытается отстраниться от окружающей действительности, чтобы услышать «зов будущего», а общество в ответ платит ему тем же – поворачивается спиной, а то и вовсе избавляется, как от неприятного раздражителя.
(«Поняла Кикимора, как от Яги домой воротилася, что только на себя, да силы собственные надеяться надобно. А ежели и поможет кто, то спасибо ему великое, но в расчет этого брать никак нельзя»).
«Ты поднялся над людьми, но чем выше ты поднимаешься, тем более мелким ты кажешься завистливым глазам. А больше всего люди ненавидят того, кто умеет летать», - писал Ф.Ницше в «Так говорил Заратустра».
Но как тогда жить, когда окружающие тебя ценности постоянно противоречат внутренним?
Выход, на мой взгляд, один – УХОДИТЬ ВО «ВНУТРЕННИЙ» МОНАСТЫРЬ.
«Чем дальше ты идешь по пути, тем более одиноким ты становишься. Это факт, это действительно так и есть. Я это ощущаю уже. При этом внешнее количество людей, которые тебя окружают, не имеют к этому никакого отношения. Это путь внутреннего одиночества», - продолжаем цитировать Скляра.

Осталось понять, как жить в одиночестве (пусть и духовном) и не сойти с ума?
(В тюрьме самым суровым наказанием считается заключение в одиночную камеру. Примерно через три недели человек начинает терять рассудок и разговаривать с являющимися ему фантомами).
Методом проб и ошибок нашли единственное средство – БЫТЬ ТВОРЦОМ. Круг замкнулся. Идущий по Пути становится одиноким, и само это одиночество заставляет дальше идти по Пути.

Содержание «Книги размышлений»

Несколько предварительных слов -  http://www.proza.ru/2009/09/21/531
Зарождение язычества -  http://www.proza.ru/2009/09/23/5
Размышление о Пути
1. Тема для размышления - http://proza.ru/2009/12/17/665
2. Хлопок одной ладони - http://proza.ru/2009/12/17/670
3. Совмещение несовместимого - http://proza.ru/2009/12/17/675
4. Различие между восточным и западным мышлением - http://www.proza.ru/2009/12/18/530
5. Западная интерпретация Пути - http://www.proza.ru/2009/12/18/543
6. Одинокий Путь Фридриха Ницше - http://www.proza.ru/2009/12/19/290
7. Технико-гуманитарный баланс - http://proza.ru/2009/12/20/831
8. Гуманитарная составляющая баланса - http://www.proza.ru/2009/12/21/578
9. Избыточное многообразие. Большой и малый Пути - http://proza.ru/2009/12/22/690
10. Медитация по «Так говорил Заратустра» - http://www.proza.ru/2009/12/22/697
11. Личный баланс - http://proza.ru/2009/12/23/102
12. Осознание Пути – http://proza.ru/2009/12/24/484
13. Одиночество Идущего по Пути - http://proza.ru/2009/12/24/485
14. Двигаться дальше – как страшно - http://proza.ru/2009/12/25/914
15. Ван Гог и его Путь - http://proza.ru/2009/12/25/918
16. Ответная реакция Пути – http://www.proza.ru/2009/12/27/898
17. Мудрый Гаральд - http://www.proza.ru/2009/12/27/901