Бог всем нам судья...

Владислав Врублевский
ЧЕТВЕРТЬ  ВЕКА  НАЗАД
или
Званный  ужин  на  восемь  кувертов…


Дело  было  в  Адриатическом  море,  самом  красивом  «заливе»  Средиземноморья. 

Наша  отличная  подводная  лодка  при  совместных  учениях  с  авиацией  и  надводными  кораблями  стран  Варшавского  договора  была  фактически  уестествлена  практической  торпедой.  Этот  кусок  металлических  безделиц  весом  чуть  больше  полу  тонны   успешно  (с  оценкой  «зачёт»)  снёс  наш  левый  бортовой  огонь… 
При  этом,  даже  теоретически,  нисколько  не  напугав  наш  экипаж. 
Хотя  еботреснуло  здорово…

И  пусть  кто-то  скажет,  что  так  не  бывает…
Как  говаривал  классик  «Не  думай,  что  жизнь  так  проста…
Она  ещё  проще»…
 
Плавали,  знаем…
Просто,  наверное,  на  торпедо-технической  базе  кто-то  из  братьев  поляков  сэкономил  на  спирте  ректификате  далеко  не  высшей  степени  очистки…
Вот  торпеда  и  «провалилась»  как  в  сугроб… 
Случалась  такая  «хрень»…   
Но,  бывало  и  по  круче…

С  такой  неисправностью  защищать  Социалистическую  Родину  было  недопустимо…
И  естественно,  не  говоря  уже  о  разборках  со  сталинскими  соколами  (авиаторами),  нам  предстоял  меленький  такой  ремонт  в  одном  из  иностранных  портов  дружественных  или  лояльных  СССР  государств…
При  всём  разнообразии  выбора,  альтернатив  в  этой  части  СРМ  (Средиземного  моря)  было  всего  три…

По  всем  канонам  мирного  времени  сложилась  нештатная,  но  безусловно  «клёвая»  с  любой  точки  зрения  ситуация  для  всего  перволинейного  экипажа…

Как  говаривали  и  учили  аксакалы  подводницкого  флота:  лучше  плохо  стоять  у  причала,  чем  хорошо  ходить  по  морям  и  океанам…

Естественно  получив  приказание  всплыть  и  в  надводном  положении  открыто  следовать  в  ближайший  порт  ТИВАТ  Социалистической  Федеративной  Республики  Югославия,  четверть  экипажа,  уже  побывавшая  в  этом  знатном  черногорском  (просьба  не  путать  с  черноморским)  городе,  предвкушала  отличнейший  и  разноплановый  отдых…

Зайдя  в  «Жемчужину  Адриатики»  -  Которскую  бухту  без  лоцмана  и  с  присущим  флотским  шиком  ошвартовавшись  вторым  корпусом  к  однотипной  советской  подводной  лодке.
  Командир  корабля  и  его  старший  помощник,  сошли  на  берег  с  раненного  корабля  первыми… 
Так  бывает  в  жизни…

Кэптен  подводного  исполина  капитан 2 ранга  АНДРЕЕВ  Валерий  Николаевич,  уже  попавший  в  историю  благодаря  легендарному  походу  на  подводной  лодке  «Челябинский  комсомолец»  с  представителем  Центрального  Комитета  ведущей  и  направляющей  партии  Союза,  ранее  уже  дважды  побывал  в  ТИВАТЕ.  Именно  поэтому,  еще  при  заходе  в  Которскую  бухту  связался  с  оперативным  дежурным  Военного  Завода  имени  Саввы  КОВАЧЕВИЧА,  и  за  15  минут  разговора  на  отличном  сербскохорватском  языке,  решил  все  организационные  моменты,  включая  заказ  столика  на  восемь  кувертов  в  отличном  прибрежном  ресторане  «КАЛИМАН»…

  Директор  завода  «по  гражданке»  встречал  Валеру  у  трапа,  поданного  швартовой  командой  с  ремонтирующейся  братской  подводной  лодки…

Поговорив  10  минут  с   Директором  завода,  и  представив  ему  своего  старшего  помощника,  обменявшись  крепкими  рукопожатиями  с  офицерами  полярнинской  субмарины,  командир  АНДРЕЕВ  убыл  в  заводоуправление  на  обед…

 
Объявив  большой  сбор,  выстроив  на  причальной  стенке  экипаж,  4.5 месяца  бороздивший  моря  и  океаны,  старпом  Булат  МАЕВСКИЙ  провёл  короткий  военный  инструктаж…   

И,  плановая  работа  началась…

После  ужина  часть  личного  состава  под  руководством  заместителя  командира  по  политической  части  убыла  в  культпоход  на  просмотр  художественного  кинофильма  (единственный  ежедневный  на 95%  эротический  сеанс в  20:20).  К  полуночи  культпоходчики  вернулись  на  корабль  в  полностью  разобранном  состоянии,  но  это  уже  другая  (отдельная)  история….

Свободные  от  вахт  и  дел  праведных,  офицеры  убыли  на  братание  с  ливийскими  подводниками,  проходящими  доковый  осмотр  на  заводе  Саввы  КОВАЧЕВИЧ,  в  полутора  километрах  от  нашей  сегодняшней  стоянки…

Вторая,  меньшая  часть  офицеров,  мичманов,  старшин  и  матросов,  заступила  на  всевозможные  дежурства  и  вахту. 

Одним  словом,  все  занялись  своими  делами.  А  это  главное  на  флоте,  когда  все  делают  своё  дело…
Да  и  в  обычной  жизни,  наверное,  так… 

И  в  это  замечательное  благословенное  для  командования  время  «мастер»  вспомнил  о  заказанном  столике  в  ресторане  «КАЛИМАН»  на  восемь  персон…

И…,  предложил  Булату  МАЕВСКОМУ  вспомнить  молодость  (тряхнуть  стариной)…



*     *     *


Оперативный   скачок  во  времени  (на  полтора  года  назад) …
1984 год  январь…

Именная  подводная  лодка  «Мурманский  комсомолец»  прибыла  в  город  ТИВАТ  (СФРЮ).
Де-юре  для  ремонта  материальной  части  и  восстановления  своей  боевой  готовности,  де-факто  для  оказания  югославским  братьям  и  сёстрам  скрытой  материальной  помощи…

Любой  ремонт  военного  корабля,  а  подводной  лодки  в  особенности,  это  вещь  сама  в  себе…
Ремонт  можно  только  начать  или  прекратить…
А  вот  практически  довести  любой  ремонт  на  военном  корабле  до  логического  конца  даже  теоретически  невозможно…
 
Почти  через  год  нахождения  в  чудном  приморском  городе,  безупречной  по  отношению  к  русским  (советским)  морякам  атмосфере  республики  Черногория,  великой  без  всякого  преувеличения  стране,  наши  герои,  как  люди  государственные,  поняли  ещё  некоторые  особенности  своего  пребывания  здесь…
При  подготовке  к  подписанию  итоговых  документов  об  окончании  ремонта,  путём  несложных  арифметических  расчётов  (перевода  клиринговых  долларов  в  американские  доллары,  а  затем  американских  рублей  в  советские),  АНДРЕЕВ  и  МАЕВСКИЙ  пришли  к  неутешительному  для  себя  выводу.  Всё,  что  происходило,  и  во  всём,  что  происходило  в  течение  всего  времени  ремонта,  была  только  политика…

Об  экономике  говорить  не  приходилось…

За  деньги,  потраченные  на  фиговенький  по  большому  счёту  ремонт  подводной  лодки  на  верфях  ТИВАТА,  на  Адмиралтейских  верфях  в  ПИТЕРЕ  можно  было  легко  сваять  два  новых  парохода  подобного  проекта…

Но,  это  некое  прозрение  произойдёт  только  через  11  месяцев…

А  пока  наш  замечательный  подводный  рейдер  прибыл  в  братскую  страну,  цари  которой,  начиная  с  НЕГОША  Петра  Петровича  (молочного  брата  Петра  Алексеевича  РОМАНОВА)  женились  исключительно  на  русских  царевнах(!!!)…

В  республику,  где  каждая  симпатичная  черногорская  дама  имела  маму  или  бабушку  русской  национальности…

В  город,  где  каждого  офицера  с  прибывшей  на  ремонт  подводной  лодки,  могли  в  любом  кафе,  не  говоря  о  ресторанах,  напоить  и  накормить  за  счёт  заведения…

И  всё  это  всамделишные исторические  факты,  всеми  признанные…


По  куче  всяческих  бумаг,  подписанных  ну  очень  большими  начальниками,  на  Военном  Заводе  в  специально  построенной  гостинице  для  обеспечения  ремонта  «Фокстротов»  (в  некотором  смысле),  должна  была  остаться  только  часть  экипажа,  под  командованием  командира  подводной  лодки. 
Число  подводников  остающихся  для  организации  и  обеспечения  ремонтных  работ  было  строго  регламентировано  и  составляло  приблизительно  треть  штатного  состава  подводной  лодки…

Остальные  счастливцы  во  главе  со  старшим  помощником  должны  были  быть  отправлены  в  СОЮЗ  ближайшей  оказией…

На  все  организационные  перетрубации  отводились  считанные  дни…

Именно  поэтому  все  роли  были  расписаны  ещё  в  Главной  Базе  -  в  городе  ПОЛЯРНОМ.  И  сегодня  каждый  сверчок  на  подводной  лодке,  знал  свой  шесток  и  план  боевой,  политической  и  иной  подготовки  на  5 – 6  месяцев  вперёд…

Так  редко,  но  бывает  на  флоте…

Ибо…
Как  гласит  одна  из  североморских  присказок:
«На  флоте  во  времЯ  бывает  только  подъём»…

В  день  прибытия  в  Югославию  всем  без  исключения  подводникам  были  выданы  югославские  денежные  знаки,  без  каких-либо  ограничений  (в  разумных  пределах,  конечно)…

Старпом,  в  своё  время,  проживший  в  ТИВТЕ  почти  год,  и  знавший  этот  небольшой  город  лучше  родного  ПИТЕРА,  в  увольнение  на  берег  не  рвался,  и  спокойно  собирался  домой…

Помощник  -  здоровенный  мужичИна  Витя  СТАХОВ,  непонятно  по  какой  причине  перед  сходом  на  берег,  зашёл  в  каюту  старпома  и  как-то  по-собачьи  пытался  заглянуть  в  жесткие  стальные  глаза  Булата…

  Виктор  произнёс  фразу,  точнее  набор  слов,  которые  капитан 3 ранга  МАЕВСКИЙ  потом  вспоминал  долгие  годы…

  «Булат  Владимирович,  я  Вас  очень  уважаю…   
Но,  мне  очень  нужно  в  СОЮЗ…»


На  ужине  в  офицерской  кают-компании,  как  и  предполагалось,  собралось  ровно  три  офицера… 

Учитывая,  возможно  последнее  общение  на  радушной  черногорской  земле  в  такой  компании,  усугубили…


Настроение  приподнялось,  но  прибежавший  посыльный  (самая  передовая  после  (половой)  связь  того  времени)  его  (настроение)  опустил  ниже  ватерлинии…

Двумя  словами:  помощник  СТАХОВ  устроил  пьяный  дебош  в  местной  кафане,  с  мордобоем  полицейского,  etc,  etc,  etc… 


«Прощай  Питер,  здравствуй  Тиват!!!»  моментально  пронеслось  в  голове  у  старпома  МАЕВСКОГО…



*     *     *

Через  32  часа  бОльшая  часть  экипажа  во  главе  с  капитан-лейтенантом  СТАХОВЫМ  была  отправлена  на  заводском  буксире  на  военный  танкер  «БУБНОВ»  вставший  на  якорь  в  жемчужине  Адриатики…
Предстоял  маршрут  старый  как  мир:  Югославия – Севастополь – Мурманск – Полярный…

И  всё…

 Для  оставшихся  в  СФРЮ  моряков  начались  серые  будни  ремонта  подводной  лодки  в  иностранном  порту  со  всеми  вытекающими  отсюда  последствиями…

Так  уж  исторически  сложилось,  что  4 эскадра  подводных  лодок  Северного  флота  стала  в  своё  время  кузницей  адмиральских  кадров…
Мальчишки  в  воинских  званиях  капитанов 2 ранга  назначались  на  адмиральские  должности…

Почти  как  на  войне…
Хотя  если  вдуматься,  война  на  море  никогда  и  не  заканчивалась…
   
Поэтому  практически  всегда  в  Югославии  оставался  один,  максимум  два  старших  офицера…

Учитывая  залёт  СТАХОВА,  экипаж  подводной  лодки  в  ТИВАТЕ  представляло  на  текущий  момент  целых  четыре  капитана 3 ранга…

Во,  как!!!

И  это  также  способствовало  дальнейшему  нестандартному  развитию  событий… 

*     *     *

На  второй  день  ремонта,  прогуливаясь  по  причалу  между  своей  родной  подводной  лодкой  и  ремонтирующейся  плавучей  базой  подводных  лодок  (большого  надводного  корабля  обеспечения),  также  находящегося  в  ремонте,  Булат  встретил  одного  из  бесчисленного  количества  офицеров  вышеозначенной  плавбазы.

Русоволосый,  небольшого  роста  в  кителе  с  капитан-лейтенантскими  погонами  и  соответствующими  нашивками  офицер  к  удивлению  Булата  назвал  его  по  имени  и  отчеству  и  произнёс  довольно  длинный  монолог,  из  которого  старпом  подводной  лодки  понял  следующее…

Братья  по  социалистическому  лагерю  -  югославы,  равно  как  и  любой  разумный  военный  человек  собирают  всевозможную  информацию  в  том  числе  и  о  наших  советских  кораблях,  офицерах,  etc, etc,  etc… 
   
Наши  компетентные  органы,  к  которым  имеет  честь  принадлежать  стоящий  перед  МАЕВСКИМ  капитан-лейтенант  СВИРИДОВ,  естественно  проводят  аналогичную  работу…

Югославские  контрразведчики  (ихняя  служба  безбедности)  по  каким-то  только  им  понятным  причинам  на  сегодняшний  момент  полагают,  что  Булат  МАЕВСКИЙ  -  новый  резидент  советской  разведки,  прибывший  в  ТИВАТ  для  осуществления  некоего  действа…

   
Просьба,  просьбища  к  Булату  сыграть  определённую  «юговской»  спец.  службой  роль  и  тем  самым  отвлечь  этих  «маромоев»  от  главного  действующего  лица…

Для  решения  поставленной  Булату  задачи  из  специального  фонда  ежемесячно  будет  выплачиваться  бонус  равный  заработной  плате  выдаваемой  старпому  ежемесячно…

Вопрос  с  командиром  подводной  лодки  решён… 
Командир  за  помощь  старпому  в  выполнении  поставленной  задачи  будет  получать  ровно  такой  же  бонус  ежемесячно… 

Основная  задача  Булата  -  имитировать  кипучую  деятельность  с  посещением  всевозможных  заведений  исключительно  в  гордом  одиночестве  или  с  минимальным  сопровождением,  явно  манкируя  своим  особым  положением  на  экипаже…

СПРАВКА:
В  те  замечательные  времена  советские  офицеры  могли  выходить  в  город  только  тройками  (по  три  человека,  не  меньше),  перед  выходом  в  город  их  88  раз  инструктировали,  etc,  etc,  etc…

*     *     *

С  этого  замечательного  (особливого)  дня  командир  подводной  лодки  и  старпом  каждое  13  число  месяца  (день  выдачи  заработной  платы  в  ВМФ  СССР)  посещали  ресторан  «КАЛИМАН»  и  гурманствовали  там  за  счёт  соответствующего  (до  конца  не  ведомого  им)  ведомства.


Как  правило,  заказ  двух  офицеров  состоял  из  двух  мясных  ассорти,  каждое  рассчитанное  на  четыре  персоны,  массе  всевозможных  салатов,  жареного  картофеля  и  других  более  экзотических  овощей. 
Всё  это  спокойно  и  с  превеликим  удовольствием  съедалось  под  литр  водки  на  двоих  и  десять  стандартных  бутылок  пива  (также  на  двоих)…

На  десерт  командир  пил  великолепный  заварной  кофе  «по-венски»  с  вишнёвым  ликером,  а  Булат  съедал  ещё  несколько  фирменных  сэндвичей  с  двумя – тремя  кружками  уже  разливного  немецкого  «Хайнекена».   

По  субботам  и  воскресеньям  Булат  с  разрешения  командира  подводной  лодки  брал  заводской  легковой  автомобиль,  и,  как  правило,  с  двумя  офицерами  с  подводной  лодки  путешествовал  по  чудесной  стране,  оставляя  за  собой  след  лёгкого  мотовства…

В  будни  «отличиться»  было  сложнее…
Но,  голь  на  выдумки  хитра,  особенно  при  наличии  в  кармане  денежных  знаков,  за  которые  следовало  ежемесячно  отчитываться,  а  использование  их  (денежных  знаков)  было  строго  регламентировано…
Только  на  разгул…

Буйство  во  благо  продолжалось  семь  (!!!)  месяцев…

На  восьмом  либо  Булат,  либо  СВИРИДОВ,  либо  оба  прокололись…

Но,  ужин  на  двоих  в  ресторане  «КАЛИМАН»  вошёл  в  традицию…

Тринадцатого  числа  любого  месяца  двух  командиров  с  подморницы  встречали  цыгане,  сюрпризы  и  куча  любопытных  посетителей  ресторана,  приходящих  посмотреть  на  настоящих  русских  подводников…
Офицеров  съедавших  за  2- 3  часа,  недельный  продовольственный  паёк  взрослого  двухметрового  черногорца,  активно  занимающегося  спортом…
А  уж  выпивка…
Водка  с  пивом!??…
И  не  пьянели…   

*     *     *


Однако…
   Возвращаемся  в  1985  год…

Столик  на  восемь  персон  ждал…
А  у  командира  в  наличии  было  только  три  офицера…

Но,  любому  подводнику  собраться,  только  подпоясаться… 
А  хорошему  командиру  принять  столь  не  сложное  решение  как  два  пальца…
Ну,  Вы,  конечно,  понимаете…

Бросив  недоеденное  и  не  допитое  три  подводника  двинулись  таки  в  «КАЛИМАН»…

Приморский  городок  уже  отходил  ко  сну… 
Здесь  практически  никогда  не  происходило  никаких  шумных  событий,  и  именно  поэтому  сюда  в  те  замечательные  времена  приезжали  отдыхать  богатые  люди  пожилого  возраста  из  Европы  (естественно  западной)…

Офицеры  не  торопясь  двигались  по  набережной  по  направлению  к  своему  любимому  ресторану...
  И  о  чудо,  увидели  у  набережной  около  парапета  господина  СВИРИДОВА  -  советского  разведчика  в  окружении  четверых  миленьких,  глупеньких,  молоденьких,  но  уже  совершеннолетних  даже  по  европейским  меркам  девчонок…

СВИРИДОВ  в  шикарном,  без  всякого  сомнения,  американском  джинсовом  костюме  на  шестиструнной  гитаре  виртуозно  исполнял  русские  народные  мелодии  в  современной  обработке…
Девчонки  «пИсали  электролитом»…

Три  плюс  пять,  как  известно,  равняется  восьми…

…утром  выяснилось,  что  вечер  удался  на  славу…


ЭПИКРИЗ…

Совсем  недавно  товарищи  из  города  ОЛЬДЕНБУРГА  (ФРГ)  прислали  Булату  статью  из  русскоязычного  журнала,  издаваемого  в  Германии.
Статья  называлась  «Герой  Советского  Союза  из  КЁЛЬНА»…

Увидев  на  отличной  цветной  фотографии  в  белом  адмиральском  кителе  со  звездой  героя  на  груди,  небезызвестного  в  узких  кругах  капитан-лейтенанта  СВИРИДОВА  Булат  удивился  только  его  сегодняшней  (очередной)  легенде…

Сегодня,  судя  по  интервью  в  журнале,  наш  доморощенный  Джеймс  БОНД  довольно  успешно  исполнял  роль  первого  командира  ракетного  подводного  крейсера  Стратегического  Назначения  «ТАЙФУН»,  попавшего  в  крутейшую  аварию…

Жаль  тогда  (во  время  ужина  на  восьмерых),  АНДРЕЕВ  и  МАЕВСКИЙ  не  успели  до  конца  посвятить  будущего  адмирала  СВИРИДОВА  во  все  нюансы  командирского  подводницкого  бытия…

Бог  всем  нам  судья…
   
 
Улица  ЦИОЛКОВСКОГО,  дом 11
23.12.2009 года,  среда…
   

От  автора.
Уважаемые  братья  по  оружию,  товарищи  и  господа!!!
Я,  как  и  мои  герои  прожил  в  Чудесной  Югославии  почти  год…
До  сегодняшнего  дня  я  восхищён  историей  этого  уже  не  существующего  государства,  красотой  его  мужской  половины…  Спортивностью  и  мужественностью  черногорских  мужчин…
Также  поражён  удивительной  природой,  доброжелательностью  и  простотой  всех  югославов  с  кем  приходилось  сталкиваться  практически  во  всех  республиках  этого  государства…
И  ещё  многим  и  многим  другим…

В  связи  с  этим,    
прошу  Вас  помочь  мне  исправить  неточности  и  выслать  в  мой  адрес  замечания  по  вышеизложенному…
С  уважением  и  наилучшими новогодними пожеланиями,
Владислав ВРУБЛЕВСКИЙ, sotek@inbox.ru