Наивное искусство Валерия Синицына

Нина Писарчик
      Существует понятие - наивное искусство. В живописи оно узаконено: существуют особые выставочные залы, организуются вернисажи художников-примитивистов, их произведения изучаются специалистами-искусствоведами.
      В литературе совсем иные отношения. Считается, что самоучкам здесь нет места... Но, бывает же, что человек родился поэтом и, как птица, бессознательно выпевает своё слово, не заботясь о форме. Он просто не знаком с правилами стихосложения; пишет, как пишется; и временами из словесного хаоса возникают целостные вещи. Кажется, вот, чуть-чуть подправить, и миру предстанет произведение литературы...
      Всё вышесказанное отношу к Валерию Синицыну. Фамилия автора - как нельзя лучше - характеризует его творчество. Как синичка тенькает-выпевает что-то своё, отличное от всех, так и Валерий Синицын создаёт вполне зримые поэтические образы. Случайно, на созвучиях, проскользнувшая рифма только добавляет обаяния. Его поэзия сродни наивной живописи.
      Совсем иное отношение у меня к его "частушечным" четверостишиям. Пошлость и пошлость!

      Наметали стог высоко.
      На макушечке стою.
      Ветром сарафанчик вздует -
      Всех сфотографирую.

      Вообще, в одной книге с поэтическими опытами частушки выглядят особенно вульгарно. Замечу, что частушки, как жанр, я обожаю! К частушкам же Валерия Синицына отношусь отрицательно ещё и потому, что это нескладухи, лишённые и рифмы, и поэзии. Здорового народного юмора в них тоже нет.
      Жаль, в многочисленных сборниках Валерия Синицына намешано всякого, без разбору. Но, образцы высокой поэзии в них тоже есть. В заключение приведу именно такой пример, правда, с небольшой моей редакцией:

      Среди унынья
      повседневной хмари
      февральским утром
      миг настанет,
      когда ещё восхода
      не дождавшись,
      какой-то луч
      из перламутра,
      платины
      и стали
      сквозь серую гуашь
      и акварель
      на небосклоне
      мелькнёт
      в случайном камне,
      витраже ли...
      Мишенью избирает
      моё сердце -
      центр Вселенной.
      Его прямое попаданье -
      вот отрада,
      кривизны миров
      связующая тяга.