Аватар - смерть фашистским оккупантам!

Александр Токарев
Новый фильм Джеймса Кэмерона порадовал. Это, пожалуй, лучшая фантастическая картина последнего десятилетия, причем как в плане спецэффектов, которыми сегодня удивить кого-либо трудно, и чтобы сделать это, надо сильно постараться, так и в плане содержания, которое подкупает не глубиной, а своими недвусмысленными параллелями.  Герой фильма Джейк Салли (Сэм Уортингтон)  - бывший морской пехотинец, прикованный к инвалидному креслу, - получает задание совершить путешествие в несколько световых лет к базе землян на планете Пандора, где корпорации добывают редкий минерал Унобтаниум. Там же работает группа ученых-исследователей. И если у них интерес к планете вполне научного характера, то у клерка ресурсодобывающей корпорации, в распоряжении которого  группа спецназа под командованием полковника Куоритча (Стивен Лэнг), иное видение ситуации – ради наживы он готов изгнать с насиженных мест местных жителей На'ви – людей высокого роста с синей кожей, длинными косами и хвостами. Вторжение землян на их территорию спровоцировало рост напряженности между двумя видами и вывело их на тропу войны.
Героя подключают к генетическому двойнику - аватару, похожему на пандорианца, и посылают к аборигенам. При первой же высадке в «джунгли» Салли, ввязавшись в схватку с жуткими монстрами, населяющими планету, отрывается от экспедиции, а после, заблудившись, знакомится с местной принцессой. Салли внедряется в племя, знакомится с жителями, проникается их обычаями и верой. И в конце концов становится частью их народа, забыв о том что полковник обещал ему новые ноги в случае успешного выполнения  задания. Бывший морпех и прекрасная «принцесса», естественно влюбляются друг в друга, а после преодоления всех противоречий в отношениях вместе дерутся не на жизнь, а на смерть с оккупантами, одерживая блестящую победу.
Основная мысль картины очевидна. Ее выражает сам Джейк Салли, поняв, кто и с какой целью его использует: если кто-то имеет нужную тебе вещь, надо во всеуслышание назвать его врагом, а после отнять необходимое под предлогом защиты. Кто и с кем поступает подобным образом в современном мире, думаю объяснять не надо. Интересны  опять же недвусмысленные параллели с агрессивной политикой США в отношении стран-изгоев. Тот же самый клерк компании с нескрываемым удивлением говорит  о том, что мы-де хотели дать туземцам образование, дороги, медицину, а они выбрали «грязь». Но смотрящий картину зритель понимает, в ком на самом деле больше грязи – в аборигенах На'ви или в пришедших их «окультуривать» «небесных людях». Даже внешне уродливые корабли землян контрастируют с миром На'ви, живущих в гармонии с животным и растительным миром, несмотря на свой не такой уж и кроткий нрав.
Интересно и то, что в разговоре с Джейком Салли полковник вскользь упоминает, что участвовал в операциях американского военного контингента в Венесуэле и Нигерии и чудом остался жив. А значит - действие фильма происходит уже после вторжения США в эти страны. Таким образом Кэмерон как бы предостерегает человечество от подобного развития событий.
Также в фильме указывается и на то, что земляне практически полностью уничтожили живую оболочку своей планеты – ее растительный и животный мир - и теперь стремятся сделать то же самое на Пандоре.
На совещании перед решающей битвой полковник Куоритч объявляет, что операция по усмирению пандоранцев получила кодовое название «Шок и трепет». Так, если кто не забыл, называлась военная доктрина американского контингента на Ближнем Востоке, разработанная специально для вторжения в Ирак, в результате которой американцы осуществили его оккупацию.
В финале картины герой обращается к божественному дереву и просит помощи. А на замечание своей возлюбленной «принцессы» о том, что оно не принимает чью-либо сторону, а поддерживает равновесие, отвечает, что он все же попытался. И не ошибся! Силы природы вмешиваются в конфликт и разносят в пух и прах армию пришельцев.
Так что, хотел того Кэмерон или не хотел, но своим фильмом он показал, КТО именно является новой «империей зла» в мире, и ЧТО с этой империей может в конечном счете произойти, если она не остановит свою наглую агрессию. Свои же морпехи разгромят.